Самоанализ на аттестацию
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Самоанализ
профессиональной деятельности учителя географии
Булавина Алексея Владимировича
Знания об окружающем нас мире и тяга к их получению у человечества проявляется с незапамятных времен. Еще наш древний предок интересовался, изучал, осваивал природу и все, что его окружает. Это была очень важная необходимость для успешного существования и развития в географической оболочке – основа выживания во враждебном пока для него мире. И чем больше знаний он накапливал, тем легче ему было жить на Земле. По этому, на мой взгляд, изучение нашей планеты, ее истории природы и людей, живущих на Земле, играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Общегеографические знания о природе всегда помогали людям в жизни. А значит, умение оперировать этими знаниями необходимо современному человеку. Вот представление этих знаний в самых разнообразных формах – и есть моя основная цель, как педагога в реализации образовательного процесса.
На сегодняшний день я, Булавин Алексей Владимирович, являюсь учителем географии в ОЦ «Горностай». Педагогический стаж работы 9 лет. В данном образовательном учреждении 2 года. В 2013 году срок моей аттестации закончился, и по результатам 2012-2013 учебного года я вновь аттестуюсь на I квалификационную категорию как учитель географии.
Тема самообразования: «Возможность реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подходов в процессе обучения как метод повышения мотивации к обучению». Почему именно она?
В современных теоретических источниках по педагогике и психологии обоснована целесообразность и необходимость реализации личностно-ориентированного подхода в образовательной практике.
Под личностно-ориентированным подходом понимается: последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту образовательного взаимодействия.
Однако в реальной практике, в условиях традиционной классной урочной системы существуют трудности по воплощению такого подхода. Это отмечается в работах (Петровой Н.Н., Душиной И.В), и подтверждается результатами собственных наблюдений в процессе работы в ОУ. Данное противоречие между теоретическими положениями и реалиями пед. практики подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования - процесс обучения подростков.
Предмет исследования - возможность реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подходов в обучении подростков.
Цель - изучить основные положения и общегеографические закономерности природы Земли, рассмотреть возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении физической географии в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели, решить следующие задачи:
- Проанализировать психологические особенности подростка.
- Охарактеризовать сущность и специфику дифференцированного, индивидуального, личностно-ориентированного подходов в обучении.
- Составить методические рекомендации по реализации личностно-ориентированного подхода, адресованные учителю географии.
Гипотеза: Если в процессе обучения подростков географии максимально использовать возможности реализации личностно-ориентированного подхода, то это будет способствовать не только повышению качества образования, но и личностному саморазвитию и самореализации.
Методологической основой в реализации данной темы явились теоретические исследования в области возрастной педагогической психологии, теории педагогики и методики обучения, касающиеся проблем личностно-ориентированного подхода в образовательной практике.
На разных этапах работы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, методической и предметной литературы.
2. Анализ программ учебников и учебных пособий.
3. Педагогическое проектирование.
Результатом работы по данной теме самообразования являются:
Изучены теоретические предпосылки и проанализированы психологические особенности подростков. Сделаны выводы о том, что в этот период подростка отличает личностная нестабильность. В это время ребёнок испытывает общую перестройку, как физическую в период полового созревания, так и психологическую, происходит формирование личности. У него появляется чувство взрослости и актуализируется формирование Я-концепции. В это время у ребёнка появляется своеобразный «кодекс поведения». Особенно следует отметить большую важность для подростковой субкультуры сленга. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте имеет специфические особенности, опережающее формирование интеллекта по сравнению с личностью, формирование волевых качеств личности, особое значение подросткового возраста для становления личности. Решающее значение имеет общение со сверстниками, на первое место выходит потребность в самореализации, становлении своего социального статуса.
Изучены сущность и специфика дифференцированного, индивидуального подходов в обучении. Дифференциация обучения - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их интересы и проявившиеся способности. Осуществление дифференциации обучения не снижает уровня общеобразовательной подготовки учащихся.
При индивидуальном подходе педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов, интересов и т.д.) в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть этого подхода в гибком использовании различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса по отношению к каждому ребёнку.
При личностном подходе происходит последовательное отношение педагога к воспитаннику, как к личности, так и как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. В концепции гуманистической педагогики признаётся уникальность, самобытность каждого. И процесс обучения является условием для саморазвития, самореализации каждого.
3. Составлены методические рекомендации, адресованные учителю географии по реализации личностно-ориентированного подхода. Разработан пример самостоятельной работы по карточкам разного уровня сложности. Задания подобраны таким образом, что ученики с разным типами ВНД и с разным уровнем обученности самостоятельно смогут их выполнить. Учащемуся оставляется свобода выбора задания. Кроме того, дан пример практической работы по наблюдению за погодой. Она долгосрочна и позволяет видеть взаимосвязи и взаимодействия различных компонентов ПТК. Сам процесс работы даёт возможность самостоятельного приобретения знаний и необходимых практических навыков. Задания выполняются как в индивидуальной форме, так и в групповой. Каждый учащийся наблюдает и анализирует свой компонент погоды. А группа аналитиков систематично включает результаты наблюдений каждого в сводную таблицу. Причём роли постоянно меняются, индивидуальные поручения чередуются, что способствует формированию у подростка чувства индивидуальности и коллективизма. Разработан пример творческого домашнего задания, имеющий большие возможности для осуществления личностно-ориентированного подхода, т. к. в процессе его выполнения ученик самореализуется и его работа опирается на личную мотивацию.
Таким образом, на данном этапе реализации моей темы, поставленные задачи частично решены.
В процессе внедрения таких форм организации образовательного процесса в данном ОУ, я достиг определенных результатов.
на уроках использую разнообразные приемы, методы и формы обучения: индивидуальный и дифференцированный практико-ориентированный подходы, анализ психо-возрастных особенностей учащихся при подготовке уроков и мероприятий, тестирование, использование ТСО и мультимедиа средств обучения, занятия идут, учитывая новый государственный стандарт образования.
К результатам своей педагогической деятельности хочу отнести:
- 100% абсолютная успеваемость в классах по географии. Ежегодный выбор учащимися предмета в качестве экзамена в 9 и 11 классах. 2012-2013 уч. Год (9 класс – 32 человека – 100% абсолютная и 89% качественная успеваемость. 11 класс – 2 учащихся - ЕГЭ максимальный бал 67. 100% абсолютная успеваемость)
- лауреат в школьном конкурсе учитель года (2012 год г. Новосибирск)
- лауреат районного конкурса Учитель года (2012 год г. Новосибирск)
- лауреат районного конкурса «Классный руководитель года»
(2013г. Новосибирск)
- участник социально-значимых проектов молодежных организаций НСО
- Победитель конкурса социально-значимых проектов Новосибирской области в 2012 году.
-награжден почетной медалью «За заслуги перед Новосибирской областью» (2012год)
-победители и призеры школьного, районного этапов олимпиады по географии 2013. Победитель городского и призер регионального этапов по географии 2013г. (Крутовский Константин)
Внеурочная деятельность:
а). Туристское направление (инструктор Детско-юношеского туризма - 2012год, действительный член международной академии Детско-юношеского туризма – 2012 год,
б). Инструктор МТК «Ареал» (2010-2013), директор детских смен МТК Ареал (2013г.)
12. публикации из опыта работы:
а). http://www.myshared.ru/slide/146125/
б). http://ta-kasta.ucoz.ru/multa-2007.htm
в). http://nsportal.ru/alex3082
При реализации образовательного процесса опираюсь на тему своего самообразования. 3-й год работаю над проблемой возможности реализации личностно-ориентированного и дифференцированного и практико-ориентированного подходов в обучении географии учащихся среднего и старшего звена. За время педагогической деятельности освоил множество методик по данной теме и успешно внедряю их в образовательный процесс. Результатом такой деятельности является повышения уровня самообразования учителя, и как следствие повышения уровня мотивации к обучению у детей.
Если давать самохарактеристику, то можно отметить набор таких морально-волевых качеств личности, которые необходимы в данной сфере деятельности. Я терпелив, спокоен, вынослив морально, трудолюбив, активен, легко выдерживаю большую эмоциональную нагрузку, что в свою очередь является практически главным качеством личности для педагога. Целеустремлен, имею четкие требования к себе и окружающим, умею отстаивать и защищать свое мнение, но в тоже время принимаю чужое, если убеждаюсь, что оно более рационально и правильно.
С точки зрения возможности повышения уровня самообразования, легко иду на контакт, коммуникабелен, быстро усваиваю сложный материал, нахожу нестандартные пути решения проблем в обучении.
То есть имею все возможность быть представленным к аттестации по данной сфере деятельности на первую квалификационную категорию, как учитель географии.
Приложение № 1
Успеваемость учащихся по географии за период 2011-2012 и 2012-2013 уч. годы.
Успеваемость за 2011-2012 уч. год
класс | 6 | 7 | 8 | 9 |
успеваемость | 100% | 100% | 100% | 100% |
кач. успеваемость | 50% | 65% | 60% | 0% |
Успеваемость за 2012-2013 уч. год
класс | 6 | 7 | 8 | 9 |
успеваемость | 100% | 100% | 100% | 100% |
кач. успеваемость | 55% | 70% | 60% | 50% |
Приложения № 2
Фрагмент открытого урока по географии:
Открытый урок по теме: «повторение и проверка знаний по теме Общая характеристика климата России».
Цели урока:
- обучающая: обобщить повторить и проверить знания учащихся по теме «Общая характеристика климата России»
- развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы учащихся с картами и дидактическим материалом при закреплении и проверки знаний
- воспитывающая: воспитывать чувство ответственности, добросовестности, и аккуратности при работе. Воспитывать любовь к природе родной страны. Воспитывать познавательный интерес к изучаемой теме.
Задачи урока:
- повторить и проверить знания учащихся по теме «Общая характеристика Климата России»
- развивать познавательный интерес учащихся к предмету, развивать память, быстроту и логику мышления, внимание.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала по теме: Общая характеристика климата России.
- Чтение учащимися сочинений по теме «Место, где я бы хотел отдохнуть»
3. проверка знаний учащихся
3.1 Проверка знаний: тест;
- если к вечеру усилился ветер, появились перистые облака, а утром – кучевые, которые растут и принимают форму башен или гор, то, как правило, приближается:
А) теплый фронт
Б) холодный фронт
2. какой тип климата отличается большой амплитудой температур и малым количеством осадков:
А) Арктический
Б) Муссонный
В) Резко континентальный
Г) Континентальный
3. какой тип климата на территории РФ формируется под воздействием одного типа воздушных масс с преобладанием ветров западного переноса:
А) Арктический
Б) Континентальный
В) Умеренно континентальный
Г) Муссонный
4. К опасным атмосферным явлениям относят:
А) Засухи, суховеи, ураганы, туманы, смерчи
Б) Сели, обвалы, оползни, лавины
В) Землятресения, вулканизм, цунами
Г) Аварии, взрывы, войны
3.2 Решение заданий 3-х уровней.
Карточки
1 уровень (репродуктивный)
1. назовите климатообразующие факторы
2. что такое циклон, какая погода в зоне действия циклона (зимой\летом)
3. по картам атласа определите основные особенности климата юга Западной Сибири, дайте оценку его благоприятности для жизнедеятельности человека.
2 уровень (применения знаний по образцу)
1. какой климатообразующий фактор оказывает наибольшее влияние на распределение летних температур по территории РФ, почему?
2. что такое коэффициент увлажнения, засчитайте Кув для Якутска и Астрахани
3. опишите, пользуясь картами Атласа муссонный климат РФ. Сделайте выводы о благоприятности этого климата для хозяйственной деятельности человека.
3 уровень (творческое применение знаний в новых условий)
1. подумайте, какой климатический фактор будет оказывать наибольшее влияние на климат Западной Сибири, если бы на севере равнины были горы субширотного направления
2. подумайте, почему в пределах одного климатического пояса выделяют климатические области.
3. подумайте, какие меры можно принять для предотвращения неблагоприятных климатических явлений.
- работа у доски:
- по климатической и физической картам, определите:
А) ход нулевой изотермы по территории РФ, сделайте выводы.
Б) какие воздушные массы преобладают на территории Восточно-европейской равнины, летом, а какие зимой? Сделайте выводы.
В) какие атмосферные фронты проходят по территории России.
Г) приведите пример влияния рельефа на климат
Д) найдите на карте мах и мин. Температуры января и июля. Мах и мин кол осадков. Сделайте выводы.
3.4выставление оценок, учащимся заранее будут даны критерии оценивания их знаний.
4. Итоги урока, самоанализ. Выставление оценок.
5. домашнее задание: «Работа над ошибками с разбором».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоанализ урока по скрипке по итогам аттестации
Урок дан по адаптированным рабочим программам «Музыкальный инструмент. Скрипка», «Инструментальный ансамбль» и «Чтение с листа». Тема урока: «Значение скрипичных штрихо...
Самоанализ раборы для аттестации
Главная цель обучения и воспитания:«дать человеку деятельность,которая бы наполнила его душу».К.Д. Ушинский...
самоанализ работы для аттестации
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование ключевых универсальных учебных действий обучающихся, развитие их творческих способн...
Самоанализ работы учителя истории, обществознания в ходе аттестации на I кв. категорию
Предлагаю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности учителя истории, обществознания, права, представленный перед областной комиссией в рамках аттестации на первую квалификационную к...
самоанализ на аттестацию
Самоанализ педагогической деятельности на аттестацию...
Форма для самоанализа для аттестации учителя-предметника 2014 г.
Форма, удобная для использования при написании самоанализа работы к аттестации учителя-предметника средней школы....
Самоанализ к аттестации
Самоанализ к аттестации...