Профессиональная компетентность преподавателя как условие обеспечения качества подготовки специалиста
статья на тему

Романова Галина Петровна

Системе образования требуются кадры, умеющие конструировать новые знания и критично относиться к старым. Критичность, как свойство личности педагога, выступает атрибутом развивающегося и активно познающего мир человека.

Актуальность исследования определяется также и тем, что в соответствии с Концепцией модернизации российского образования повышаются требования к профессиональной подготовке педагогов, которые не просто должны владеть отдельными умениями и знаниями по направлениям своей педагогической деятельности, но и обладать высокоразвитыми ключевыми компетенциями 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Вознесенский агротехнический техникум»

Доклад

Тема: «Профессиональная компетентность преподавателя как условие обеспечения качества подготовки специалиста»  

Выполнил: Севостьянов Иван Петрович

                             

                                                         

2011г

Системе образования требуются кадры, умеющие конструировать новые знания и критично относиться к старым. Критичность, как свойство личности педагога, выступает атрибутом развивающегося и активно познающего мир человека.

Актуальность исследования определяется также и тем, что в соответствии с Концепцией модернизации российского образования повышаются требования к профессиональной подготовке педагогов, которые не просто должны владеть отдельными умениями и знаниями по направлениям своей педагогической деятельности, но и обладать высокоразвитыми ключевыми компетенциями

Сегодня в социально-экономической сфере, характеризуемой быстрой динамикой общественных процессов, сжатых до минимальных сроков сменой поколений техники и технологии, помимо способности реализовывать стандартные профессиональные задачи на первый план выдвигаются такие виды деятельности работника, как способность адаптироваться, предвидеть трудности, решать проблемы, сотрудничать и координировать свою деятельность. Из всех ресурсов производства определяющим становится человеческий потенциал.  Это связано с тем, что в хозяйственной сфере все чаще возникают непредсказуемые ситуации, характеризующиеся большой степенью неопределенности, разрешение которых под силу только человеку. Современному работнику одних умений и знаний, которых обычно хватает для выполнения какой-либо профессиональной деятельности, уже недостаточно.

В таких условиях педагогика профессионального образования, отвечая требованиям экономического и общественного развития, должна уходить от традиционных подходов в обозначении критериев подготовки выпускников (формирования совокупности знаний, умений, навыков) к применению компетентностного подхода, согласно которому важнейшей задачей образования является формирование компетенции - комплекса свойств личности, обеспечивающих достаточный для самостоятельного осуществления профессиональной деятельности,  уровень самоорганизации личности. Компетенции кладутся в основу проектирования образовательных стандартов третьего поколения и обеспечения контроля качества образования.

Историческое рассмотрение становления понятий «компетентность» и «компетенция» помогут нам раскрыть методологическую сущность компетентностного подхода. Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека. Другие считают, что понятия «компетентность и компетенция» начали использоваться с 1958 года. Широкий интерес к проблеме исследования компетенций связан с запуском искусственного спутника Земли СССР в октябре 1957 года и последовавшей вслед за этим широчайшей критикой системы образования в США. Именно в этот период появились публикации, сравнивавшие содержание образования в США и СССР. Разведение принятых педагогикой понятий «компетенция» и «компетентность» можно отнести к этому же периоду. По мнению ряда исследователей интерес к проблеме исследования компетенций «обычно совпадал с кризисными ситуациями в экономике, образовании и культуре».

Итак, компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Компетенции – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам. При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности.

В России в период 1970  1990 годов разрабатываются различные классификации компетенций, признанные педагогической общественностью. Е.В. Бондаревская, А.А.Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и другие авторы используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).

До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что». Н.И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность – это качественное использование компетенций. Другое определение компетентности дал Н.Н. Нечаев: «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей». Н.Ф.Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель и др. отмечают, что понятия «знания», «умения», «навыки» неточно характеризуют понятие «компетентность», так как, по их мнению, «компетентность» предполагает владение знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом.

Рассматривая профессиональные компетенции, большинство исследователей выделяют:

1) простые (базовые) компетенции (формируемые на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности)  

2) ключевые компетенции – чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.

В некоторых исследованиях есть другие квалификации:

1) стандартные – те, без которых невозможно нормальное функционирование личности или организации

2) ключевые – обеспечивают их конкурентоспособность на социально-экономическом рынке, выгодно отличая от аналогичных представителей,

3) ведущие – это «сотворение» будущего, проявляющееся в инновационности, креативности, динамичности и диалогичности (кооперативности, децентрации, поликультурности).

