Профессиональное самоопределение
материал на тему

Сэротэтто Людмила Хеутевна

Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда – и его судьба.

          Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение

                                                    Сэротэтто Людмила Хеутевна,  воспитатель

МКУОШИ «ПШИ С (П) ОО Тюменской области»

Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда – и его судьба.

          Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности.

          Целью моей,  профориентационной  работы является оказание помощи воспитанникам  в жизненном и профессиональном самоопределении. Так как группы-семьи распределены у нас в школе-интернате по семейным – родственным отношениям. Профориентационная работа начинается уже с младшего школьного возраста (знакомство с миром профессий в целом), в подростковом возрасте (формирование потребностей в выборе профессии); в 8-11 классах – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

            На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы. С младшими воспитанниками провожу мероприятия по формированию представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. Дети знакомятся с новыми профессиями. На таких занятиях проводятся игры, упражнения, беседы, экскурсии, знакомства с представителями той или иной профессии. Традиционно проводятся конкурсы рисунков «Мое будущее», «Кем я хочу быть»,  «Профессии моих родителей». Беседы «Что такое профессия?», «Мир профессий».  Младшие воспитанники любят играть сюжетно – ролевые игры с элементами традиционного быта проживания в тундре. В играх они подражают, демонстрируют профессии своих родителей оленеводов, охотников. Это способствует укреплению у них трудовых навыков. В группе - семье во время трудовых часов дети, высаживают и ухаживают за растениями, проводят генеральную уборку в корпусе и на территории фасада спального корпуса интерната.

          С воспитанниками среднего возраста как воспитатель провожу мероприятия способствующие развитию интересов и способностей, связанных с выбором профессии. Это позволяет соотнести у детей индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. С ребятами проводятся беседы, диспуты, дискуссии, анкетирования, встречи с интересными людьми. Групповые формы работы повышают интерес к выбору профессии, дают возможность лучше понять основания этого выбора, расширить и уточнить его. Правильно организованный труд способствует формированию таких качеств личности, как коллективизм, любовь к труду на общую пользу, инициативность, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость.

          С удовольствием дети играют в деловые игры: «Моя будущая профессия»», «Открытие фирмы» и др,  т.к. игры позволяют в значительной мере  усилить  процесс профессионального консультирования и обучения  детей  выбору профессии.

         С детьми старшего возраста ведется работа по формированию профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. На данном этапе ведётся курс «Профессиональное самоопределение», где большое внимание уделяется следующим разделам: «Ориентировка в мире профессионального труда», «Представление о себе и своих возможностях в профессиональной деятельности», «Проектирование пути к своей профессии». Курс  помогает воспитанникам обосновать свой выбор профессии, подобрать образовательные учреждения, где можно получить данную специальность. Также нужно отметить, что на каждом занятии уделяется внимание знакомству с новой профессией. С воспитанниками проводятся всевозможные тренинги, анкетирования, ролевые игры: «Для чего я учусь?», «Остров профессий», «Угадай профессию» и т.д.

В современное время воспитание правовой культуры в сфере трудовых отношении и оказание помощи в профессиональной ориентации детей коренных народов Крайнего Севера в условиях интерната семейного типа приобретает особую актуальность. Ограниченный опыт жизни и труда воспитанников школы - интерната затрудняет самостоятельный выбор профессии. Работая с группой – семьёй  из года в год я как воспитатель приобщаю воспитанников к трудовой деятельности, тем самым способствую постепенному самоопределению в выборе профессии.

         Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации. Развитие организаторских способностей, воспитание самостоятельности организуется через самоуправление в интернате. Совет интерната контролирует и оказывает помощь в организации дежурства, досуга воспитанников, проводит Дни самоуправления, организует шефство над младшими воспитанниками, обеспечивает чистоту и уют в корпусах. Участвуя в общественном труде, воспитанники приобретают уважение к труду и людям труда, у них возникает потребность и желание трудиться.  Жизнедеятельность в интернате организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности.  Воспитание трудолюбия в интернате проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия, где усваиваются необходимые знания, умения и навыки. Особое место в овладении трудовыми навыками занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников-выпускников интерната. Это помогает им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысить чувство уверенности в себе.

           Главную роль в профессиональной ориентации воспитанников я отвожу индивидуальной работе. Индивидуальные беседы с воспитанниками и их родителями дают представления об особенностях характера, увлечениях, склонностях, стремлениях, психических, физических и умственных данных. Воспитанники – старшеклассники зачастую колеблются в своём выборе. Выясняю причину колебаний: неуверенность в себе, в выборе, боязнь и т.п., а затем по возможности устраняем эту причину. Особенно важным и значительным считаю при выборе профессии влияние физиологических особенностей и здоровья человека на возможность овладения той или иной профессией. Обсуждаем со старшими воспитанниками проблемы трудоустройства. 

            Из своей практики работы с группой, предлагаю использовать такую форму работы как «Круглый стол». Это дискуссионная форма, коллективное рассуждение (размышление) над вопросом, в котором все выступают «на равных». Количество вопросов для обсуждения не имеет какого-то предела, ведущий «круглого стола» поддерживает логическую цепочку беседы.

 Интересно проходили такие «столы» по вопросам профориентации: «Куда пойти учиться?», «Куда пойти работать?», «Взаимосвязь «Человек и труд»». Такие беседы, обсуждения с ребятами помогают не только определить истину, глубину, ценность вопроса, но и учат ребят отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, аргументировать свои ответы.

          С этого года на базе школы-интерната будет реализоваться по профориентации воспитанников интерната для работы в агропромышленном комплексе в условиях кочевого образа жизни «Зов предков (Невы ила' саир'')», которая даст возможность сформировать представления о конкретных видах профессиональной  деятельности, сформировать установки и мотивы к определённым видам профессии.

          На сегодня остро стоит вопрос о кочевой школе.  Кочевая школа - особый тип общеобразовательной школы, приспособленной к местным условиям Крайнего Севера. Основное ее назначение - сделать школу доступной для детей кочевников, т.е. она должна кочевать вместе с оленеводами.  Воспитанница группы-семьи №7 Сэротэтто Ирина, учащаяся 11 класса изъявила желание поступить и учиться на учителя кочевой школы. Успеха в реализации задач кочевой школы может достичь педагог, вышедший из этой среды, овладевший внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью, мировоззрением, народной философией.  Поэтому с ней мы ведем индивидуальную работу по данной профессии.         

           Итогом своей работы считаю, наши выпускники группы-семьи №7  целенаправленно выбирают профессии, востребованные на рынке труда. Это медработники, электромонтёры, технологи рыбной продукции, учителя, операторы связи, программисты, юристы.

          Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение в педагогической деятельности воспитателя является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся старших классов как индикатор профессионального самоопределения

В данной статье рассмотрена  модель психологической диагностики профессиональной ориентации старшеклассников, в которой разводятся понятия (и, соответственно, диагностические инструменты) "профес...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...