Психолого-педагогическое сопровождение в моей образовательной программе.
статья по теме

Кислова Ирина Алексеевна

В документе рассмотрен психологический аспект, заложенный в образовательной программе педагога дополнительного образования СПБ ГОУ ДДТ Петродворцового района, руководителя детского ансамбля "Народная песня", Кисловой И. А.

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 6  - 12 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования

Дом Детского Творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

 «Психолого-педагогическое сопровождение

в моей образовательной программе»

автор работы: педагог дополнительного образования

СПБ ГОУ ДДТ Петродворцового района

Кислова Ирина Алексеевна

Санкт-Петербург

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1. Образовательная программа ………………………………………………... 4

2. Ожидаемый результат………………………………………………………... 7

3. Диагностическое сопровождение образовательной программы………….. 8

4. Профессиональная оценка. Перспективы развития……………………….. 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….... 13

ВВЕДЕНИЕ

В нынешних условиях, работая с современными детьми, как мне кажется, мало быть профессионалом в своем деле, необходимо быть еще и психологом.

Психологическим аспектом моей педагогической деятельности является понимание индивидуальных особенностей обучаемых мною детей с учетом пола, возраста, закономерностей психофизического развития и умения действовать в зоне ближайшего развития ребенка, проявляя эмпатию (сопереживание), ситуативную чувствительность.

В работе педагога важно и такое понятие как психологическая культура, которая необходима для создания оптимальных условий личностного развития обучаемых детей.

Психологическая культура включает в себя:

  1. Забота о своем здоровье, принятие ответственности за свою жизнь и жизнь детей; умение самому выходить из психологических и возрастных кризисов и помогать своим воспитанникам.
  2. Принятие себя и знание своих личностных и психофизиологических особенностей, адекватная самооценка себя.
  3. Принятие и познание других; умение сотрудничать, создавая психологически безопасную образовательную среду путем защиты личности каждого через развитие и реализацию его индивидуального потенциала.
  4. Владение оптимальными способами саморегуляции эмоционального состояния в общении и деятельности.
  5. Умение жить в настоящем и видеть перспективу; стремление к постоянному самосовершенствованию.

1. Образовательная программа

Современный образовательный процесс, решающий задачи обучения и развития личности ребенка, не существует без образовательной программы.

Я, педагог дополнительного образования, руководитель детского ансамбля русской народной песни, работаю по «Образовательной программе ансамбля народной песни для детей 6 – 12 лет, на 3 года обучения».

Цель программы – приобщение детей к яркому миру русского национального бытия в его предметных, эстетических, ритуальных, ритмических воплощениях посредством  овладения навыками вокально-хорового исполнения в народной манере.

Задачи программы: 

Образовательные.

      1. Изучать    народную    песню – ее    основные    творческие    и исполнительские закономерности.

     2. Формировать художественный вкус.

Развивающие.

  1. Развивать   творческие   способности – артистичность,   сценическую выразительность, умение импровизировать.
  2. Развивать вокальный слух и певческий голос.
  3. Развивать навык вокально-хорового исполнения в народной манере.

Воспитательные.  

1. Воспитывать    уважение    и    любовь    к    народному творчеству, как к особо значительной области национальной культуры.

2. Воспитывать культуру общения.

Обучение по данной образовательной программе не только приобщает детей к народной культуре и знакомит с народно-песенными традициями, но и способствует проникновению ребенка в основу основ мировосприятия – память о предках, любовь к матери-земле.

Для наилучшего результата образовательного процесса мною используются определенные формы и методы организации занятий с детьми.

Разнообразие применяемых методов занятий, таких как:

- словесные (например, беседы о жанре разучиваемого произведения),

- наглядные (рассматривание тематических иллюстраций),

- практические (вокальное исполнение произведения педагогом, детьми),

- творческие (дети придумывают «обыгрывание песни»),

и определенные формы занятия:

- групповые,

- индивидуально-групповые,

- по подгруппам,

- коллективные

позволяют лучше понять психологию каждого ребенка, найти наиболее оптимальный подход к его обучению и достижению поставленных задач в работе с коллективом.