В 70 – 80 годах ХХ века в США уделялось большое внимание разработке концепции обучения педагогов на основе компетентностного подхода. В результате наблюдения за деятельностью наиболее эффективно работающих педагогов и моделирования потребностей будущего был выявлен ряд компетенций, основанных на «трех китах» деятельности и личности педагога: «знать, делать, быть». С тех пор влияние личностных качеств преподавателя на его профессиональную компетентность отмечается практически всеми исследователями.

П.Ф. Каптерев внес большой вклад в разработку компетентностного подхода к профессиональной подготовке учителей. Он подразделял все качества личности педагога на объективные (степень знания учителем своего предмета, степень владения методологией науки и глубина его научных знаний, владение общими дидактическими и методическими принципами, способность проникать и комплексно воспринимать особенности детской психологии) и субъективные (преподавательское искусство, педагогический талант, творчество и т.п.) [9]. А.К. Маркова при изучении профессиональной компетенции педагога сгруппировала умения, обеспечивающие эффективность преподавания, и личностные свойства педагога, и сделала вывод, что профессиональная компетенция педагога – «это такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников».

Содержание профессионально-личностных компетенций преподавателя в ХХ1 веке подробно и аргументировано раскрыто Т.Е. Исаевой. Автор выделяет:

1) адаптационно-цивилизационные компетенции

2) социальные компетенции

3) социально-организационные компетенции

4) профессиональные (предметные / методические) – совокупность знаний, умений, методов обучения, способов трансляции профессионально-корпоративного опыта, обусловленных спецификой преподаваемой дисциплины и избираемых в соответствии с педагогической системой, которой придерживается преподаватель

5) коммуникативную

6) ценностно-смысловые – обеспечивают человеку сохранение «самости» в любых условиях .

В настоящее время разработан профессиональный стандарт педагогической деятельности в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы. Он является первым опытом создания профессиональных стандартов в области образования. Стандарт разработан с позиций компетентностного подхода.

Под профессиональным стандартом педагогической деятельности понимается система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.

Он представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.

Требования к компетентности педагога будут определяться функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности. Иными словами, для реализации определенных функциональных задач (профессиональных компетенций) педагог должен обладать определенной компетентностью.

Установление содержания профессиональной компетентности обосновывается с позиций психологической теории деятельности, конкретно, с позиций психологической функциональной системы деятельности, которая в общем виде описывает основные функциональные задачи любой деятельности.

№ Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности

I. Личностные качества

1.1. Вера в силы и возможности обучающихся Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся в образовательной деятельности. Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;

Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;

Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;

Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.

1.2. Интерес к внутреннему миру обучающихся Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности Умение составить устную и письменную характеристику обучающихся, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается

Умение построить индивидуализированную образовательную программу

Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.

1.3. Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеоло-гизированное мышление педагога) Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Убежденность, что истина может быть не одна;

Интерес к мнениям и позициям других

Учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся

1.4. Общая культура Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

Знание материальных и духовных интересов молодежи;

Возможность продемонстрировать свои достижения;

1.5. Эмоциональная устойчивость Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом. В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;

Не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций.

1.6. Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Осознание целей и ценностей педагогической деятельности,

Позитивное настроение,

Желание работать,

Высокая профессиональная самооценка.

II. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Знание образовательных стандартов и реализующих их программ;

2.2. Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью. Знание возрастных особенностей обучающегося;

Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте.

III. Мотивация учебной деятельности

3.1. Умение обеспечить успех в деятельности Компетентность позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. Знания возможностей конкретных учеников;

Постановка учебных задач, в соответствии с возможностями ученика;

3.2. Компетентность в педагогическом оценивании Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании. Знание многообразия педагогических оценок;

Знакомство с литературой по данному вопросу;

Владение (применение) различными методами оценивания.

3.3. Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности. Знание интересов учащихся, их внутреннего мира;

Ориентация в культуре,

IV. Информационная компетентность

4.1. Компетентность в предмете преподавания Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);

.

4.2. Компетентность в методах преподавания Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности. Знание нормативных методов и методик;

Демонстрация личностно-ориентированных методов образования;

Наличие своих «находок» и методов, авторской школы.

Использование в учебном процессе современных методов обучения.

4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;

4.4. Умение вести самостоятельный поиск информации Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск. Профессиональная любознательность;

Умение пользоваться различными информационно– поисковыми технологиями;

Использование различных баз данных в образовательном процессе.

V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1. Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты. Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ.

Знание образовательных стандартов и примерных программ;

Наличие персонально разработанных образовательных программ:

5.2. Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях Педагогу приходится постоянно принимать решения:

Как установить дисциплину;

Как мотивировать академическую активность;

Как вызвать интерес у конкретного ученика;

Как обеспечить понимание и т.д.

Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

VI Компетенции в организации учебной деятельности

6.1. Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других. Знание обучающихся;

Компетентность в целеполагании

Предметная компетентность;

Методическая компетентность;

Готовность к сотрудничеству.

6.2. Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Знание того, что знают и понимают ученики;

Свободное владение изучаемым материалом;

6.3. Компетентность в педагогическом оценивании Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Знание функций педагогической оценки;

Знание видов педагогической оценки;

Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

Владение методами педагогического оценивания;

6.4. Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения Свободное владение учебным материалом;

Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации необходимой для решения учебной задачи;

Умение выявить уровень развития обучающихся;

6.5. Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;

Умение использовать средства и методы обучения.

6.6. Компетентность в способах умственной деятельности Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций Знание системы интеллектуальных операций;

Владение интеллектуальными операциями;

В настоящее время система повышения квалификации педагогов отстает от реальных потребностей отрасли образования, не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса. В связи с этим возрастают требования к профессиональному уровню педагогов, соответствующему запросам современной жизни и являющемуся необходимым условием модернизации системы российского образования. Повышение профессионализма педагогических кадров основано на освоении и внедрении в образовательный процесс современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций.

Совет Европы определяет пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение: политические и социальные, межкультурные, коммуникативные, социально-информационные, персональные.

Недостаточный уровень подготовки специалистов в области развития ключевых компетенций в значительной степени зависит от разработанности проблемы в педагогической науке и отражения полученных результатов во всех сферах педагогической деятельности.

Процесс профессионального развития и становления педагога изучен достаточно глубоко в работах Ю.А. Конаржевского, А.В. Мудрика и других.

Анализ научной литературы позволил выявить следующие недостатки в области развития ключевых компетенций в системе повышения квалификации:

-недостаточный объем теоретических и практических знаний педагогов о современных образовательных технологиях, способствующих развитию ключевых компетенций;

-отсутствие системности в развитии ключевых компетенций у педагогов общеобразовательных учреждений;

-ограниченное применение в профессиональной деятельности эффективных методов и способов обучения, не обеспечивающих стимулирование педагогов к постоянному повышению своего профессионального уровня и развитию ключевых компетенций;

-нереализованное обеспечение методического и дидактического сопровождения внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий;

-минимальный учет первоначальной технологической подготовки педагогов и отсутствие дифференцированного подхода в повышении их квалификации, что исключает учет потребностей конкретного педагога или образовательной организации.

В условиях модернизации образования содержание профессиональной подготовки педагогов должно способствовать развитию ключевых компетенций.

Компетентностный подход в образовании открывает возможности для более качественной подготовки личности к реальной жизни, включая знание предмета, осуществление продуктивной деятельности и актуализацию личностных ресурсов. Успешность профессиональной карьеры специалиста по окончании вуза и реализация полученных им знаний, умений и навыков в практической деятельности зависит от развития у него ключевых компетенций.

Владение ключевыми компетенциями позволяет успешно решать задачи, стоящие перед специалистом, предполагает высокий уровень инициативы, способности организовать людей для достижения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.

Анализ литературы позволил определить компетентность как интегральное личностно-профессиональное качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности и способности на его основе к успешной, продуктивной и эффективной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны, а также обеспечивающее возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций.

Итак, компетенция – это система знаний, которая активизируется и обогащается в деятельности. Ключевые же компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций. Ключевые компетенции – это система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью. Понимаемая в изложенном ключе компетенция должна занять ведущее место в профессиональной подготовке специалиста.

Одним из способов развития ключевых компетенций педагогов является технология критического мышления. В отличие от других педагогических технологий в центре технологии критического мышления стоят не четко сформулированные диагностические цели обучения и последовательное процедурное их достижение, а личность обучающегося, формирование и развитие у него рефлексивного мышления, умения самостоятельно формулировать и ставить цели своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования

Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)Качество образования рассматривается как к...

Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях»

Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»...

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог  должен знать не только свой предмет, и...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА" 2018г....

"Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования"

Доклад на педагогическом совете "Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования"...