Применение информационно-коммуникативных технологий при подготовке к региональному экзамену по математике
опыты и эксперименты (8 класс) на тему

 

Цель исследования: показать возможность использования информационно – коммуникационных технологий и эффективность применения данной технологии при подготовке к региональному экзамену по математике.

Предмет исследования – методика проведения уроков с использованием ИКТ.

Гипотеза исследования: если при обучении математики использовать информационно-коммуникационные технологии, то это позволит повысить уровень математической подготовки учащихся, что будет способствовать успешной сдаче экзамена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_ias_ikt_reg_ekzamen_.docx133.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Красногвардейская гимназия»

ТЕМА: «Применение информационно-коммуникативных

технологий при подготовке к региональному экзамену по математике».

Выполнила: Исанбитова Айгуль Самигулловна,

учитель математики I квалификационной категории

МБОУ «Красногвардейская гимназия»

Красногвардейского  района Оренбургской области»

                                                             

с. Донское 2015

Содержание

Введение

3

Подготовка к региональному экзамену учащихся

8 класса.

4

Теоретическая часть подготовки к региональному экзамену.

4

Практическая часть подготовки к региональному экзамену.

5

Заключение

12

Список литературы

14

Приложения

15

Приложение № 1

15

Приложение № 2

Электронный ресурс

Приложение № 3

Электронный ресурс

Приложение № 4

16

Приложение № 5

17

Приложение № 6

20

Введение

Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель.  Послушание «подталкивает», цель «манит», а увлечение «движет». Применение ИКТ дает возможность учителю внести в урок толику занимательности, интереса, сократить время за счет наглядности и быстроты выполнения, увеличивает объем выполняемой работы.

Актуальность исследования проблемы  применения ИКТ при подготовке к региональному экзамену по математике обусловлена тем, что в условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.

        Цель исследования: показать возможность использования информационно – коммуникационных технологий и эффективность применения данной технологии при подготовке к региональному экзамену по математике.

Предмет исследования – методика проведения уроков с использованием ИКТ.

Гипотеза исследования: если при обучении математики использовать информационно-коммуникационные технологии, то это позволит повысить уровень математической подготовки учащихся, что будет способствовать успешной сдаче экзамена.

Цель и гипотеза позволили сформулировать задачи исследования:

  • изучить передовой опыт по использованию ИКТ в преподавании курса математики по литературным и электронным источникам;
  • выявить возможности использования ИКТ на уроках математики;
  • обобщить личный опыт использования ИКТ в преподавании математики.

 Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы теоретические методы исследования:

  • анализ литературы по философии, психологии, дидактике и методике преподавания математики;
  • анализ естественнонаучной литературы по проблеме исследования.

В качестве методов экспериментального исследования использовались:

  • наблюдение учебного процесса;
  • беседы с учащимися;
  • анкетирование учащихся;
  • мониторинг экзаменационных работ.

В своей работе я хотела подробнее рассмотреть данную проблему, так как она является актуальной на сегодняшний день.  

Подготовка к региональному экзамену учащихся 8 класса.

    Сдавая экзамен по новой форме, учащиеся должны:

  • выполнить задания части 1 за определённый промежуток времени
  • решить задания  части 1 трёх разных  видов (задания с выбором ответа, с кратким ответом, задание на соответствие)
  • решить и правильно оформить задания повышенной сложности из части 2

     Это не всем ребятам под силу. К такому режиму работы, к заданиям разного вида учеников надо приучать и тренировать. Поэтому готовить учащихся к региональному экзамену, а позже к ОГЭ и ЕГЭ нужно не в 7-8 классах, а уже с 5 класса.

Теоретическая часть подготовки к региональному экзамену.

При подготовке к экзамену необходимо повторить большой объём теоретического материала по алгебре и геометрии. Эти теоретические сведения

  • должны быть обобщены и систематизированы;
  • должны быть доступны для учащихся как на любом этапе урока, так и на дополнительных занятиях, так и когда они находятся дома;
  • должны подкрепляться примерами-образцами.

          Чтобы решить эту задачу, я подготовила справочный материал.  Он составлен в виде таблиц, в которых в доступной форме изложены основные темы математики. Материал расположен в одной папке и лежит на каждом ученическом столе во время урока, дополнительного занятия, а также каждый ученик имеет ссылку (https://yadi.sk/d/J1gqX-FqexxTg) на расположение этой папки в сети интернет (на моем Яндекс диске). Все страницы пронумерованы, и ребята могут быстро найти то, что им нужно.

             После изучения каждой темы провожу  тематические зачёты, когда у ребят накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт их применения на заданиях любой степени сложности.

     Система тематических зачётов имеет, на мой взгляд, определённые достоинства:

  • оценка получается путём сложения баллов за верно решённые задания, а не вычитанием баллов за ошибки.
  • ученик может выбрать посильные для себя задания, ему понятна система выставления оценок.
  • каждое из заданий обязательной части невелико по объёму, что позволяет мне получить более чёткое представление о пробелах в знаниях учащегося.
  • задания дополнительной части требуют от ученика помимо свободного владения базовыми знаниями, умениями и навыками, но и определённого творческого подхода.

Практическая часть подготовки к региональному экзамену.

 Для успешной сдачи экзамена ученик должен не только обладать определёнными знаниями по математике, но и уметь применять эти знания на практике. Отработку практических навыков и умений провожу по трём  направлениям.

Тематические тесты

Проверку достижения уровня обязательной математической подготовки эффективно проводить с помощью тестов. 

    Основная цель проведения тестирования состоит в оперативной проверке достижения уровня обязательной математической подготовки как отдельным учеником, так и всем классом. По сравнению с другими видами контроля тест позволяет при незначительных затратах урочного времени оперативно проверить усвоение материала изучаемой темы. А анализ тематических тестов позволяет выявить пробелы в знаниях, как каждого ученика, так и класса в целом.

   Тематические тесты помогают учителю повысить эффективность проведения уроков посредством использования на учебных занятиях элементов тестирования.

   Они могут быть включены в урок на любом этапе:

-актуализации знаний;

- закрепления изученного;

- повторения.

   Они вносят разнообразие в контроль и коррекцию знаний, умений и навыков и не отнимают много времени.

        Время выполнения тестов ограниченно:

  • 5-6 классы – 10-15 минут
  • 7-8 классы – 25-30 минут
  • Итоговые тесты – целый урок.

Это время сообщаю учащимся перед началом работы и стараюсь соблюдать его, чтобы приучить ребят к дисциплине выполнения работы и сформировать у них умение планировать время при выполнении работы.

Практика показывает, что чем чаще ученик встречается с тестовыми заданиями, тем легче и эффективнее он их выполняет.

Использование ИКТ в обучении способно повысить эффективность традиционных форм и ввести инновационные, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Одним из достаточно эффективных способов контроля является компьютерное тестирование. Необходимо приучать детей работать самостоятельно и в онлайн-режиме на различных сайтах, таких, например, как uztest.ru.

Достоинства компьютерного тестирования:

  • тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определять темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
  • использование компьютерного теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех учащихся. Что невозможно, например, при устном опросе
  • при компьютерном тестировании учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по происшествии какого-либо времени, когда для него оценка теряет свою актуальность
  • компьютерное тестирование позволяет осуществить обратную связь в процессе обучения, проанализировать результаты каждого ученика в отдельности и деятельность класса в целом
  • решая тест, ученик получает объективную оценку знаний и умений.

     Работу над тестом можно выполнять в обычном кабинете, оборудованном проектором и экраном.

Порядок работы:

ученики выполняют задания теста в бланке ответов, последовательно просматривая презентацию, демонстрируемую учителем

после сдачи бланков с ответами, вызываю ученика, который на компьютере озвучивает свои ответы с подробным объяснением

тест составлен таким образом, что ученик со стороны ПК получает ответ на вопрос: прав ли он. Это немаловажно.

для остальных учащихся такая организация работы с тестом является своеобразной работой над ошибками.

В своей работе применяю различные виды компьютерных тестов.

     

Решение примерных экзаменационных работ

Задания для подготовки к региональному экзамену я размещаю на своем Яндекс диске, ссылку помещаю на сайт гимназии в раздел «Дистанционное обучение. Домашнее задание. Основная школа». Ребята со своих домашних компьютеров и ноутбуков выходят в интернет, по ссылке (https://yadi.sk/d/RncKMpugekisE) скачивают и выполняют задания. В случае затруднений пишут мне сообщение В КОНТАКТЕ (для этого мы с учащимися 8б класса создали свою группу).  Работы, которые ребята выполняли в индивидуальном порядке, сдают на проверку к указанному сроку. Использование элементов дистанционного обучения позволяет вести подготовку к региональному экзамену для всех учащихся, в том числе находящихся по болезни и другим причинам вне помещения гимназии.

Дополнительно к дистанционному обучению провожу разные виды очных консультаций:

  • уроки-консультации;
  • консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
  • консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части );
  • индивидуальные и групповые консультации.

Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые), использую также интернет - ресурсы (приложение № 1 ).

Решение примерных экзаменационных задач по геометрии

Геометрия – один из самых трудных  учебных предметов в школе.

  • Применение на уроках учебных презентаций способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии:
  • развивать логическое мышление, пространственное воображение, образное мышление учащихся;
  • формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
  • совершенствовать графическую культуру.

   Но презентация не должна представлять собой лишь набор иллюстраций и использоваться на уроке только в качестве наглядности. В учебном процессе нужно применять различные варианты работы над определениями, теоремами, задачами.

Компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить красивый  чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер

Применение презентаций для иллюстрации определений  

 Используя презентацию, можно не преподносить на «блюдечке» готовые формулировки, а просить составить их самостоятельно. Рассматривая готовые чертежи, дети подмечают закономерности, сами выдвигают гипотезы, доказывают свойства. Этот опыт самостоятельного поиска новых знаний очень важен для обучающихся.

Устное решение задач (по готовым чертежам)  

            . Несомненно, что компьютер - помощник при организации фронтальной работы. Используя визуальные подсказки, можно дать возможность осмыслить задачу большему числу обучающихся. Подготовить к уроку такое количество задач на обычной доске невозможно.

Решение текстовых задач  

Можно показать способ работы над «переводом» задачи с русского языка на язык чертежа. Раскрывая текст по одной фразе, мы все вместе размышляем над шагами построения.

Очень удобно с помощью презентаций давать парные задачи. Цель: систематизация знаний. Дети часто путают прямую и обратную теорему.

Пример, задачи по теме «Свойства параллелограмма» и «Признаки параллелограмма».  

   Можно быстро показать разные способы решения задачи.

Доказательство теорем

Презентация «Теорема о пересечении медиан треугольника» (приложение  № 2).

Доказательство теорем для детей наиболее трудная и скучная сторона геометрии. Поэтому ценным при изложении материала в виде компьютерных презентаций.

Основная подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ (геометрические задачи) начинается во II полугодии в  8 классе. Необходимо повторить теоретический материал за курс геометрии 7-8 кл. и прорешать примерные задачи, которые могут встретится в экзаменационной работе. И здесь снова поможет компьютер.

Задачи на готовых чертежах.

      Презентации, особенно по математике, дело хлопотное. Но результат оправдывает средства. Можно использовать и презентации, сделанные другими учителями. С этой целью полезно посещать сайты «Интернет – сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Открытый урок», «Информационно методический сайт», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» и другие.

    Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к итоговой аттестации открывает огромные возможности:

  • компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,
  • поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,
  • богато иллюстрировать материал,
  • трудные для понимания моменты показать в динамике,
  • повторить то, что вызвало затруднения,
  • дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,
  • быстро повторить теоретический материал.

Видеоуроки на уроке математики

Немаловажную роль при подготовке к экзамену имеют видеоуроки, в том числе с разбором экзаменационных задач(приложение № 3 ).

Видео урок - это фрагмент объяснения конкретной темы без лишней информации

Основная задача видео урока - объединить процесс обучения с получением знаний более продуктивным способом

Преимущества видео уроков:

  • Мы не надрываемся, по сто раз объясняя одно и то же. Нам легче.
  • Мы делаем наше объяснение максимально наглядным. Все, о чем идет речь, наглядно демонстрируется.
  • Видео уроки гораздо эстетичные, чем мел и доска, поэтому и воспринимаются учениками гораздо лучше
  • Исследования показывают, что усвояемость видеоинформации в 5 - 6 раз больше по сравнению с текстовой
  •  Урок, консультация становятся нестандартными, отличными от других предметов, а значит уже интересным

Возможности видео уроков:

  • Демонстрация учебного материала на уроке, консультации избавляет от рутины при объяснении;
  • Использование для самоподготовки (повторения) материала к уроку, консультации;
  • Возможность индивидуального просмотра материала учеником;
  • Самостоятельное изучение материала пропустившим занятия учениками;
  • Подготовка к экзаменам
  •  Видео уроки наглядно показывают работу учителя

Психологические особенности временного восприятия видеоматериала школьниками

  • Чем меньше возраст, тем короче должен быть видео просмотр и более детально объяснение учителя.
  •  Для старших школьников стоит выбрать построение материала так, чтобы было время для дискуссии по проблеме, возможность для самостоятельного «открытия» исследуемого

Особенности использования видео урока

Ученик должен быть настроен на получаемую информацию.

 Поэтому в начале получения видеоматериала требуется вступительная беседа, постановка ряда проблем, которые должны чётко нацелить учащихся на выбор нужной информации.

Ссылки бесплатных видео уроков

Некоторые выводы: положительными моментами в использовании ИКТ являются следующие:

  • интенсивность обучения; большая наглядность и активизация зрительной памяти;
  • рост объема выполненных заданий;
  • экономия времени по выполнению чертежей и записей;
  • возможность получения различного рода материалов;
  • помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах;
  • уроки с применением компьютера позволяют выполнить больший объем заданий;
  • экономия времени на уроке по выполнению чертежей и записей;
  • компьютер служит демонстрантом решения задач.

Но есть и отрицательные моменты:

  •         трудоемкость процесса; подготовка каждого урока требует значительных затрат времени;
  •    требуется дополнительное образование (самообразование). Применение информационных технологий при изучении различных предметов в первую очередь требует высокой подготовки учителя.
  •    Выпускаемые программные продукты разного уровня. Требуются затраты времени на их просмотр и сортировку.

Заключение    

Моя гипотеза, что если при обучении математики использовать информационно-коммуникационные технологии, то это позволит повысить уровень математической подготовки учащихся, что будет способствовать успешной сдаче экзамена, подтвердилась. Четвертый год работаю с учащимися ныне 8 б класса и использую  ИКТ при подготовке к экзамену. Общая успеваемость в классе по итогам 2013-2014  соответствует 100%. Следовательно, учащиеся усвоили полученные знания, умения, навыки и применение ИКТ способствовало этому. Процент качества знаний  в 2013-2014 учебном году по итогам регионального экзамена в 7 классе вырос  на 11% , по сравнению с итоговой аттестацией в 2012-2013 учебном году. Положительная динамика говорит о том, что от года к году учащиеся 8 б класса  успешнее справляются с экзаменационными заданиями (приложение  №  4).

К тому же результаты анкетирования учащихся показывают: общая картина складывается в пользу использования ИКТ-технологий на уроках, при подготовке к экзаменам (приложение  № 5).

Мнение учащихся сводится к тому, что использование ИКТ-технологий может повысить мотивацию к изучению некоторых предметов в школе (математика, русский язык, биология). Большинство ребят активно и результативно применяют данные технологии при подготовке к урокам (математика, русский язык, биология, география, английский язык), имея соответствующую возможность дома, в гимназии. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость и возможности использования ИКТ-технологий достаточно высоки  (рис.1) и их нужно использовать.

Рекомендую памятку учителю математики при подготовке к региональному экзамену (приложение  № 6).

В современных условиях актуальны слова Л.Г. Петерсона: «Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею», а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю».

Выбирать формы и методы работы с применением  ИКТ необходимо каждому учителю самостоятельно и необходимо помнить, что формирование ИКТ компетенций, развитие и формирование универсальных учебных действий – это современные требования времени, требования  ФГОС.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
  3. М. И. Желдаков – Внедрения информационных технологий в учебный процесс.  – Мн. Новое знание, 2003. -  152 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2009. —176 с.
  5. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО - 2008, 225 с.
  6. Сергеева Т.К. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. М., - 2008. №1. С. 3-10.
  7. Использование ИКТ на уроках математики [Электронный ресурс] // (http://mrcpk.marsu.ru).
  8. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] // (http://festival.1september.ru).
  9. Школа: день за днем. Педагогический альмонах [Электронный ресурс] // (www.den-za-dnem.ru).
  10. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] // (http://conf.edu-nt.ru).

Приложение №1

Интернет-ресурсы:

Приложение № 4

Мониторинг результатов обучения по математике

учащихся МБОУ «Красногвардейская гимназия»

Учебный год

Класс

Кол-во уч-ся

Оценка за экзамен

%

успеваемости

%

качества

«5»

«4»

«3»

«2»

2011

2012

8

-

2

5

1

75

25

2012

2013

8

-

2

6

-

100

25

2013

2014

9

-

4

5

-

100

44

                                    Диаграмма динамики мониторинга

Приложение № 5

Анкета

«Информационно-коммуникативная компетентность учащегося».

 Дорогой Друг! В современном образовании существует тенденция информатизации всех аспектов работы школы, деятельности учителя и учащихся. Просим ответить на наши вопросы с целью определить, как проходит информатизация в нашей школе; определить уровень ИКТ-компетентности наших учеников. 

1. Считаете ли Вы необходимым использование информационно-коммуникационных технологий (Далее -ИКТ) на уроках в школе?

А) да, на всех; б) нет;   в) затрудняюсь ответить; г) не всегда; д) свой ответ… 

2. Изменится ли ваше отношение к школьным предметам при компьютеризации учебного процесса?

А) да, ко всем; б) да, к некоторым (каким?); в) нет; г) затрудняюсь ответить; д) свой ответ… 

3. Используете ли Вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам?

А) да, ко всем; б) да, к некоторым (каким?); в) нет, не умею; г) затрудняюсь; д) свой ответ… 

4. Имеете ли Вы возможность работать на ПК?

А) да, дома; б) да, в школе; в) нет возможности; г) свой ответ… 

5. Я умею:

а) набирать текст; б) форматировать текст; в) создавать таблицы; г) вставлять картинки в текст; д) создавать презентацию в Power Point; е) работать с электронными учебниками; ж) работать с обучающими программами; з) осуществлять поиск информации в Интернет; и) пользоваться е-mail; к) работать с другими программными приложениями (какими?). 

6. Я использую ресурсы Интернет:

А) при подготовке к урокам; б) при подготовке исследовательской работы; в) для поиска дополнительного материала; г) для поиска игровых программ; д) для общения в телеконференциях, чатах; е) в дистанционном обучении; д) свой ответ. 

БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Желаем дальнейших успехов!!! 

Анализ диагностики учащихся по выявлению уровня ИКТ-компетентности

Количество респондентов – 55. Круг опрошенных – учащиеся 5а, 5б 6б, 8б классов МБОУ «Красногвардейская гимназия».

Цель: Выявить:

  • Личную заинтересованность и мотивацию использования ИКТ-технологий в школьной жизни
  • компоненты ИКТ-компетентности учащихся в учебной и внеучебной деятельности, их проявление на уровне умений;
  • направления деятельности учащихся в использовании Интернет-ресурсов

Общая картина складывается в пользу использования ИКТ-технологий на уроках, необходимости их внедрения в учебный процесс, проведение урочной и внеурочной деятельности.

Мнение учащихся сводится к тому, что использование ИКТ-технологий может повысить мотивацию к изучению некоторых предметов в школе (математика, русский язык, биология). Большинство ребят активно и результативно применяют данные технологии при подготовке к урокам (математика, русский язык, биология, география, английский язык), имея соответствующую возможность дома, в гимназии. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость и возможности использования ИКТ-технологий достаточно высоки. (рис.1)

Рис. 1. Необходимость и возможности использования ИКТ-технологий в гимназии:

ИКТ-компетентность на уровне грамотности проявляется в умении учащихся набирать и форматировать тексты, украшать их иллюстрациями через вставку картинок, осуществлять поиск информации в Интернет. Хуже обстоит дело с умением работать с электронными учебниками и использовать электронную почту в образовательных целях. Также  учащиеся в основном используют стандартный набор программ. (рис.2) 

Использование Интернет-ресурсов сводится, в основном, к поиску дополнительного материала при подготовке к урокам, для общения и с целью получения игровых программ. Большое количество ребят расширяют свое поле знаний при подготовке исследовательских работ, подготовке к экзамену и при этом обращаются к опыту своих сверстников, людей науки через сервисы Интернет. Благодаря работе сайта гимназии эффективно реализуется дистанционное обучение (рис.3)

Приложение № 6

Памятка учителю математики при подготовке

к региональному экзамену в 8 классе.

  • Внимательно изучить спецификацию контрольных измерительных материалов для  проведения регионального экзамена по МАТЕМАТИКЕ в 8-х классах общеобразовательных организаций Оренбургской области в 2014 - 2015 учебном году
  • Повторение «больших тем» курса математики 5-8 классы.
  • Решать, как можно больше тренировочных и диагностических работ.  
  • При подготовке к экзамену ни в коем случае нельзя ориентироваться только на демонстрационный вариант и ограничиваться решением многочисленных его копий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к региональному экзамену по математике в 7 классах в Оренбургской области

В данной папке собран материал по математике (алгебра и геометрия) для итоговой аттестации в форме регионального экзамена в г.Оренбурге и Оренбургской области....

Подготовка к региональному экзамену в 7 классах в Оренбургской области.

Данная папка содержит КИМы для подготовке к итоговой аттестации в форме Регионального Экзамена по математике (алгебре и геометрии) в 7 классах....

Подготовка к региональному экзамену в 8 классах в Оренбургской области.

Данная папка содержит материал для подготовки к итоговой аттестации учеников 8 классов в Оренбургской области....

Подготовка к региональному экзамену по математике в 8 классах в Оренбургской области

Данная папка содержит КИМы для поготовки к итоговой аттестации по математике в 8 классах...

Подготовка к региональному экзамену.7 класс

Задания А4, А11,А15 регионального экзамена , связанные с правописанием и употреблением причастия в речи....

Мониторинг обученности учащихся как условие повышения качества знаний при подготовке к региональному экзамену

Наш опыт показывает, что вопросы подготовки к региональному экзамену решаемы,  если деятельность базируется на принципах:    ü    системности;ü    гиб...

Тренировочные задания по подготовке к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе.

Тренировочные задания по подготовке к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе....