Главные вкладки

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
    материал на тему

    Пашкова Екатерина Викторовна

    «Использование ИКТ на уроках химии и биологии для формирования ключевых компетенций школьников в условиях ФГОС».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon predstavlenie_ped.opyta_.doc135 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ф. И. О. учителя: Пашкова Екатерина Викторовна

    Должность: учитель химии и биологии

    Стаж педагогической деятельности: 2,5 года

    Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. о. Саранск

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

     

    Тема инновационного педагогического опыта

    «Использование ИКТ на уроках химии и биологии для формирования ключевых компетенций школьников в условиях ФГОС».

    Актуальность и перспективность опыта 

    Выбор мною методической темы обусловлен  в первую  очередь основными целями химического и биологического  образования:

    - ознакомить учащихся  с многообразием и единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни человека;

    - ознакомить с методами познания природы, общими для естественных наук;

    -  воспитать ценностное отношение к природе, здоровью человека;

    - развивать способности критически осмысливать полученную информацию.

        Сформулированные цели не могут быть достигнуты вне связи с задачей развития учащихся. А значит моей задачей является не только теоретическое наполнение материала, а такое построение учебной деятельности, в котором нарастает  самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой. Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность». Кроме того, наряду с развитием индивидуальных способностей и возможностей учащихся, я применяю формы организации коллективной учебной деятельности.

    В современном обществе, исходя из стандартов второго поколения, ИКТ-компетенцией должны обладать все учащиеся школы.

    Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    На основе принципов целенаправленности, систематичности и комплексности могут быть выделены следующие общие педагогические условия:

    - целенаправленное формирование практических умений и навыков, которые должно быть в числе первостепенных задач в процессе использования химического эксперимента;

    Частную группу педагогических условий составляют:

    - благоприятная творческая атмосфера в школьном коллективе;

    - компетентность учителя;

    -учет психолого-физических и возрастных особенностей подростков.

    Как организовать урок  в школе? Как заинтересовать учащихся? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и я в том числе, и каждый находит какое-то свое решение. Высокоэффективным творческим методом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применение компьютерных технологий на уроках. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

         Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения — использование на уроках компьютера, создание  мультимедийных презентаций — всё это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным.

    В нашей школе созданы условия для внедрения ИКТ  в учебно-воспитательный процесс. Кабинеты оснащены компьютерами, подключенными к локальной сети с выходом в Интернет, мультимедийными проекторами, установлены интерактивные доски.    Ресурсы кабинетов используются учителями  и учащимися  в следующих направлениях: - подготовка к урокам с использованием современных инновационных методов представления информации; - проведение интегрированных уроков, тестов, практикумов; - использование ресурсов Интернет для поиска информации, ориентированной на запросы учащихся.

    Теоретическая база опыта

    Важным для учителя является наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК включает учебники: по химии – это учебники линии О. С. Габриеляна, по биологии – линии И. Н. Пономаревой, комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы. На уроках биологии и химии использую презентации, созданные мной, а также презентации, скаченные и переработанные с сайтов презентации, диски. Использую ресурсы сети Интернет.

    При использовании ИКТ в процессе обучения химии и биологии, я руководствуюсь следующими нормативными документами:

    1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июню 2009 года), где говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…». «…Школа должна эффективно использовать современные образовательные технологии, в том числе информационно – коммуникационные, в образовательном процессе…».

    Мною также использованы материалы следующих литературных источников:

    1. Андреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. Школьные технологии. 2001. №3.

    1. Гааг, Н.А. Как привить интерес к уроку химии./Н.А.Гааг // Химия в школе.- 1991.- №3.
    2. Габриелян, О.С., Остроумов И.Г. Пропедевтический курс «Старт в химию» /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. // Химия в школе. – 2005. - № 8.
    3. Гладкая, И.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учеб. – метод. пособ. для учителей /И.В.Гладкая, С.П.Ильина, С.В.Ривкина; Под ред.проф. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.
    4. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.

