Социальное партнерство как условие подготовки высококвалифицированных кадров для специальности "Аудиовизуальная техника"
статья на тему

Лепчикова Полина Николаевна

статья посвящена вопросам социального партнерства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное партнерство как условие подготовки высококвалифицированных кадров для специальности «Аудиовизуальная техника»

Одним из основных условий успешности дальнейшего социально-экономического страны является совершенствования системы подготовки молодежи к осуществлению социальных функций в профессиональной инфраструктуре общества. Состояние отечественной системы профессионального образования, сопоставление профиля специалистов, выпускаемых учреждениями профобразования с их востребованностью на рынке труда указывают на наличие серьезных проблем в области подготовки рабочих кадров. Возникшее противоречие между потребностями развивающейся российской экономики и состояние СПО должно быть разрешено в ракурсе инновационного развития. В связи с этим правительство РФ усилило внимание к данной ступени образования. Особое внимание уделяется на формирование единого пространства профессионального образования, как «места встречи» социальных субъектов, заинтересованных в интенсивном развитии городского хозяйства и своей профессиональной деятельности.

Практически речь идет о необходимости поиска точек соприкосновения всех субъектов в системе СПО посредством организации социального партнерства, которое уже давно используется в развитых зарубежных странах в качестве метода решения социально- экономических проблем.

В условиях расширения востребованности специалистов со средним профессиональным образованием, повышения требований к качеству их подготовки, одним из условий развития среднего профессионального образования является взаимодействие с социальными партнерами в целях повышения адекватности результатов деятельности образовательной системы потребностям сферы труда, приближения подготовки специалистов к требованиям отраслевой экономики и конкретных работодателей, укрепление связи обучения студентов с производством, привлечения дополнительных источников для развития материально-технической базы средних специальных учебных заведений.

В республике ведется системная работа по развитию сферы профессионального образования по подготовке востребованных рабочих и специалистов, ежегодно уточняется прогноз потребности в кадрах в соответствии с перспективными планами республики и фактически реализуемыми инвестиционными проектами. В целях развития стратегического партнерства в сфере профессионального образования заключены Соглашения о подготовке кадров с 19 крупными компаниями, ведущими производственную деятельность на территории республики.

Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется в различных формах и направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации среднего и начального профессионального образования: формирование стратегии развития учреждения профессионального образования, содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования, изучение рынка труда, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств.

Одним из основных путей обеспечения социального партнерства является заключение и реализация двухсторонних договоров о сотрудничестве, которые предусматривают участие социальных партнеров в обеспечении совершенствования содержания образования и организации образовательного процесса, контроля качества образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Заключаются и реализуются договоры с работодателями о подготовке специалистов о проведении производственной практики студентов. Закрепление баз практик осуществляется нами на основе прямых связей, договоров с организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности. Нашим колледжем заключены  договора с предприятиями и учреждениями. При этом в рамках государственного образовательного стандарта образовательное учреждение принимает образовательную программу с учетом требований наших работодателей.

Перед началом формирования вариативной части ОПОП, согласно требованиям ФГОС, образовательное учреждение определяет ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей. Соответственно, мы в качестве экспертов привлекли наших социальных партнеров. К основным факторам, определяющим специфик ОПОП и влияющим на формирование ее вариативной части, отнесены:

1.Состояние и перспективы развития конкретной отрасли в данном регионе, т.е. в республике.

2.Существующие и прогнозируемые требования рынка труда и конкретных работодателей к общим и профессиональным компетенциям выпускников по специальности.

3.Требования обучающихся к индивидуальной образовательной программе и образовательной траектории (запросы поступающих на обучение по специальности).

4.Особенности реализуемой профессиональной образовательной программы (основная, сокращенная, интегрированная).

По итогам первых лет внедрения ФГОС можно сказать, что наша совместная работа с работодателями усилилась. Следует подчеркнуть, что из года в год работа образовательных учреждений с социальными партнерами совершенствуется, вырабатывается система взаимодействия с деловыми партнерами, работодателями.

Но привлечь бизнес в образование трудно. Работодатели не понимают всех тенденций, происходящих в образовании. Одной из проблем в данной сфере является то, что предприятия, оказывая финансовую поддержку образовательному учреждению вынуждены осуществлять эти затраты из прибыли, фактически спускаясь на уровень себестоимости. Бизнесу не хватает уверенности в том, что совместная работа действительно обернется выпуском квалифицированных кадров. А в подготовке квалифицированных кадров больше всего заинтересован сам бизнес.

Необходимо законодательное решение взаимодействия работодателей с профобразованием. В случае принятия законопроекта исчезнет главный барьер на пути сотрудничества. Решить проблему позволит закрепление в законе различных форм сотрудничества с работодателями. Наиболее перспективными могли бы стать участие  бизнеса в разработке образовательных стандартов, а также осуществлении целевой подготовки специалистов на контрактной основе. В перспективе и привлечение работодателей к контролю за качеством образования. Таким образом, необходимым условием реализации потребности общества в высококвалифицированных кадрах является взаимосвязь экономики, рынка труда и системы профессионального образования, то есть социальное партнерство учреждений среднего профессионального образования, то есть социальное партнерства учреждений среднего профессионального образования с различными экономическими структурами.