«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии» (Обобщение педагогического опыта.)
статья на тему

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках химии»

(Обобщение педагогического опыта.)

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее активных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели- творческо- поисковой деятельности. Творческо- поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности авторы  выделяются следующие компоненты:

  1. готовность выполнять учебные задания;
  2. сознательность выполнения заданий;
  3. систематичность обучения;
  4. стремление повысить свой личный уровень и другие.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Воспитание у учащихся интереса к химии достигается тем, как организована      их активная познавательная деятельность на уроках и внеклассных занятиях. Я стараюсь широко использовать опыт передовых учителей химии, рекомендации методистов, творчески подходить к совершенствованию преподавания химии в школе.

При составлении поурочных планов с целью воспитания интереса к предмету я применяю ряд  приемов
1. Мотивация знаний и видов деятельности учащихся. Объясняю значение данной темы для человека.

2. Организация и чередование на уроках различных видов учебной деятельности учащихся: выполнение самостоятельных работ, применение теоретических знаний, решение химических задач, проведение эксперимента, работа с учебной литературой, а также обучение умения работать в коллективе

3. Широко использую активные формы обучения — лекций, семинаров, консультаций, зачетов.
                 Принцип активности ребенка заключается в целенаправленном активном  восприятии учащимися  изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
                 Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т.п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяют следующие компоненты:

  1. готовность выполнять учебные задания;
  2. стремление к самостоятельной деятельности;
  3. осознание выполняемых действий;
  4. устойчивость внимания к предмету активности;
  5. стремление повысить свой личный уровень.

       Любая педагогическая технология имеет цель и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Наиболее активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

  1. отстаивать свое мнение;
  2. Принимать участие в дискуссиях, и обсуждениях;
  3. задавать вопросы своим товарищам и учителям
  4. рецензировать ответы товарищей;
  5. заниматься обучением отстающих;
  6. самостоятельно выбирать посильные задания  
  7. находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
  8. решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.

В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов.

               Активные методы обучения.  В педагогической литературе  широко использовался термин «активные методы обучения». Им обозначались методы и формы организации обучения, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, к которым относились проблемные, поисковые методы, деловые игры, тренинги, групповые дискуссии и другие, связанные с активностью обучаемых.    

К таким технология можно отнести:    

  1. Игровые технологии;
  2. технологии проблемного обучения, поисковые, творческие, продуктивные;
  3.   интерактивные технологии.

              Дидактическая игра. Существует определение дидактической игры: игра «есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также будущей профессиональной деятельности». Дидактическая игра с успехом может использоваться для эмоциональной разрядки, внести в урок элементы разнообразия или просто сделать более привлекательным усвоение материала, требующего многократныхповторений.
Классификация дидактических игр по химии

  1. Тренировочные игры (ребусы, кроссворды)
  2. Познавательные игры (викторины, конкурсы)
  3. Сюжетно- ролевые игры (химические вечера)
  4. Творческие игры.

Прежде всего в качестве основополагающего принципа также  следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Например, на уроке по теме «Электролиты и неэлектролиты» после демонстрации опыта по электропроводности  растворов формулируется проблема:

  • Исходя из строения соединений солей и оснований, определить, что у них общего и сделать вывод об электропроводности их растворов.

        На этом же уроке проблемный вопрос:

  • Будем ли электропроводной система, образования путем смешивания с водой сульфата бария, гидроксида железа (3)

При изучении понятия «электролитическая диссоциация» проблемная ситуация создается следующим образом:

  • одни ученые утверждали, что ионы в растворе образуются при растворении веществ в воде, другие считали, что они образуются под действием электрического тока.

 кто же из ученых был прав и как это можно доказать?

  • как объяснить, исходя из особенностей процесса растворения, сущность химической реакции, происходящей между растворами веществ, имеются ли ионы в растворе до опускания в него электронов, или они появляются под действием  электрического тока?

                 Тема: «Оксиды углерода» 9 класс.

    В Италии существует пещера, которую назвали «собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшие низкорослые животные задыхаются и гибнут. В этом случае эмоциональная реакция учащихся является дополнительной мотивацией постановки учебной проблемы.

                В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение. Иногда использую приём: «Найди ошибку» 

Пример.  При проверке умения подбора коэффициентов ОВР, предлагаю   уравнения реакции, в которых преднамеренно допущены ошибки. Работая в группах со своим уравнением, учащиеся находят и исправляют ошибку.

Первая группа: Cu + H2SO4 (конц) = CuSO4 + SO2 + 2H2O

Вторая группа: Mg + H2SO4 (конц) = 3MgSO4 + S + 3H2O

Третья группа: C + 2H2SO4 (конц) = CO2 + SO2 + 2H2O

В процессе прохождения  темы по неорганической химии можно организовать турниры знаний.

1.В лаборатории обнаружены склянки с испорченными этикетками. Формулы на них трудно прочитать. Зная валентность элементов, восстановите формулы.

2.Один учащийся очень любил составлять формулы и говорил, что никогда не делает ошибок при их составлении. Проверьте: так ли это? (Даются формулы с ошибочными индексами

              3. «Третье лишнее». Определите, в какой строке лишнее вещество.

Еще более сложными являются задания, в которых перечень сравниваемых признаков не предлагаются в готовом виде, а учащиеся должны установить их самостоятельно. Например: сравните свойства водорода и кислорода между собой; предельные и непредельные углеводороды. Как результат такого приема – внимательность и заинтересованность учащихся на уроке.

          Основная задача как учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении проблемных ситуаций.

Заключение. Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Литература.

  1. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.
  2. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Роспедагентство, 2005. 54 с.
  3. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2012. №7.
  4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2010. 160 с.
  5. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках химии

В этой работе описываются формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся....

Реферат Активизация познавательной деятельности на уроках химии при работе с МГП (малыми графическими пособиями)

В работе подробно описано актуальность использование малых графических пособий в обучении химии. Это схемы, схема-конспекты. Приведены примеры из опыта работы. Теоретически обосновано применения этих ...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....

активизация познавательной деятельности на уроках химии

Статья на тему: активизация  познавательной деятельности учащихся на уроках химии...

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии» (Обобщение педагогического опыта.)

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее активных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большо...