Главные вкладки

    Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?
    статья на тему

    В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных условий взаимодействия школы и семьи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_semey_i_roditelyami_-_tsiklauri.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Л.П.Циклаури

    Социальный педагог

    ГБОУ школы 345 Невского района СПб

     

     

    Работа с семьёй и родителями

    Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

    Аннотация

    В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция  педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных условий взаимодействия школы и семьи.

    Ключевые слова: семья, воспитание, социальный институт, взаимодействие школы и семьи, университет педагогических знаний.

    Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему миру, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Одним из основных условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Взаимоотношения определяют: взаимопонимание, уважение, поддержка.

    Родителей в силу социально — экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него  людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится о нём столько.  И  вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать его семья. Таким образом, социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

    Наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество и таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. Поэтому большую роль в воспитании личности ребёнка играет образовательное учреждение. Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого обучающегося — главная задача социального педагога образовательного учреждения.

     

            Учитывая факт   этнические и культурные особенности региона, наше образовательное учреждение  тесно контактирует с культурными центрами района и города

     проводятся мероприятия как для родителей с целью повышения психолого - педагогических знаний (консультации, беседы за круглым столом, тренинги), так и совместные мероприятия  родителей и детей.

    Работа с родителями включает в себя следующие направления

    1. Умеем сами, научим наших детей.
    2. Здоровье и труд – нацию спасут.
    3. Забота
    4. Школа родителей: «Учи других – сам поймешь».
    5. «Отдыхай – время даром не теряй».

    Работа по всем направлениям ведется через систему взаимодополняющих мероприятий, направленных на установление  гармоничных отношений образовательного учреждения, родителей и жителей  микрорайона.

    В школе проводятся мероприятия ко Дню матери, Дню пожилого человека, Дню инвалида, спортивные соревнования: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты»,  конкурсы:  кулинарного искусства и «Славлю руки матери моей».

    В каждой школе и каждом классе выделяется часть родителей, которые очень серьезно относятся к обучению и воспитанию своих детей. Как правило, это неработающие мамы и ближайшие родственники, целиком сконцентрированные на развитии ребенка.

    Некоторые зарубежные исследователи напрямую связывают заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой с их реальным участием в обучении своих детей, в реализации своей «учительской» функции. Но много ли у нас таких примеров? К сожалению, пока нет. Возможно, с развитием альтернативных форм образования (экстернат, домашнее обучение) все больше родителей не против освоить эту роль и «разгрузить» учителя-предметника. Например, наличие у «продвинутых» родителей компьютера с выходом в Интернет позволит им оказывать существенную информационно-методическую поддержку учителям, расширяя поле образовательной базы для своих детей.

    Обучение родителей целесообразно начинать с того момента, когда, поступая в первый класс, ребенок переходит определенный социальный рубеж и взрослые полны решимости дать ему достойное образование: у них появляется много вопросов по поводу выполнения домашних заданий, и они очень доброжелательно относятся к школе. Важно не упустить этот момент!

    С целью повышения уровня знаний родителей по вопросам педагогики, психологии и воспитания мною проводятся занятия  родительского всеобуча «Университет педагогических знаний». Темы занятий оговариваются с классными руководителями с учётом   вопросов, возникающих в воспитательном процессе и  вызывающие  затруднения в их решении у родителей.  Заседания родительского всеобуча организуются один раз в четверть, эти занятия помогают вооружить родителей необходимыми знаниями, по основам педагогической культуры, знакомят родителей с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста детей. Для проведения занятий  используются следующие формы работы: лекции, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, семинары (приложение 1).

    Основной обязанностью социального педагога является работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении, цель которой - принятие профилактических  мер по устранению конфликтных ситуаций, возникающих в семье и оказание психологической и социальной поддержки.

    В профилактической работе с семьёй использую следующие принципы:

    • взаимодействия,
    • личностного - ориентированного подхода,
    • позитивного восприятия и принятия личности,
    • конфиденциальности.

    Вся работа осуществляется в тесном взаимодействии с классными руководителями

    и педагогами-психологами, осуществляется патронаж семей, контроль за обучением и посещением школы  обучающимися, вовлечение во внеурочную деятельность обучающихся и родителей для участия в мероприятиях. Постоянно поддерживается связь со структурами района: отделением по делам несовершеннолетних при ОМВД, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлением образования, отделом опеки и попечительства, Центром диагностики и консультирования, со специалистами городской поликлиники.

     Воспитание, которое позволяет ребенку в школе пережить успех, интересно провести досуг, проявить самостоятельность и гражданскую позицию, воспитание, при котором родители и их образ жизни являются образцом для подражания, при котором подросток чувствует свою востребованность и значимость – является основой профилактической работы.

    Список литературы:

    1. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.:«Академия», 1999. – 440с.;
    2. Григорьева Е. «Остров спасения», журнал «Семья и школа», № 1-2, 2001.
    3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200с.;
    4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного     консультирования. — М., 2004.
    5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М.,  2002.

    Приложение 1

    Тема:               Конфликт. Почему возникает конфликт.

                                 Урегулирование конфликта.

                                                     Нет детей – есть люди, но с иным

                                    масштабом понятий, иными

     источниками

                                                                опыта, иными стремлениями,

                           иной игрой чувств.

    Я. Корчак

    Цель:

    • Помочь родителям понять причины конфликтного поведения подростка;
    • Помочь родителям изменить свое отношение к подрастающему человеку и наладить отношения в семье.

    Конфликт – это столкновение, серьезные разногласия, связывает с неприятными чувствами, переживания.

    Виды конфликтов:

            Семейные:

    • материальные,
    • воспитательные,
    • мать-сын, мать-дочь, отец-сын, отец-дочь,
    • мать-отец,
    • родители-дети,
    • старшие дети – младшие дети

         Выведем формулу конфликта?

     К = КС  +  И + У + П,     где

    КС – конфликтная ситуация (открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций).

    И - инцидент (стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта).

    У – участники конфликта

    П -  проблема

       Если взрослый продолжает относиться к подростку как к ребенку, то конфликтов избежать не удастся. Отношение «как к маленькому» не только тормозит развитие социальной взрослости, но и вступает в противоречие с представлением подростка о собственной взрослости и с его претензиями.

        Если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то конфликты неизбежны.

        Очень важно, чтобы именно от взрослого исходила инициатива в изменении отношений – только в этом случае он сохранит контроль над ходом событий и будет иметь возможность руководить развитием отношений. Когда же инициатором перемен становится подросток, это значит, что глубокие противоречия в отношениях уже существуют.

    Далее события могут развиваться по разным сценариям.

    Тип  1:

    • Трудности нарастают, конфликт углубляется;
    • Из-за упорства взрослого ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и принять форму хронического конфликта;
    • Деспотизм взрослого может вызвать у подростка стремление оплатить ему за подавление личности, «отыграться» на других, на слабых;
    • Длительный конфликт порождает у подростка желание уйти из дома;
    • Подросток находит способы обойти запреты, начинает лгать, приспосабливаться, притворяться;
    • Требования, советы, мнения родителей отвергаются сразу, в результате взрослый оказывается совершенно бессильным, утрачивает возможность влиять на ребенка;

    Тип 2:

    • Взрослый под напором подростка, но вопреки собственным взглядам, начинает сдавать свои позиции, разрешать то, чего не разрешал раньше;
    • Столкновений меньше, но их возможность все время витает в воздухе;
    • Любое отступление родителей подросток использует в свою пользу; это становится средством достижения желаемого;

        Тип 3:

    • Родители начинают видеть в подростке не ребенка, а более взрослого человека и соответственно этому перестраиваются;
    • Трудности, проблемы во взаимоотношениях уменьшаются.

    Урегулирование конфликта:

            Существует пять типичных  стилей разрешения или завершения конфликта и конфликтной ситуации:

    1. принуждение,
    2. конфронтация,
    3. уклонение,
    4. сглаживание,
    5. компромисс.

    Принуждение:

                    Волевое навязывание решения, которое устраивает инициатора конфликта. В рамках этого стиля присутствуют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других.

    Конфронтация:

                             Это ситуация, когда никто из участников конфликта не принимает во внимание позицию другого, не уступает другому участнику спора и дело доходит до личных оскорблений.

    Уклонение:

    Или уход от разрешения конфликта – когда одна из сторон, которой «предъявлено» обвинение переводит разговор на другую тему (ссылается на недостаток времени, или др.)

    Сглаживание:

    Когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензиями другого, но только на данное время, этот исход выражается в том, что «обвиняемый» в данный момент просто старается успокоить партнера, снять его эмоциональное возбуждение.

    Компромисс:

                             Это открытый поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В данном случае партнеры выставляют аргументы как в свою пользу, так и в другую. Не откладывают решение проблемы на потом. В данном случае присутствует равенство прав и обязанностей сторон, откровенность требований и взаимные уступки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как организовать работу с родителями

    Воспитательная работа направлена на формирование профессионально и социально-компитентной личности....

    Доклад по теме "Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения

    Доклад по теме "Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения...

    Эффективные формы работы с родителями (сообщение и презентация)

    Материал содержит описание форм работы с родителями, снабжен презентацией...

    Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.

    На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее....

    Как правильно организовать работу с родителями одаренных детей

    Как подготовить родителей к взаимодействию с одарённым ребёнком, создать систему психолого-педагогического просвещения родителей одарённых детей, положительное взаимоотношение одарённых детей и родите...

    Материал для учителей начальных классов: "Эффективные формы работы с родителями".

    Материал для учителей начальных классов на тему: "Эффективные формы работы с родителями"....