Главные вкладки

    Обобщение педагогического опыта по химии
    статья на тему

    Зеленкова Валентина Денисовна

    Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

    учителя химии высшей категории Зеленковой В.Д.

    МОУ Речная Основная Общеобразовательная Школа

    Тема педагогического опыта.

    Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.

    Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

    В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется все большее применение его творческих возможностей, так как  именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность. Практическая значимость опыта состоит в разработке методики творческого развития подростка в условиях сельской школы и средств диагностики динамики личностного роста подростка.

    Источник изменений.

    Основной источник изменений – это противоречия, лежащие между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика  современной модели образования к 2020 году, представленными в  государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».  Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты («Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» - А. Фурсенко).

    Теоретическая база опыта.

    - о деятельности и общении как ведущих факторах развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
    - о творческой реализации личности как основе экзистенциально-гуманистического подхода в психологии и педагогике (А.Маслоу,  Р. Мэй,  К.Роджерс, Э. Фромм и др.);
    - о связи образования и культуры и необходимости  воспитания человека "культуры", способного к продуктивной творческой деятельности (Е.Я. Басин, С.И. Гессен,  Д.А Леонтьев,  С.Ю. Курганов и др.);
    - об образовательной среде как комплексе условий организации жизнедеятельности и развития личности ( Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Л.В.Занков,   И.С. Якиманская, и др.).                              

    Идея изменений.

    Работа ориентирована на эмоционально-чувственное направление развития, целью которого является не только формирование определенных знаний, умений и навыков, но и определенных качеств личности: видеть проблему, находить способы ее решения, ставить цель и достигать ее, адекватно оценивать свою деятельность.

    Концепция изменений.

    По мнению  как зарубежных, так  и отечественных философов и психологов, стремление к  творчеству, максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой.  Их реализация и развитие связаны, прежде всего, с условиями среды, в которой находится личность. Актуален вопрос: какая  образовательная среда способна предоставить ребенку возможности для развития творческих возможностей?
    Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Наибольшие сложности вызывают этапы становления и разворачивания творческого потенциала подростка, так как этот возраст характеризуется разнородностью и неоднозначностью протекающих процессов. Приоритетными направлениями развития подростка является становление самосознания, расширение сферы общения, личностное и профессиональное самоопределение.

    Технология опыта.

    В своей работе использую образовательные технологии, которые предполагают:
    - взаимное обогащение учащихся через организацию совместных действий;
    - обмен способами действий для решения общей проблемы, взаимопонимание;
    - коммуникацию, общение;
    - рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе, собственным действиям и обеспечивается адекватная коррекция этих действий.
    Наиболее адекватно данным теоретических положений отвечают технологии обучения в сотрудничестве, технологии разноуровневого обучения, метод проектов, которые позволяют вносить новое во все компоненты занятий, повышать информативность содержания изучаемого материала, менять виды и формы занятия.
    При выборе воспитательных технологий ориентируюсь на совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса, способствующего формированию у воспитанника определенных отношений к окружающему миру, социально одобряемого поведения; на создание культуросообразной среды личностного развития; организацию смыслопоисковой деятельности и педагогическую поддержку саморазвития личности, становления ее индивидуальности.

    Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности).
    - высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности; повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;

    - осознание ценности творческого открытия, понимания личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности;

    - осознание ценности образовательных результатов как изменения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

    Адресная направленность опыта. 
    Школьные педагоги.

    Обобщение и распространение педагогического опыта.

    - «Химия» - Приложение к газете «Первое сентября» - 4 разработки.

    - Публикация в сборнике «Я иду на урок химии», Москва, издательство «Первое Сентября», 1999 год.

    - Публикация в сборнике «Библиотека Первого сентября, Химия».

    - Участие в совещании экспертов по ЕГЭ, г.Орск, гимназия №1

    - Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования» (Оренбург, 2009г.)

    - «Портфолио» - Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся – 2 работы.

    - Участие в районных и областных конкурсах исследовательских работ учащихся экологической направленности.

    - Планы-конспекты открытых уроков с компьютерными презентациями.

    - Творческие отчеты учащихся на школьных конференциях «День науки».

    - Мастер-класс на районном совещании учителей химии по теме Введение в химию, урок «Тело, вещество, энергия – материя» или просто «Что изучает наука химия?» с компьютерной презентацией.

    - Мастер-класс на зональном совещании директоров школ по теме «Использование компьютерных технологий во внеклассной работе».

    - Мастер-класс «Развитие творческого потенциала учащихся на уроке и во внеклассной деятельности» на районном совещании для молодых педагогов.

    - Сотрудничество с сайтом «Сеть творческих учителей»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта учителя химии.

    Обобщение педагогического опыта по теме "Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся "....

    Обобщение педагогического опыта по теме:"Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в преподавании химии"

    Работа, представленная на обобщение на муниципальном уровне в октябре2013 года. Описаны преимущества электронных образовательных ресурсов, инновационные возможности их применения....

    Представление обобщенного педагогического опыта преподавателя химии и биологии

    Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии и химии»    Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей...

    Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

    Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

    Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии МБОУ СОШ №5 Кисаковой Ольги Александровны по теме «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития мышления учащихся»

    laquo;Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов, разработанных Эдвардом де Боно. Что обычно происходит в голове ученика, когда он думает о новом уроке?Мысли роятся, сби...

    Обобщение педагогического опыта учителя химии Козоновой Б.К.

    Ведущая педагогическая идея - создание условий для развития  личности учащихся. Целью моего педагогического опыта является использование приемов и методов современных образовательных техноло...