Эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему

Зимняков Николай Николаевич
Каждый человек рано или поздно в жизни задает себе мучительные вопросы: "Зачем я живу, для какой цели я родился? В чем смысл человеческой жизни? Что я есть в великом Космическом Целом - в Беспредельности и Вечности?" Трудно доверить педагогу судьбы наших детей, если он не размышляет и не ищет ответы на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Гармония духа связана с расширением

                                                                                        сознания, с пониманием  единства

                                                                                        Вселенной и Вечности Жизни.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                Ш.А.Амонашвили

        

Каждый человек рано или поздно в жизни задает себе мучительные вопросы: «Зачем я живу,  для какой цели я родился? В чем смысл человеческой жизни? Что я есть в великом Космическом Целом – в Беспредельности и Вечности?».

        Трудно доверить педагогу судьбы наших детей, если он не размышляет и не ищет ответы на эти вопросы.

        В поиске ответов на эти вопросы мне помогло знакомство с  выдающимся учителем современности Шалвой Александровичем Амонашвили.

        В период с 2005-2006 учебного года на базе ГОУ СОШ № 200 г. Москвы я прошел полный курс семинара по теме: «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе»

Как верно сказано: «Учатся у великих!».

Это время стало переломным в моей жизни. Мне, как бывшему члену КПСС с семнадцатилетним стажем, секретарю крупной партийной организации, трудно было принять в свое сознание помимо трех измерений, времени, материи, пространства, четвертое – духовность, ядром которой является вера в Божественное начало.

Принимая единство Вселенной и вечность Жизни, я осознал, что только совер- шенствуя свое мировоззрение, развивая свой духовный внутренний мир, мир чувств: чувства возвышенной любви, чувства восприятия утонченной красоты и истинного света иных более возвышенных миров - я смогу найти духовную общность с ребенком.

Я расширил свое сознание на основе духовного смысла понятий, которые заполняют педагогическое мышление:

- Школа – лестница для восхождения души и духовности растущего человека;

- Учитель – душа, носитель и даритель Света;

- Ученик – душа, ищущая (жаждущая) Свет;

- Воспитание – питание духовной оси образами;

- Образование – помощь ребенку в раскрытии в себе образа Творца, с которым он рождается;

- Гуманный – человек, познающий в себе свою бессмертную сущность;

- Гуманная педагогика – искусство и наука о становлении самопознающейся личности.

В качестве смысла духовности я принимаю допущения в трех аксиоматических постулатах:
- реальность Высшего Мира, Высшего Сознания, Бога;

- реальность бессмертия человеческого духа и его устремлённость к вечному совершенствованию;

- понимание земной жизни как отрезка пути духовного совершенствования и восхождения.

Из этих допущений выводятся три постулата в качестве веры учителя в Ребенка:

– он есть явление (веление духа) в нашей земной жизни;

– он есть носитель своего предназначения, своей миссии;

– в нем заключена величайшая энергия духа, возможность неограниченного духовного совершенствования.

 Целостна психика Ребенка включает три страсти: к развитию, взрослению, свободе.

  

        Итак. Каждый Ребенок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её. Учитель должен распознать неизменную сущность Ребенка и уже, исходя из этого, прилагать усилия для ее совершенствования.

        Школа понимается как процесс движения по «скалистым ступенькам» к духовности детей, к воспитанию нравственности. Ум, постигая знания через сердце и духовность, способен направить человека на творение добра для  людей, общества, государства, человечества.          

        Как раскрыть сущность Ребенка?

Чтобы познать Ребенка, нужно его полюбить.

 Вспомним Константина Дмитриевича Ушинского: «Любовь – единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из Любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим…Нужно только, подходя к Ребенку, быть самому совершенно чистым в душе».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Любовь есть двигатель расширения сознания. В книге «Как любить детей» Ш.А.Амонашвили советует: «Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли её и воспитывались.  Не ошибками возмущайтесь, а успехами восхищайтесь».

В этом я убедился на личном примере. Анализируя мой открытый урок в 10 классе по теме «В устремлении - знания», проведенный 29 января 2011 года, Шалва Александрович Амонашвили, говоря о плюсах и минусах урока, сказал: «Такого учителя нельзя не любить». Эта фраза так окрылила меня, что на следующий день я купил 30 книг «Антологии гуманной педагогики» и начал постигать Мудрости мэтров гуманной педагогики таких, как, Василий Александрович Сухомлинский, Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семёнович Макаренко, Лев Николаевич Толстой,  Ян Амос Коменский, Конфуций, Жан-Жак Руссо…И теперь постараюсь считать себя вечным учеником классиков педагогики.

        Мудрость педагогической любви состоит в том, чтобы проявлять её в каждом конкретном случае естественно, искренно, жизненно, а не навязчиво и искусственно. Важно любить детей таким, какие они есть. Любить шалунов, дерзких и непослушных, малоразвитых и непонятливых, испорченных жизнью, злых. Учитель должен стать для каждого Ребенка надеждой, защитой и убежищем, быть готовым защитить детей от обидчиков, от посягательств взрослых – будь то родители, учителя, воспитатели или прохожие.

        Все время в памяти держу слова Василия Александровича Сухомлинского: «Ненавидя зло, которое в Ребёнке, не переносить ненависть на самого Ребёнка». Важно следовать восточной мудрости: «Люблю неправых в жизни излечить любовью». Всегда настраиваю себя на то, что мои дети самые лучшие.  

Любовь к детям должна быть действенной.

 Если Учитель действительно искренне любит детей, то он должен доказывать её в действиях каждого дня. А это значит ежедневно тщательно готовиться к урокам и дарить их детям. Чтобы урок как дар состоялся, он должен быть желанным,  неожиданным, нужным, жизненным. Процесс дарения должен быть искренним, естественным, красивым, искусным, торжественным. Ученик должен чувствовать, что его Учитель любит его, заботится о нем, предан ему, верит в него. Результатом урока  для каждого ученика должна стать радость познавательного успеха, одухотворенные знания, чувство ожидания. Такие уроки, я думаю, являются проявлением любви к детям. Там, где глаза Ребенка светятся, туда вошла любовь учителя.

         Все любят несущих радость.  Я учитель математики. На своих уроках не устаю повторять детям, что самое ценное в человеке - привычка красиво мыслить. Одухотворять урок нужно трудными вопросами и заданиями. При решении их возникает духовная общность и тогда дети сами становятся моими учителями. Вот тогда дети ощущают радость умственного труда, успех в учении, значимость своего труда. Озарение- это награда за целеустремленность, за верность идее, за прилежание, за веру в успех. А это источник внутренних сил Ребенка.

   Проявлением любви к Ребенку является забота учителя о том, чтобы нравиться своим ученикам единством своего духовного обаяния и внешней опрятности. Немыслимо наводить на учеников уныние своим жалким видом.

  Внутренняя и внешняя красота учителя, чувство меры и такта, притягательный голос, доброжелательная, одобряющая  улыбка, доброе, искреннее слово, сердечно высказанное  чувство, естественный смех, уважительное обращение, мягкие плавные, спокойные движения рук – как много они значат для растущего человека.

Каждый трудный успех ученика необходимо делать достоянием всего класса. Уметь разделить искренне и полно радость его. Это есть проявление любви к Ребенку.

Раздражение – враг духовности, враг мудрости, враг разума. Победить раздражение творящим терпением – это тоже проявление любви к Ребенку.

Проявить любовь к Ребенку – это значит любить его родителей, предлагать им присутствовать на ваших уроках, приобщать к школьной жизни своих детей, писать письма родителям по любому значительному поводу, достойному одобрения. Это значит любить своих коллег, которые также проявляют заботу о нем, любить любого и делать все с любовью, быть всегда великодушным и благородным.

Я, как правило, веду занятия в старших классах. Быстрое и надежное развитие каждого Ребенка должно базироваться на ведущей роли теоретических знаний. Изложение теоретического материала происходит крупными блоками. Это позволяет ученикам увидеть  целостную картину изучаемого материала. Когда с теорией становится все просто и понятно, возникает всеобщее естественное желание проверить свои знания на практике.

Для моих уроков характерны быстрый темп, высокий уровень трудности, осознание того, что мы делаем. Удивление – начало познания. Часто начинаю урок с красивой, сложной, но эффектно решаемой задачи и вместе с учениками учимся мыслить.

        При подготовке к уроку важно продумать нравственный смысл урока. Какой это будет урок: урок смысла жизни, урок удивления и восхищения, урок мысли, урок любви, урок мудрости, урок развития чувств.

 Должен быть определен лейтмотив урока, которым может стать афоризм, мудрая мысль.

Предлагая решить сложную задачу, ответить на сложный вопрос, важно дать возможность Ребенку заглянуть внутрь себя, пообщаться со своим сердцем, внутренним миром.  Я часто советую при этом: «Положите мысль на сердце. И сердце, как лучший судья, безошибочно определит качество решения. Чистая мысль, напитанная красотою, укажет путь к истине».

Важно позаботиться о красоте урока.

Творя и даря Урок, мы совершаем особый, может быть, самый утонченный и одухотворяющий вид педагогического общения.

Вот тогда у учителя появится шанс стать для детей источником Света.

Но чтобы дарить Свет, надо его иметь. В своей книге «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света»  Ш.А.Амонашвили пишет: «…Свет мы не купим на базаре. Его надо впитывать и умножать в себе неутомимым трудом души».

Здесь мне снова хочется вспомнить один эпизод моей учебной деятельности. На одном из мастер-классов Ш.А.Амонашвили, используя прием нашептывания, сказал мне: «У тебя умные глаза. Ты чем-то напоминаешь мне Конфуция». Для меня это было неожиданным. Никогда не думал, что я похож на китайца. Но это сподвигло меня обратиться к трудам  мудреца.

И я получил первый совет Конфуция для всех людей и на все времена: «Начни исправлять мир с самого себя.  Прежде чем поучать других, позаботься о собственном совершенствовании».

        Совершенство заключено в идеале Творца. Нам, земным людям, сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». Значит, каждому из нас дается шанс достичь Богочеловеческого состояния. Разумеется, это потребует  огромных усилий  многих жизней. Достичь полного совершенства, разумеется,  сложно, тем более что мы люди, - вокруг нас много соблазнов и жить без греха далеко не каждому под силу. Тем не менее мы можем говорить о совершенных  людях, и каждый из нас может указать на таких людей.

        Чем они совершенны? Есть такое понятие – устремление.

Совершенен тот, кто устремлен к самосовершенствованию.

Совершенствование есть сущность эволюции и смысл жизни. Великий закон совершенствования движет беспредельной Вселенной, человечеством и всем окружающим.

Смысл жизни каждого отдельного человека есть непрестанное самосовершенствование, которого мы достигаем путем улучшения жизни, её условий и форм.

Сам поиск смысла жизни - уже есть смысл жизни.

        Ш.А.Амонашвили образно замечает: «Для окрыления нашего смысла жизни нам лучше поверить, что наше земное бытие есть Великая Школа, которая готовит из нас будущих строителей Космоса, будущих творцов новых планет, новых созвездий, новых жизней на них. Только нужно будет сдавать один экзамен – на духовность».

                                                                            Зимняков Николай Николаевич,

                                                                            учитель математики МБОУ г. Владимира

                                                                           «Средняя общеобразовательная школа № 26»

                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...