Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"
статья на тему

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии

                                                Зуева Людмила  Александровна

                                          учитель биологии и химии

                                         МБОУ СОШ Солидарность

                                                                   Липецкой области Елецкого района                

Активизация познавательной деятельности на уроках это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления обучающихся имеет  применение современных педагогических технологий: информационных, эвристических, исследовательских, игровых. Исследовательская деятельность способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Исследование – это урок, который строится на широком использовании различных форм исследовательской деятельности школьников. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет не столько учить, сколько направлять его познавательную деятельность. Знания, полученные в результате проведения исследовательских работ учащимися на уроках, позволяют повысить эффективность образовательного процесса и успешность обучения школьников. Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, обоснование практического применения, создание теории. В 8 классе ученики знакомятся с основными классами неорганических веществ, с типами химических реакций. Усвоить свойства веществ  помогают опыты,  проводимые  с веществами. Особое место в системе практических занятий занимает решение экспериментальных задач: в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ», в 9 классе по разделам «Неметаллы», «Металлы». Благодаря имеющимся наборам веществ, ребята могут проводить качественные реакции на ионы для обнаружения состава соответствующих веществ, закрепить знания об изученных свойствах веществ. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.

Применение  информационно-коммуникационных технологий на уроках  химии и биологии  способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует масса причин: отсутствие нужных реактивов, опасность проведения и т.д.  Поэтому  я использую на уроках химии цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на сайте: http//www.schcool-collection.edu.ru, на электронных носителях. Выполнение заданий с помощью интерактивной доски  захватывает внимание всех учеников в классе. Для этого в ней есть все необходимые средства. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. 
Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране.
 При проведении закрепления и контроля усвоения знаний, умений и навыков применяю  программы-тренажёры и тесты, контрольные работы  в электронном варианте.

Большая роль в современном процессе образования отводится организации проектной деятельности учащихся, что также немыслимо без применения компьютерных технологий. Предлагаемые проектные задания рассчитаны на выполнение в малых группах(2-3 человека).  Каждая группа получает задание. Группы работают одновременно и не зависимо друг от друга. Для ознакомления с результатами деятельности других групп после окончания цикла исследовательских работ устраивается конференция. Где 1 представитель исследовательской группы докладывает о полученных результатах. При этом на вопросы присутствующих отвечают все члены данного исследовательского коллектива. Так по теме «Химическая организация клетки»  был подготовлен ряд проектных работ учениками 10 класса оборонно-спортивного профиля: «Неорганические вещества», «Белки-  биополимеры», «Жиры. Углеводы». Интерес у учащихся вызвал  проект "Белки - биополимеры". Проект посвящён одной из актуальных тем курсов общей биологии и органической химии. Интегрированный характер изучаемого вопроса позволил выпускнику рассмотреть состав, строение, свойства и значение белковых молекул и с биологической, и с химической точки зрения. Презентация, сопровождавшая выступление докладчика, отражала основные содержательные моменты. Она является удачным учебным пособием при проведении уроков в 9, 10 и 11 классах.

Очень интересно проходят уроки с использованием игровых заданий. Познавательные тематические игры я использую как на уроках после изучения темы, так и  на химических вечерах, заседаниях, КВНах. Применение игр на уроках – это еще один способ вызвать интерес к предмету и повод для учащихся заглянуть в учебник или  в другие книги. Создание игровых ситуаций приводит к быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Под влиянием увлеченности даже трудный материал усваивается легче и успешнее. Игра способствует развитию творческого потенциала учащихся, их внимания, памяти, воображения и мышления, а это в свою очередь оказывает  влияние на учебную деятельность и результаты обучения. В процессе игры происходит воспитание учеников. В ходе подготовки и проведения ребята учатся культуре общения.

  Например, при изучении темы «Производство серной кислоты»  я делю класс на 3 группы.  Каждой группе даю задание соответственно изучать I, II, III стадию производства серной кислоты,  т.е. выяснить,  какие реакции лежат в основе той или иной стадии производства серной кислоты, выделить задачу,    которую нужно решить на том или ином этапе производства серной кислоты, и предложить способы решения этой задачи. Каждая группа самостоятельно составляет план выполнения задания, добывает необходимые знания, принимает нужные решения задачи, стоящей на определенном этапе производства серной кислоты. Ребята чувствуют специалистами, которые участвуют в производстве серной кислоты. Вот такое применение игровых заданий на уроке химии способствует прочному усвоению учениками материала и помогает мне проконтролировать степень осознанности изученного.

На уроках химии и биологии применяю эвристические технологии обучения. Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Эвристическое обучение для ученика - непрерывное открытие нового. Например, в 8 классе при изучении темы:  Скелет головы, туловища и конечностей» предлагаю такое задание:

    «Отец  посадил ребенка на плечи. На какие кости отца опирается малыш?»

В процессе обучения при решении сложных проблем к выполнению отдельных шагов поиска я привлекаю обучающихся.

 Применяю различные формы урока: урок – соревнование, урок – семинар, урок – викторина. Такие уроки вносят оживление в учебный процесс, способствуют установлению стойкого интереса к предмету. Используемые мной приемы, методы организации мыслительной деятельности на уроке дают положительный результат, только стимулируя познавательную деятельность самих ребят   в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии, химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках химии

В этой работе описываются формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся....

Познавательная деятельность на уроках химии

Организация полноценной познавательной деятельности на уроках химии...

Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности на уроках химии

В статье пишется фрагмент урока сероводород с элементами якутской сказки...

Повышение познавательной деятельности на уроках химии с применением мультимедийных технологий

Внедрение эффективных способов управления познавательной деятельностью учащихся позволяет интенсифицировать познавательную деятельность, не приводя к повышению интеллектуальной и физической нагрузки н...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....

Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии

Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образова...