Сценарные планы уроков музыки 5-6 класс
методическая разработка (5 класс) на тему

Базирова Ленара Усеиновна

Сценарий урока музыки в 5 классе. Тема урока «Всю жизнь мою несу Родину в душе»

Сценарий урока музыки в 6 классе. Тема урока «Мир чарующих звуков»

Сценарий урока музыки в 5 классе. Тема урока: Опера-былина «Садко».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_urokov-1.docx32.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

БОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла

Проблемно-тематический семинар

«Реализация требований ФГОС ООО на уроках музыки и изобразительного искусства в 5 – 7 классах образовательных организаций» (36 час.)

ИТОГОВАЯ РАБОТА

2.        Сценарные планы уроков музыки/изобразительного искусства в 5 – 7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов).

(название темы)

Базировой Ленары Усеиновны

учителя музыки/изобразительного искусства МБОУ гимназии № 2

г. Железнодорожный

Рук.семинара

Сергеева Г.П., к.п.н., доц.

Работу проверил:

Ф.И.О._________/подпись/                                                        Оценка:

Москва 2014


Сценарий урока музыки в 5 классе. Тема урока «Всю жизнь мою несу Родину в душе»

Введение: На уроке учащиеся знакомятся с творчеством современного композитора В. А. Гаврилина симфонией-действом «Перезвоны».В основе сочинения В.А. Гаврилина  - впечатления композитора от рассказов известного писателя, актера и режиссёра Василия Макаровича Шукшина «Слово о малой родине», где есть такие слова:

Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет…Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько…

Произведение состоит из отдельных картин и эпизодов, но все они сплавлены в единое идейное целое. Многое из прозвучавшего  обращено в прошлое, но все созвучно мыслям нашей эпохи». В музыкальном произведении современного композитора В.А. Гаврилина прослеживается связь прошлого и настоящего, что дает учащимся понять

связь и единство временных промежутков, целостность человека.

«Перезвоны «задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснения.»

Цель урока:

Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи урока:

- воспитание российской гражданской идентичности: уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры;

- воспитание эстетического отношения, «родственного внимания к миру»;

- овладение основами музыкальной грамотности, способностями эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью;

-знакомство со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства на основе изучения симфонии-действо «Перезвоны» В.А. Гаврилина;

- расширение эмоционального словаря школьника;

- формирование умений развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности и самостоятельно ставить для себя новые задачи на основе взаимосвязи музыки с другими видами искусства;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Актуальность:Актуальность выбранной темы заключается в ее проблематики. В современном мире, в век скоростей человек забывает о главном своем предназначении, о своих истоках. Равняясь на западноевропейскую культуры мы забываем о своей самобытности и уникальности. Русский человек испокон веков считался эталоном мужества, силы духа, справедливости, духовности. Именно поэтому в русской культуре доминантой является тема Родины, русского народа, русского человека.

Этапы урока

Результаты: личностные, метапредметные, предметные

1.Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Приветствие, проверка отсутствующих. Распевание.

  2. Вступительная беседа.

О чем вещают колокола(о радостном событии, о печали и тревоге): Как вы думаете, почему на Руси колокол имеет особое почитание,  почему его называют «гласом Руси»?

  3. Объяснение нового материала

Слушание фрагмента «Вечерняя музыка» из симфонии-действо «Перезвоны» В.А. Гаврилина.Определяем характер музыкального исполнения (темп, ритм, лад).Учащимся предлагается прочитать цитаты в учебнике на стр. 30 и ответить на вопрос: «Что авторы этих строк называют дорогой?»

Слушаем 1 часть симфонии-действо «Перезвоны» В.А. Гаврилина «Весело на душе». Определяем характер исполнения музыки?(темп, ритм, лад, средства выразительности)

Слушаем следующий фрагмент симфонии – действа «Перезвоны» В.А. Гаврилина «Молитва»». Определяем характер исполнения музыки?(темп, ритм,лад, средства выразительности)

Отвечаем на вопрос:Похожи ли все три музыкальных образа между собой? О чем рассказывают тебе эти части произведения?

4.Практическая работа «Звучащие картины»,

Учащимся предлагаются выбрать  репродукции, созвучные настроению и характеру музыкальным фрагментам из симфонии-действа «Перезвоны».

«На Валааме» П. Джогина, «Над вечным покоем» И. Левитана, «Осенний сельский праздник» Б. Кустодиева. Свои выбор нужно объяснить.

  5. Актуализация знаний (рефлексия).  Анализ и оценка работ обучающихся.

Домашнее задание: Подобрать из учебника по литературе отрывки прозы или стихотворения русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыки.Исполнить вокальную, пластическую  импровизацию к картине «Осенний сельский праздник» Б. Кустодиева.

Предметные результаты

Формированию у школьников интереса к творчеству Гаврилина.Познакомиться с понятием перезвоны.

Метапредметные результаты:

История возникновения колокольного звона на Руси. Умение анализировать произведение «Перезвоны», Умение слушать и понимать  что нам хотел донести композитор.

 Личностные результаты:

Через произведение Гаврилина знакомимся с культурным наследием своего народа. Понимание характера музыки.

Понимание и определение средств музыкальной выразительности в произведении. Сравнивание различных частей произведения

Предметные результаты:

 Формирование интереса к взаимосвязи музыки и изобразительного искусства через картины «На Валааме» П. Джогина, «Над вечным покоем» И. Левитана, «Осенний сельский праздник» Б. Кустодиева.

Метапредметные результаты: Умение правильно подобрать репродукции картин к музыкальным отрывкам. Умение правильно сформулировать свой ответ.

Личностные результаты:Понимание какая часть «Перезвонов» подходит к той или иной картине.

Библиография.

1.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник. – М.:  Просвещение, 2014.

2.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Кашекова  И.Э. Музыка. Искусство 5-9 классы: сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014.

3.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы: методическое пособие – М.: Просвещение, 2013.  

4.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5-6 классы: методическое пособие  – М.: Просвещение, 2014.

Сценарий урока музыки в 6 классе. Тема урока «Мир чарующих звуков»

Введение: На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.Варламова,  А.Рубинштейна,П.Чайковского,М.Глинки. В романсах запечетлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте, любви.

Цели урока:

знакомство с вокальным жанром романса, его ролью во взаимосвязи музыки и литературы, его происхождением, жанровыми признаками.

Задачи:

совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

развивать представления о музыкальных инструментах, творческое мышление и певческие навыки;

обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Актуальность:

Русский романс как исторически сложившийся жанр представляет собой уникальное явление в отечественной художественной культуре. Его можно считать явлением социальным. С течением времени изменяются музыкальные стили, жанры, ритм жизни, но человек остается человеком: его эмоции находят все новые средства выражения. Диапазон выражаемых чувств - от тончайших смысловых подтекстов, до предельной обезоруживающей искренности, что сродни народной песне. Жанр романса в литературе и музыке второй половины XIX века отражает эмоциональную жизнь русского человека, однако он не ограничивается областью субъективной лирики. Изучая истоки русского романса и его развитие, можно прийти к самым неожиданным открытиям: современная русская музыка, весьма несхожие между собой музыкальные жанры многое унаследовала от романса.

Романс - это удивительный жанр. Его уникальность заключается в том, что в малой, камерной форме, он способен поведать об очень многом.

Романс обладает редкой мобильностью и может мгновенно откликаться на запросы времени, отражать его наиболее передовые идеи. Исключительная емкость этого жанра позволяет наделять его богатым, разнообразным содержанием: от тонкой интимной лирики до глубоких социальных проблем.

Этапы урока

Результаты: личностные, метапредметные, предметные

1.Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Приветствие, проверка отсутствующих. Распевание.

2.Вступительная беседа.К какому жанру относится романс, когда он появился. Какую палитру человеческих чувств он передает.

3Объяснение нового материала

Читаем отрывок стихотворения «Романса голос узнаю»

(Слушаем романс «Жаворонок» М.И. Глинки) Определяем характер исполнения музыки?(темп, ритм, лад, средства выразительности).Напеваем романс.Какое настроение передает этот романс?