    Ведущая педагогическая 

    идея

    Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
      Ведя исследование в этом направлении, пытаюсь решать на уроках задачу активизации познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий и интегрировать тем самым информационные знания с курсом химии и биологии основной средней школы. Такая интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к обучению химии и биологии, сделав изучение предметов более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.

    Технология опыта

     Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения химии и биологии – это овладение обучающимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности.

    Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности.

    Использование разных видов деятельности, позволяет обучающимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого   обучающегося.

    На уроках по химии  и биологии при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:

    1. создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу химии биологии. Они при этом расширяют свои знания по предмету, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль, овладевают способами работы с информацией: поиск информации; её сохранение и копирование.

    1. использование готовых мультимедийных пособий на уроках по химии: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа; электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для гуманитариев»; дидактический и раздаточный материал;
    2. использование Интернет-ресурсов:
      Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
      Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
      Мир химии
      Chem Net: портал фундаментального химического образования
      Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: химия
      Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
       Школьная химия 

     http://sbio.info/ - Проект «Вся биология»

    http://biology-online.ru/ - уроки биологии онлайн

    1. использование виртуальных экскурсий;
    2. проведение виртуального химического эксперимента;
    3. моделирование химических и биологических  процессов и явлений;
    4. решение расчетных и экспериментальных задач;
    5. осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ.

    Целью моей методической работы является формирование у учащихся ключевых компетенций: ценностно – смысловой, образовательной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, компетенции личностного самосовершенствования.

    Ценностно - смысловая компетенция: формирую путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках рассматриваю явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

    Образовательная: на уроках учу учеников с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от их собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение. В настоящее время для формирования образовательных компетенций я стала использовать информационно – коммуникационные педагогические технологии (ИКТ).

    Информационно – коммуникативная: формирую навык работы в паре, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую. На уроках оцениваю умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов.

    Важной частью формирования информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет. Интерактивные методики позволяют задействовать чувства, эмоции, волевые качества, т. е. включают в процесс обучения «целостного человека». Это позволяет увеличить процент усвоения материала, что обеспечивает фундаментальность образования, универсальность полученных знаний, возможность их использования в жизненных ситуациях.

     Поэтому еще одной из компетентностей, которая формируется на этапах обучения, станет коммуникативная с возможностью включения школьников в активную речевую деятельность; развивающая искусство общения в процессе сознательного освоения основ науки, повседневно совершенствующая внешнюю и внутреннюю культуру и грамотное общение. Учитель на уроке - полноценный участник коммуникативного процесса, партнер в собеседовании, помощник в овладении методами коммуникации. Его задача состоит в общей организации структуры урока, предоставлении перечня творческих заданий для учащихся, коррекции деятельности учащихся, предоставлении информационной помощи, отслеживание времени за временем. На уроке приветствует атмосфера доверия и сотрудничества, учащиеся выражают не только свои мысли, но и учатся слушать других, обмениваться знаниями и умениями. В рамках общения каждый учащийся развивает новые умения и навыки.

    Учебная: в процессе работы индивидуально или в парах учу учеников решать  сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. На практических и лабораторных работах, экскурсиях при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составление алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.

    Познавательная: на уроках химии и биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение, опыт.

    Некоторые из учащихся самостоятельно или с моей помощью могут подготовить и провести эксперимент. На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагаю на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы.

     Я на своих уроках стараюсь так организовать работу учащихся, чтобы он получал свои знания не в готовом виде, а создавал его большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.

    Я использую ИКТ в преподавании биологии и химии на  следующих этапах урока: изучении нового материала, демонстрация иллюстраций, подготовка домашнего задания, подготовка самостоятельных проверочных и контрольных работ, демонстрация проведения некоторых опытов и внеурочная работа, а также создание собственных презентаций.

     Итак, формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.