Моя образовательная программа разработана для детей 6 – 12 лет.

Дети набираются в группы по определенному возрасту, учитывая их физические и певческие возможности. Так, в младшей группе занимаются дети от 6 до 9 лет, в средней группе – дети 10 – 11 лет, в старшей группе – дети 11 – 12 лет. Для каждой возрастной группы устанавливается и определенный режим занятий: для младшей группы – не более 4-х часов в неделю, для средней  группы – 6 часов в неделю, для старшей группы – 6 – 8 часов в неделю.

Прием детей в ансамбль осуществляется после прослушивания, причем определяющими условиями являются:

  1. Желание петь в коллективе.
  2. Наличие музыкального слуха.

Только наличие этих двух составляющих позволит впоследствии в процессе обучения определить, раскрыть и развить необходимые творческие способности ребенка, а также привить определенные навыки и умения.  

Первоначально с ребенком проводится беседа с целью выявить его заинтересованность в предмете и желание заниматься в хоровом коллективе. Далее определяются исходные музыкальные данные ребенка – музыкальный слух, музыкальная память и музыкальные способности.

Определение проводится в форме практического задания:

1. Спеть куплет из любимой песни или куплет песни, предложенный педагогом.

2. Играются две разные музыкальные фразы. Нужно определить, есть ли различие между двумя проигрываемыми музыкальными фразами по высоте звука (устанавливается способность различать звуки разной высоты). Если музыкальные фразы отличаются по высоте звука, то сказать, какой звук был выше, а какой ниже.

3. Проверяются ритмические способности ребенка: более простой уровень – простучать ребенку музыкальный фрагмент и попросить повторить; либо предложить ему самому простучать фрагмент из любимой песни (более сложной уровень).

4. Ребенку предлагается прослушать фрагмент музыкального произведения, и из трех предложенных картинок выбрать одну, с которой у него ассоциируется этот фрагмент. Если ребенку тяжело это сделать, то он может придумать свой вариант – сказать, какие образные ассоциации возникают у него при прослушивании.

По результатам пунктов 1 – 4 практического задания делается вывод:

  1. Если ребенок справился со всеми заданиями – исключительный результат.
  2. Если одно задание не выполнено – хороший результат.
  3. Если не справился ни с одним заданием – плохой результат.

В случае плохого результата необходимо разобраться, почему так получилось – либо у ребенка нет музыкальных данных, либо он растерялся, не понял задания, плохо себя чувствует и так далее. Поэтому ребенок, показавший плохой результат, все равно принимается мною в определенную возрастную группу. При дальнейшей работе с ним устанавливается его возможность петь в коллективе. Бывает, что при неразвитом музыкальном слухе, плохой музыкальной памяти, но при огромном желании петь в ансамбле и активной работе, некоторые дети догоняют более успешных участников коллектива, и со временем занимаются наравне с ними.

2. Ожидаемый результат

Моя образовательная программа рассчитана на 3 года обучения. К концу каждого года обучения предполагается, что ребенок, занимаясь в ансамбле народной песни, приобретает соответствующие навыки, умения и творческие способности.

Так, к концу 1-го года обучения, ребенок:

1. Поет чисто в диапазоне «до-соль» I октавы.

2. Умеет чисто интонировать несложную в мелодическом отношении песню.

3. Знает основные творческие и исполнительские закономерности народной песни.

4. Может овладеть открытой народной певческой манерой.

5. Имеет представление о праздниках народного календаря (Осенины, Рождество, Святки, Масленица).

6. Участвует в проведении народных праздников, концертах.

7. Умеет играть на простейших русских народных инструментах (деревянных ложках, трещотках, свистульках).

После 2-го года обучения:

  1. Ребенок знает такие праздники народного календаря как Сороки, Троица, День Ивана Купалы.
  2. Певческая установка становится навыком.
  3. Постоянное развитие диапазона.
  4. Ясный унисон исполнения, единая манера звукообразования.
  5. Дыхание – ровное, спокойно-активное, экономное.
  6. Четкая дикция.
  7. Ребенок участвует в конкурсах, фестивалях.

К концу 3-го года обучения:

  1. Развитие всех видов музыкального слуха – звуковысотного, гармонического и вокального.
  2. Дальнейшее совершенствование вокально-певческой народной манеры (пение должно быть открытым, звонким, легким, окрашенным речевой интонацией, осмысленным).
  3. Развитие диапазона голоса, выравнивание всех его звуков.
  4. Владение дыханием.
  5. Четкая дикция.
  6. Ребенок определяет жанр исполняемого произведения.
  7. Ребенок знает все праздники народного календаря, традиции и обычаи празднования.

3. Диагностическое сопровождение образовательной программы

Каждый год обучения соответствует определенному уровню обученности детей.

Одним из способов проверки ожидаемых результатов является диагностическое сопровождение образовательной программы ансамбля народной песни.

В процессе обучения у участников коллектива определенных возрастных групп каждого года обучения на начало и конец учебного года прослеживаются следующие вокально-певческие навыки:

1. Чистота интонирования.

2. Вокально-певческая народная манера исполнения.

3. Диапазон.

Критерии оценки вокально-певческих навыков:

I. Чистота интонирования оценивается по 4-х бальной оценочной системе:

1 балл – изначальное состояние музыкального слуха;

2 балла – первая ступень развития музыкального слуха в запланированной музыкально-репертуарной программе;

3 балла – вторая ступень развития музыкального слуха в запланированной музыкально-репертуарной программе;

4 балла – третья ступень развития музыкального слуха в запланированной музыкально-репертуарной программе.

II. Вокально-певческая народная манера исполнения оценивается по такой оценочной системе:

– если ребенок не поет в народной манере – 0 баллов;

– поющие в народно-певческой манере – 1 балл.

III. Певческий диапазон участников коллектива оценивается таким образом:

– дети, которые не поют «чисто» в диапазоне «до-соль» I октавы, получают 0 баллов;

– дети, поющие в этом диапазоне, – 1 балл;

– если наблюдается дальнейшее развитие певческого диапазона – 2 балла.

Приведем результаты диагностического сопровождения одной из групп ансамбля народной песни (см. таблицу 1).

Рассматривается группа 1-го года обучения, в которой занимается 15 человек из одной школы  – учащиеся 1а и 1б классов.

Таблица 1.

Фамилия

имя

Чистота

интони-рования

Вокально-певческая народная манера

Диапазон

Общий

балл

нач. года

конец года

нач. года

конец года

нач. года

конец года

нач. года

конец года

1. Козлова Дарья

1 б

2 б

0 б

1 б

1 б

2 б

2 б

5 б

2. Красноштанова Диана

1 б

2 б

0 б

1 б

1 б

2 б

2 б

5 б

3. Бояр Софья

1 б

2 б

0 б

0 б

1 б

2 б

2 б

4 б

4. Беляев Игорь

1 б

2 б

0 б

0 б

1 б

2 б

2 б

4 б

5. Обозова Валерия

1 б

2 б

0 б

0 б

1 б

2 б

2 б

4 б

6. Иванова Дарья

1 б

2 б

0 б

0 б

1 б

2 б

2 б

4 б

7. Клёнова Анастасия

1 б

2 б

0 б

0 б

0 б

1 б

1 б

3 б

8. Померанцова Елена

1 б

2 б

0 б

0 б

0 б

1 б

1 б

3 б

9. Исакова Анастасия

1 б

2 б

0 б

1 б

1 б

2 б

2 б

5 б

10. Шатохина Елизавета

1 б

2 б

0 б

1 б

0 б

1 б

1 б

4 б

11. Госик Ольга

1 б

2 б

0 б

0 б

0 б

1 б

1 б

3 б

12. Джаханян Артур

1 б

2 б

0 б

0 б

1 б

2 б

2 б

4 б

13. Осипова Анастасия

1 б

2 б

0 б

0 б

0 б

1 б

1 б

3 б

14. Абрамов Владислав

1 б

2 б

0 б

0 б

0 б

1 б

1 б

3 б

15. Ганин Андрей

1 б

2 б

0 б

0 б

1 б

2 б

2 б

4 б

Таблица 1 показывает, что у участников группы прослеживается рост вокально-певческих навыков.

Так, к концу учебного года все дети поют «чисто» в диапазоне «до-соль» I октавы; некоторые участники овладели более широким диапазоном; 4 человека освоили вокально-певческую народную манеру.

Полученные показатели у данной группы свидетельствует о  достижении ожидаемых результатов.

4. Профессиональная оценка, перспективы развития

Самой важной задачей, которая стоит передо мной как педагогом, является создание из разрозненной группы детей сплоченного хорошо поющего коллектива, учитывая разный уровень музыкального развития каждого ребенка, особенности его восприятия и обучаемость.

При оценке себя как профессионала, я опираюсь на результаты своей профессиональной деятельности.

Основным педагогическим достижением, считаю, является реализация образовательной программы ансамбля народной песни, рассчитанной на три года обучения.

Творческий коллектив находится в состоянии поступательного движения в соответствии с образовательной программой. Об этом говорит участие и достижения в различных мероприятиях района и города.

Так, различные группы ансамбля выступают на разных площадках города Петергофа – участники мероприятий, посвященных Дню учителя, Новому году, Дню снятия блокады города Ленинграда, 8 Марта, Дню победы – за что имеют грамоты «Благодарность» от разных учреждений.

Также коллектив принимает участие в районных, городских и всероссийских конкурсах и фестивалях:

  1. районный конкурс юных исполнителей в рамках фестиваля детского творчества «Звездный дождь»;
  2. районный фестиваль ансамблевого исполнительства «Собрать всех вместе»;
  3. Санкт-Петербургский фестиваль «Родная песня»,
  4. всероссийский фестиваль «Салют Победы!».

Перспективу развития коллектива вижу в качественном росте профессионализма его участников, их стремление совершенствовать свое певческое мастерство.

Перспективы же моего развития могут быть сформулированы следующим образом:

1) освоение новых способов обучения;

2) разработка и применение новых методик проведения занятий с учетом возрастных особенностей и способностей детей;

3) подбор и освоение нового музыкального репертуара с учетом интересов современных детей;

4) увеличение продолжительности обучения детей (с 3-х лет обучения до 4-х);

5) повышение профессиональных знаний;

6) усовершенствование навыков работы с детьми, в том числе опираясь на опыт коллег;

7) постоянное расширение своего кругозора путем посещения концертов, выставок, театральных представлений, различных культурных мероприятий.

        

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кислова И.А. Образовательная программа ансамбля народной песни для детей 6 – 12 лет, на 3 года обучения. СПб, 2010.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2005.

3. Мананикова Е.Н. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2007.

4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб, 2003.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема управления сопровождением авторской образовательной программы

Данная схема была разработана для наглядного отображения координации творческого процесса в Школьном театре...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей для детей 6 – 7 лет

Содержание психолого-педагогической работыпо освоению образовательных областейдля детей 6 – 7 лет...

Роль психолого-педагогического консилиума в индивидуализации образовательного маршрута обучающихся с нарушением слуха.

Выступление на городском семинаре-совещании по теме: "Организация содержания деятельности психолого-педагогического консилиума"...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

Статья «Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. Психолого-педагогическая поддержка в условиях образовательной организации»

.       Статистика последних десятилетий указывает на пугающий рост суицидальных настроений среди молодежи. Суицид, за редким исключением, – это результат сложного  ...