(Слушаем романс «Благословляю вас леса» ЧайковскогоОпределяем характер исполнения музыки?(темп, ритм, лад, средства выразительности).Напеваем отрывок из романса.Какое настроение передает этот романс?

Слушаем романс «Горные вершины» Варламова и РубинштейнаОпределяем характер исполнения музыки?

(темп, ритм, лад, средства выразительности).Напеваем отрывок из романса.Подумайте,какие чувства передает музыка?

Отвечаем на вопрос: Какие переживания, жизненные ассоциации , зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов

4.Практическая работа: Нарисовать три образа которые возникли при прослушивании романсов «Жаворонок»,  «Благословляю вас леса» «Горные вершины»

  5. Актуализация знаний (рефлексия).  Анализ и оценка работ обучающихся.

Домашнее задание: Разучить романс «Жаворонок». Найти и зачитать стихотворения Пушкина на которые были сочинены романсы.

Личностные: Осознание важности романса как вокального жанра музыки. Какими средствами композиторы передают настроение романса. Реализация творческого потенциала через интонирование романсов«Жаворонок», «Благословляю вас леса»«Горные вершины»

Метапредметные результаты:

История изучения возникновения романса.Умение с помощью романса определить связь между музыкой и литературой.

Предметные: Формируем у школьников интерес к романсу. Знакомимся с понятием вокальная лирика.

Личностные: Осознание какие образы навевает нам музыка романсов.

Предметные результаты:

 Формирование интереса к взаимосвязи музыки романса и изобразительного искусства.

Метапредметные результаты: Умение правильно нарисовать образ навеянный музыкой романса.

Библиография.

1.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник. – М.:  Просвещение, 2014.

2.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Кашекова  И.Э. Музыка. Искусство 5-9 классы: сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014.

3.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы: методическое пособие – М.: Просвещение, 2013.  

4.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5-6 классы: методическое пособие  – М.: Просвещение, 2014.

Сценарий урока музыки в 5 классе. Тема урока: Опера-былина «Садко».

Введение:

На уроке учащиеся знакомятся с оперным творчеством великого русского композитора Н.А. Римского- Корсакова.Опера – главная область творчества Римского-Корсакова. Разнообразие сюжетов проявляет себя при тяготении композитора к сказочно-эпическому жанру. Сказочно-эпические оперы Римского-Корсакова продолжают линию оперной традиции Глинки («Руслан и Людмила»). Ведущее значение занимают принципы эпической драматургии: сопоставление образов в сочетании с широко развитой описательностью и замедленным течением действия. Сочетание сквозного развития с музыкальной завершенностью отдельных частей, большое значение крупномасштабных музыкальных структур, охватывающих большие сцены и целые оперные картины. Разнообразие приемов вокального письма. Широкое применение лейтмотивов, особенности трактовки принципа лейтмотивов (лейтгармония,лейттембр). Различное соотношение вокальных и оркестровой партий в операх разных жанров. «Садко» – вершина данного этапа творчества и одно из важнейших произведений Римского-Корсакова. Воссоздание в ее драматургии и музыкальном языке манеры былинного сказа. Монументальность стиля, эпический размах народно-массовых сцен. Образ Волховы близок образу Снегурочки по приемам музыкальной характеристики и по драматургическому значению. Происходит окончательное формирование системы особых ладогармонических средств, связанных с пейзажно-фантастической сферой.

Цели урока:

 Определить роль и значение музыки в былинах и сказках.

Задачи:

Более подробно познакомить учащихся с творчеством композитора.

Сформировать представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).

Определить важный принцип драматургии композитора – противопоставление двух миров: реального и сказочного.

Определить средства музыкальной выразительности, помогающие созданию волшебства в музыке.

Разучить и исполнить фрагменты оперы прозвучавшие на уроке. Научить грамотно применять исполнительские средства выразительности, в частности строить фразу, чувствовать и понимать значение кульминации.

Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Актуальность:

Русская опера малой формы конца XIX — начала ХХ веков отличается богатством содержания и тематики, ей свойственно разнообразие драматургических принципов, определяемых ее жанровой спецификой. В произведениях этого жанра претворены сюжеты отечественной и мировой литературы, русские сказки, современные и удаленные во времени бытовые истории. Отсюда их жанровое разнообразие: среди опер малой формы встречаются лирические, лирико-драматические, психологические, исторические, фантастические.Былина, сказка, легенда, фантастика, «седина» русской истории питали фантазию Н. А. Римского-Корсакова не только сюжетами, но и идеями. Не случайно наиболее характерные черты его творчества выявляются в произведениях, связанных с красочными картинами народного быта, с поэзией русской природы, миром народной фантастики. Именно в этой области во всей полноте раскрывается живописно-изобразительный дар Н. А. Римского-Корсакова, его удивительная лирика, насыщенная покоем и теплотой, чистотой и искренностью, созерцанием красоты. Необыкновенная гармоничность мировосприятия во многом роднит его с М. И. Глинкой.

Этапы урока

Результаты: личностные, метапредметные, предметные

1. Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Приветствие, проверка отсутствующих. Распевание.

  2. Вступительная беседа.Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова. Его настоящая область деятельности – опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки Пушкина. Давайте вспомним некоторые из них.(Узнают оперы по стихам «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Садко»).

3 Объяснение нового материала:Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере – былине – «Садко». Это – одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины.(Вспоминаем что такое опера)

Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины— «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.(Вспоминаем героев былин)

Слушаем музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее». Определяем характер исполнения музыки? Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?

Слушание второй песни Садко «Заиграйте, мои гусельки».(пробуем напеть песню) Сопоставляем свое пение с фонозаписью)

4.Практическая работа: Звучащие картины. Рисуем музыкальные портреты главных героев оперы. Как мы их представляем? Какими чертами характера мы бы их наделили. 5. Актуализация знаний (рефлексия).  Анализ и оценка работ обучающихся.

Домашнее задание: Найти с помощью интернета   сказки о русских былинных героях.Чем они похожи на Садко?

Личностные: Осознание жизненного смысла музыкальных образов в опере «Садко» Осознание вечных тем былины (добро и зло, любовь)

Метапредметные результаты: Умение  правильно интонировать второй песни Садко «Заиграйте, мои гусельки. Умение сопоставить  свое пение с фонозаписью.

Умение правильно определить характер исполнения музыки фрагмента «Океан – море синее»

Предметные:Познакомиться с понятием –былина(с героями русских былин).Ответить что такое опера и правильно сформулировать свой ответ.

Личностные результаты: Понимание как мы представляем себе героев русских былин.

Метапредметные результаты: Умение правильно передать образы главных героев оперы в своих рисунках. Умение правильно определить их характеры.

Предметные результаты:

 Формирование интереса к взаимосвязи музыки и изобразительного искусства  через музыкальный отрывок«Океан – море синее».  

Библиография.

1.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник. – М.:  Просвещение, 2014.

2.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Кашекова  И.Э. Музыка. Искусство 5-9 классы: сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014.

3.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы: методическое пособие – М.: Просвещение, 2013.  

4.        Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5-6 классы: методическое пособие  – М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока по литературе. 7 класс

Тема урока по литературе в 7 классе - "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Конспект урока составлен в соответствии стребованиями ФГОС и представля...

«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов). Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»  Кафедра методики преподавания дисциплинхудожественно-эстетическо...

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ «Ничего на свете лучше нету…»

Конспект урока по музыке для 1 класса На тему "Ничего на свете лучше нету"....

Сценарный план урока математики в 6 классе : «Нахождение дроби от числа. Прием решения задач на проценты»

Согласно типологии уроков по ФГОС, данный урок является уроком систематизации и обобщения знаний и умений. Это один из последних уроков темы «Нахождение дроби от числа», отрабатывающий соо...

Сценарный план урока русского языка (5 класс)

          Сценарный план урока русского языка (5 класс)...

Сценарный план урока литературы в 10 классе по теме: «Средства создания музыкальности в стихотворении А.А.Фета «На заре ты её не буди…»

Тип урока: урок постановки учебной задачи.Форма работы: парная, групповая, фронтальная.Применяемые методы и технологии: наглядно-иллюстративный, интерактивный; технология критического мышления, аналит...

Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"...