    Анализ результативности

    Результативность работы по  данной проблеме представлена следующими критериями:

    1.уровень обученности учащихся за 2 года.

    2.уровень самореализации учащихся.

    По первому критерию проанализирован уровень обученности учащихся за 2 года в разных классах по химии и биологии. О результативности опыта свидетельствует показатели качества знаний учащихся  по данным предметам согласно внутреннему и внешнему мониторингу, увеличение числа хорошистов и отличников по предмету, повышение качества знаний по химии и биологии и интереса учащихся к изучению предметов.

    Применение данной технологии дает хороший результат в формировании у обучающихся навыков и умений, о чем свидетельствует то, что мои ученики активно участвуют в дистанционных олимпиадах, конкурсах по  химии и биологии муниципального, республиканского, всероссийского уровней, где становятся победителями и лауреатами.

    Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся

    по предмету

    Результативность

    уровень

    2012-2013 учебный год

    1

    Грамота МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РМ награждается Александров Кирилл, ученик 7а класса, занявший 2-е место в республиканском конкурсе юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных»

    Республиканский

    2

    Сертификат за участие во I Открытой олимпиаде школьников по химии (Чистякова М., 11а класс)

    Республиканский

    2013 – 2014 учебный год

    1

    Диплом I степени за победу в мероприятии IV Всероссийская  дистанционная олимпиада по биологии для 8 класса «Вот задачка»

    (Адекаева Д., Гагарина М., Мадонова А, Филиппова М., Хамидуллова Г.,  8б класс)

    Российский

    2

    Диплом II степени за победу в мероприятии IV Всероссийская  дистанционная олимпиада по биологии для 8 класса «Вот задачка» (Джафарова Ю., Макеева В., 8 б класс)

    Российский

    3

    Диплом III степени за победу в мероприятии IV Всероссийская  дистанционная олимпиада по биологии для 8 класса «Вот задачка» (Климкина А., 8 б класс, Коннова Н., 8а класс)

    Российский

    4

    Сертификат участника мероприятия IV Всероссийская  дистанционная олимпиада по биологии для 8 класса «Вот задачка» (Александров К., 8а класс, Морозова Л., 8б класс)

    Российский

    5

    Сертификат участника мероприятия IV Всероссийская  дистанционная олимпиада по химии «Вот задачка» (Алькаева Э., Караваев Г., Мадонов К., 11а класс, Варганова А., 10а класс, Илюшкин А.,  Слугина К., Слугина А., Федорова С.. 9б класс, Мамаева Е., 9а класс

    Российский

    6

    Диплом I степени за победу во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по химии проекта «Инфоурок» (Тувина М., Мадонов К., Алькаева Э., Макаров А.,  Хайрова Р., 11а класс, Жамков В., 10 а класс)

    Российский

    7

    Диплом II степени за победу во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по химии проекта «Инфоурок» (Хамидуллова Г., Адекаева Д., Мадонова А., Александров К., 8б класс, Мулюкина Е., Тарасова Ю., Караваев Г., Патякина Е., 11а класс, Гришин Н., 10а класс)

    Российский

    8

    Диплом III степени за победу во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по химии проекта «Инфоурок» (Салаев Е., Кузьмин А., Ариков Д., Калинкин А., Варганова А., Ануфриев В.. 10а класс, Джафарова Ю., 8б класс)

    Российский

    9

    Сертификат за  участие во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по химии проекта «Инфоурок» (Асабина К., 8а класс, Морозова Л., Дроконов Д.. Филиппова М., 8б класс, Лапин А., Судуткина А., Бубушкин а., 10а класс, Курусина Е., 11а класс)

    Российский

    10

    Призер конкурса проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города – науке XXI века» в секции «Химия» (Караваев Г., 11а класс)

    Муниципальный

    12

    Сертификат за участие в конкурсе проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города – науке XXI века» в секции «Химия» (Алькаева Э., Тувина М., 11а класс)

    Муниципальный

    13

    Диплом I степени за победу во Втором Республиканском конкурсе ученических и проектных работ «Экология вокруг нас», проведенного на базе естественно-технологического факультета МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 28 марта 2014 г. (Караваев Г. 11а класс)

    Республиканский

    14

    Диплом участника I Республиканского Слета юных исследователей «Опыт. Поиск. Успех» (Филиппова М., Хамидуллова Г., 8б класс)

    Республиканский

    15

    Сертификат за участие во II Открытой олимпиаде школьников по химии (Жамков В., Кузьмин А., 10а класс)

    Республиканский

    16

    Диплом II степени за победу во II Открытой олимпиаде школьников по биологии (заочный тур) (Караваев Г., 11а класс)

    Республиканский

    17

    Диплом I степени за победу во II Открытой олимпиаде школьников по химии (заочный тур) (Жамков В., 10а класс)

    Республиканский

    2014 – 2015 учебный год

    1

    Диплом I степени за победу во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по биологии проекта «Инфоурок» (Мадонова А., 9б класс)

    Российский

    2

    Диплом II степени за победу во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по биологии проекта «Инфоурок» (Филиппова М.. 9б класс)

    Российский

    3

    Диплом III степени за победу во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по биологии проекта «Инфоурок» (Гагарина М.. Пятаева Е., Хамидуллова Г., Адекаева Д., Жевлакова Я., Морозова Л., 9б класс)

    Российский

    4

    Диплом I степени за победу во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по химии проекта «Инфоурок» (Хамидуллова Г., 9б класс)

    Российский

    5

    Диплом II степени за победу во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по химии проекта «Инфоурок» (Филиппова М., Адекаева Д., 9б класс, Егорова К., 8б класс)

    Российский

    6

    Диплом III степени за победу во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по химии проекта «Инфоурок» (Жевлакова Я., Мадонова А., 9б класс, Фролова К., 11а класс)

    Российский

    7

    Сертификат за  участие во Всероссийской  дистанционной олимпиаде по химии проекта «Инфоурок» (Слугина К., 10а класс, Ряхмятуллова С.. 8б класс, Гагарина М., 9б класс)

    Российский

    8

    Сертификат за участие в конкурсе проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города – науке XXI века» в секции «Химия» (Маслова Т., Хамидуллова Г., 9б класс)

    Муниципальный

    Таким образом, экспериментальная проверка использования коммуникативных технологий на уроке химии и биологии показала, что уровень ключевых компетенций у учащихся значительно возрастает.

    В итоге нашего исследования можно сделать вывод – что, использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым учащимся необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.  

    Трудности и проблемы при использовании данного опыта

       Когда мы активно начинаем использовать информационные технологии в процессе обучения, то нередко забываем, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены, в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т. д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел и т.д.

         

    Адресные рекомендации по использованию опыта

    Данный опыт рекомендуется использовать учителям со средним уровнем владения ИКТ. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках в среднем и старшем звеньях. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.

    Возможность тиражирования

    По распространению опыта проводятся семинары различных уровней, на которых идёт обмен опытом по использованию методических приёмов по изучению темы.

        - открытые уроки;

        - публикации, сертификаты;

        - выступления, победы и призовые места учащихся всех уровней;

        - размещение материалов на сайте http://nsportal.ru/basalaeva-ekaterina-viktorovna

    Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

    Процесс функционирования деятельности сопровождается формированием следующего комплекта документации, который служит основой для развития, совершенствования и развития педагогического уровня учителя:

     - Планы-конспекты внеклассных мероприятий;

    - Календарно-тематическое планирование в соответствии с учебным планом школы;

    - Презентации к открытым урокам и внеклассным мероприятиям;

    - Тесты по химии и биологии. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Представление педагогического опыта

    "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

    Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

    Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

    Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

    Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

    презентация "Представление педагогического опыта"

    самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

    Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

    Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

    Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

            Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...

    Представление педагогического опыта по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью.

    Представление  педагогического опыта по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью....