Работа с родителями и в социуме
статья

Сэротэтто Людмила Хеутевна

Взаимодействие с учреждениями социально – культурной, производственной и других сфер помогает детям всесторонне развиваться как личность, приобретать навыки общения с людьми, способствует формированию коммуникативных компетентностей и адаптации детей к окружающей среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Работа с родителями и в социуме

           Сотрудничество воспитателя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

        При посещении родителями детей в интернате с ними проводятся индивидуальные беседы об успехах и проблемах ребенка, его участии в жизни группы и школы. С родителями ведется консультативная и диагностическая работа. Для ознакомления с внутренним распорядком родителям проводятся экскурсии по интернату, они знакомятся с режимом дня их детей, с условиями проживания и обучения, получают памятки с тематическими рекомендациями, информативные листовки.

        Большая часть родителей воспитанников семьи, сами в прошлом воспитанники интерната. При посещении детей они отмечают колоссальную разницу в условиях проживания в интернате в данный момент и во время их обучения в школе.

Формы работы с родителями:

-Родительские собрания

-Презентации семей

-День открытых дверей

-Праздники

-Конкурсы, соревнования

-Экскурсии

-Выпуск газет

-Выставка работ детского творчества

1. Изучение семей воспитанников

Действия

Предполагаемый результат

Изучение семей воспитанников интерната.

Формирование единых педагогических требований.

Создание банка данных.

2. Работа с родителями

Действия

Предполагаемый результат

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе интерната:

1. День открытых дверей для родителей

2. Проведение традиционных дел интерната:

  • День Знаний
  • День пожилого человека
  • День учителя
  • «Осенний Бал»
  • День матери
  • Новый год  
  • «Народные традиции храня»
  • «А, ну-ка, девочки!»
  • «Памяти павших будьте достойны…»

3. Оформление летописей и фотоальбомов групп интерната, создание «Портфолио» воспитанников.

Педагогическое и психологическое просвещение родителей:

Открытые занятия для родителей

Индивидуальная работа с родителями

Вовлечение родителей в воспитательный процесс

3. Сотрудничество воспитателей и родителей в организации воспитательной работы в интернате

Действия

Предполагаемый результат

 Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для воспитанников.

Создание условий для развития родительских общественных групп

4. Работа с семьёй в системе дополнительного образования

Действия

Предполагаемый результат

Оказание помощи в устройстве воспитанников в кружки и спортивные секции.

Развитие творческих способностей воспитанников

5. Награждение родителей

Действия

Предполагаемый результат

Стимулирование деятельности активных родителей – награждения, благодарности.

Поддержка творческих устремлений родителей.

        Результаты анкетирования позволили выяснить следующее: удовлетворённость качеством предоставляемых образовательных услуг – 89 %, 93%. Большая часть родителей воспитанников группы – сами в прошлом воспитанники интерната. При посещении детей они отмечают колоссальную разницу в условиях проживания в интернате в данный момент и во время их обучения в школе.        Ежегодно для родителей и педагогов проводится большое отчётное мероприятие «День открытых дверей», они приглашаются на все праздники и мероприятия, проводимые в школе-интернате.

        Несомненно, жизнь детей в интернате не безразлична основной группе родителей; по мере своих возможностей они вносят вклад в воспитание детей.

            В своей группе-семье мы организуем взаимодействие с учреждениями различных сфер деятельности, например такими как: Администрацией МО с. Панаевск, МДОУ «Красная Шапочка»,  ОДЮСШ по национальным видам спорта ОПС ЯНАО  по Ямальскому району, ОПС ЯНАО по Ямальскому району филиал ГКУПС ЯНАО, Участковое отделение полиции, ГБУЗ ЯЦРБ «Панаевская амбулатория», Управлением культуры и молодежной политики Администрации МО Ямальский район, филиал ЦБС Ямальского района (сельская библиотека).

            Ежегодно участвуем в общепоселковом мероприятии  «День посёлка» - участники велогонки, занимаем призовые место, девочки участвуют в демонстрации национальной одежды, воспитанники участвуют в выставках по декоративно- прикладному творчеству.  Проводятся экскурсии в библиотеку (посещают  различные книжные выставки, акции), детский сад, «Панаевскую амбулаторию», в пожарную часть с. Панаевск. Каждый год с сотрудниками ОПС ЯНАО по Ямальскому району – месячник по пожарной безопасности. Совместно с сотрудниками управления культуры и молодежной политики Администрации МО Ямальский район проводятся мероприятия, где воспитанники принимают активное участие.

          ОДЮСШ по национальным видам спорта ОПС ЯНАО  по Ямальскому району проводит подготовку и соревнования по национальным видам спорта. Воспитанники группы-семьи Сэротэтто Майма, Сэротэтто Валентин, Салиндер Иван, Сэротэтто Иван, Сэротэтто Виктория, Сэротэтто Татьяна, Сэротэтто Людмила, Сэротэтто Анна, Сэротэтто Ульяна активные участники соревнований по северному многоборью. Занимают призовые место.

          Взаимодействие с учреждениями социально – культурной, производственной и других сфер помогает детям всесторонне развиваться как личность, приобретать навыки общения с людьми, способствует формированию коммуникативных компетентностей и адаптации детей к окружающей среде.



Предварительный просмотр:

Цели: Формировать понимание роли семьи в формировании личности.

Задачи:

 Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;

 Разработка основных правил семейного воспитания.

Предложить родителям практические рекомендации по воспитанию нравственных привычек и культуры поведения детей.

 

  1. Информационная часть.

Уважаемые родители,  сегодня  мы  продолжим  разговор  о  детях,  о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа − это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как: союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых − отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка − чтобы его любили таким, какой он есть.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

любовь умиления

любовь деспотическая

 любовь откупа.

Любовь умиления − самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь.

 К чему она может привести?

Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви деспотическая любовь.

Эта форма − одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться. Своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь − такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви − любовь откупа.

Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то Совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей; Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он − баловень семьи, а затем нередко − деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он − «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил  духовных.  Человека  мы

создаем любовью - любовью отца к матери и матери  к  отцу,  любовью  отца  и

матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека.  Прекрасные

дети вырастают в тех семьях, где мать и отец  по  -  настоящему  любят  друг

друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Каждый ребенок сегодня, как и вчера, по сути, неповторим и уникален. Он одаренный и талантливый. В силу выдающихся способностей демонстрирует высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижениях, творческого или продуктивного мышления, общении и лидерстве, художественной и двигательной деятельности. Это расценивается как само собой разумеющееся. И все же раскрыть и сохранить природные задатки – наша первоочередная задача. Как бы в суете сует не забыть о ней.

Как не забыть и о том, что наряду с «успешными» в нашей школе учатся и ни в чем не блистающие – скромно получают свои «хорошо» и «удовлетворительно», но по-своему благодарные ученики за теплоту и заботу, которыми их одарили и учитель, и родители.

В  младшем школьном  возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности. Младшему школьнику свойственны первые проявления чувства долга и ответственности; желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений с взрослыми. Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется.

Младший школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.

Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения, учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом. Разрозненные усилия учителей  и  родителей не дадут ощутимых результатов. Это и понятно: их ученики постоянно общаются с другими ребятами, которые не выполняют соответствующих правил и в среде которых нередко существует мнение, что вежливость, точность, аккуратность не обязательны.

Непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения, является единство требований. Единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьном буфете, на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно распространяться и на семью. Родителям нужно знать, какие требования к поведению детей существуют в школе, и в этом же направлении вести работу дома, в семье. Дети из семей с недостаточным культурным уровнем родителей, но хорошо воспитанные в школе, могут и сами стать проводниками культурного поведения дома.

Поскольку учитель начальных классов стоит у самого начала этой работы,  поэтому  он  тщательно  продумывает  и представляет себе весь круг тех знаний, которые должны усвоить дети. Прежде всего, это знания и правила, связанные с личной гигиеной, вежливостью и культурной речью, с поведением на улице, в гостях и в общественных местах. Работа по этим темам охватывает основные стороны жизни младшего школьника.

Культура начинается с умывания лица. Трудно представить себе культурного человека грязным и неряшливым. Поэтому детей важно научить и приучить к выполнению многих гигиенических навыков: умению быть аккуратным и опрятным, красиво носить свою одежду, приучиться правильно и красиво держаться, ходить.

 

 

Вежливость - это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым.

Учащиеся I-III классов не могут сразу усвоить такие общие требования, как «будь вежлив», «веди себя прилично». Ребенок должен сначала узнать, что значит быть вежливым и как надо поступать в целом ряде конкретных случаев. Так, правило «будь вежлив» прежде следует расчленить для младшего школьника на многие отдельные правила: обращайся к взрослым на «вы», называй их по имени и отчеству, уступай им место; не забывай при просьбах говорить «пожалуйста», благодарить за услугу, говорить «спасибо» и т. д.

Младшие школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только с взрослыми, и забывают о правилах культурного поведения при общении со сверстниками. На это следует обращать особое внимание, потому что в подростковом возрасте привить эти навыки и привычки будет намного сложнее.

Воспитанием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно, представляя себе содержание и последовательность работы от I до X класса. Приучение школьников к нравственному поведению от случая к случаю не дает устойчивых результатов.

В результате систематического выполнения определенных правил постепенно вырабатываются навыки и привычки культурного поведения. Эти привычки при дальнейшем своем развитии становятся качествами личности.

 

 

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети − наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.

Дети − наши учителя

Вы посмотрите на моих детей.

Моя былая свежесть в них жива.

В них оправданье старости моей.

                    Юрий Рюриков

 

 

Наши дети – самые строгие судьи, наши учителя. К чему они призывают нас? Видеть в каждом ребенке человека, относиться к нему с уважением, без этого не будет взаимного воспитания.

Когда вы приучаете сына говорить «спасибо» и «пожалуйста», вы и сами становитесь предупредительнее друг к другу. И это не просто вежливость, это и внутренняя уважительность.

Вместе с интересами детей растут и ваши. Сын спрашивает о чем-то, чего вы не знаете, вы читаете об этом, узнаете новое. Растет чувство долга − вы все время думаете, что надо делать для детей и как это делать лучше. Вы внимательнее следите, чтобы в доме не было неряшливости. Раньше вы сами не были большими любителями порядка, а теперь − вместе с детьми − приучаетесь к нему.

Дети – наши стихийные, скрытые воспитатели. Одним своим появлением на свет они рожают в нас новые диапазоны души: свойства попечителя, радетеля за других – родителя. Они надстраивают новые этажи в нашей психике, открывают нам новый материк чувств – родительскую любовь.

       Юрий  Рюриков

 

Дети настраиваются на ваше мироощущение, вы становитесь эмоциональнее, даже восторженнее. Вы растете вместе с ребенком, смотрите его глазами, на мир и он  становится интереснее

 

 

II. Практическая часть.

 Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

Если:

1)ребенка постоянно критикуют, он учится  (ненавидеть):

2)ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);

3) ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины);

4)ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других);

5)ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным);

6) ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);

7)ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);

8)ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);

9) ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым);

10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире).

По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.

III. Заключительная часть.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

 Хотелось бы закончить своё  выступление стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь,

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же − никогда.

Тот лучший проповедник −

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии −

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

 

Памятка для  родителей  по  воспитанию  культуры  поведения  у детей.

·         Не  демонстрируйте  своему  ребёнку  показную  вежливость  и чуткость.

·         Очень скоро  он  начнёт  вам  подражать  и  поступать  так  в  первую  очередь  по  отношению  к  вам  самим.

·         Не  грубите  и  не  сквернословьте  сами. Ваша  привычка  станет  привычкой  вашего  ребёнка.

·         Не  говорите  о  чужих  людях  плохо  и  неуважительно.  Если  вы  покажите  в  этом  пример  своему  ребёнку,   ждите, что  очень  скоро  он  скажет  тоже  самое  о вас.

·         Будьте  тактичны  по  отношению  к  другим  людям. Это  урок  вашему  ребёнку  добра  и  человечности.

·         Не  бойтесь  извиниться  перед  кем- то  в  присутствии  своего  ребёнка. В  этот  момент  вы  ничего  не  теряете,  лишь  приобретаете  уважение  своего  ребёнка.

·         Проявляйте  благородство  даже  тогда,  когда  вам  очень  не  хочется  его  проявлять, учите  этому  качеству  своего  ребёнка.

·         Помните,  что  поведение- это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!

Приложение:  Анкетирование  детей  по  проблеме  собрания

Считаешь  ли  ты  себя  культурным  человеком?  Если  да,  то  отметь  в  этом  списке  те  действия,  которые  ты  считаешь  приличными,  знаком «+»,  те  действия,  которые  ты  считаешь  неприличными,  знаком  «-»

1)      Громко  кричать

2)      Драться

3)      Перебивать  в  разговоре  другого  человека

4)      Списывать  из  чужой  тетради  во  время  контрольной

5)      Задавать  неуместные  вопросы

6)      Свистеть

7)      Ругаться

8)      Жадничать

9)      Сплетничать

10)   Ябедничать

11)   Врать

12)   Навязываться  в друзья

13)   Не  обращать  внимания,  если  кого-то  обижают

14)   Молчать,  если  кто-то  совершил  плохой  поступок

15)   Приставать  к  людям  с  расспросами

16)   Завидовать  кому-то

17)   Жаловаться  на  кого  бы  то  ни  было

18)   Быть  равнодушным  к  чужой  беде.

  Анкета  №2

Продолжите  предложения

1)Добрый  человек,  это  тот,  который….

2)Злой  человек,  это  тот,  который….

3)Честный   человек,  это  тот,  который….

4)Правдивый  человек,  это  тот,  который…

5)Жестокий  человек,  это  тот,  который…

6)Грубый  человек,  это  тот,  который….

 

Литература:

Настольная книга классного руководителя/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Ошибки родителей.

Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Работа с родителями и в социуме

Сотрудничество воспитателя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.Взаимодействие с учреждениями социально ...

Работа с родителями и с социумом

Работа с родителя и с социумом...

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ...