Самоанализ к аттестации
материал на тему

Федосенко Мария Викторовна

Самоанализ к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_2014.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Я, Федосенко Мария Викторовна, в 2008 году окончила Канский педагогический колледж по специальности «Учитель русского языка и литературы» с 13 августа 2008 года  работаю воспитателем.  В данном детском саду (ДО МБОУ СОШ №34) работаю воспитателем третий год. Дошкольное отделение МБОУ СОШ №34 открылось в 2012 году, в нем функционирует 11 групп. Образовательная деятельность в данном учреждении осуществляется по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В ней дана подробная характеристика возрастных особенностей, физического и психического развития детей, определены общие и специальные задачи всех образовательных областей. На первый план в данной программе выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

В детском саду есть медицинский блок с изолятором; пищеблок; кабинет психолога; музыкальный зал, в котором есть музыкальные инструменты: электрическое фортепиано, электросинтезатор, аккордеон, детские музыкальные инструменты, демонстрационный материал, мультимедийный проектор и экран; методический кабинет с учебными пособиями по различным направлениям, необходимыми играми и игрушками.

Свою работу я начала с детьми двух лет. В группе на то время было 19 детей: 8 мальчиков и 11 девочек. Наблюдая за детьми, я увидела, что дошкольники испытывали серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Заинтересовавшись сложившейся ситуацией, я провела диагностику, направленную на выявление уровня развития коммуникативных способностей данных детей, и, как выяснилось, 12 детям из 19 было трудно вступать в контакт с окружающими, лишь шестеро могли  первыми начать диалог, всего четверо были способны поддержать разговор, а участвовать в беседе на равных и вовсе, мог  лишь один ребенок. Говорить много и по делу было трудно каждому из 19 детей. Здороваться и прощаться без напоминания, благодарить за помощь было свойственно только 6 детям. Использовать различную громкость голоса в зависимости от ситуации и вовсе был не способен никто. На компромисс в решении какой  -  либо проблемы шли  только двое детей из 19, доброжелательность в общении проявляли лишь семеро и отвечали без стеснения на занятиях лишь трое (Приложение). Подведя итоги, я увидела, что все дети соответствуют низкому уровню развития коммуникативных способностей.

Сделав такие выводы, я решила помочь детям в решении данной проблемы и углубленно работать по направлению развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Ведь как говорил Б. М. Теплов  “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

Основной целью для себя считаю - развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возрастачерез театрализованную деятельность.

Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой ряд следующих задач:

  • Создать условия для развития свободного общения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками;
  • Развивать связную речь детей посредством мнемотаблиц;
  • Способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи посредством приобщения к родному языку через чтение литературы;

Углубленно работая по направлению «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» я начала с того, что создала речевую развивающую среду. Оборудовала уголки сюжетно ролевых игр: - «Больница», в которую внесла халаты, журнал для записей, врачебные инструменты;

- «Магазин»  – с кассой, весами, муляжами продуктов, спецодеждой для продавца;

- «Парикмахерская», с муляжами шампуней, кремов;

- «Дом» с кроваткой, куклами, кухней и кухонной утварью, коляской, совместно с родителями и детьми изготовила настольно-печатные игры «Готовим обед», «Обустроим дом».

Для уголка физического воспитания изготовила подвижные игры: «Самолеты», «Зайцы и волк», «Лягушки», «Наседка и цыплята», «Воробушки и кот»; необходимые атрибуты:  косички, маски, султанчики, мягконабивные мячи, мешочки с песком, шапочки цыплят, флажки.

В уголок изобразительной деятельности подобрала различные средства изобразительной деятельности: карандаши, акварельные краски, пальчиковые краски, восковые мелки; трафареты, раскраски для мальчиков и девочек.

Книжный уголок наполнила произведениями, соответствующими возрасту детей: К. И. Чуковского, А. Барто, В. Осеевой, С. Михалкова, В. Берестова, С. Маршака, А. С. Пушкина, М. Лермонтова, Г. Сапгира, Л. Толстого, В. Сутеева, В. Бианки, русскими народными сказками и другими знакомыми детям произведениями, портретами авторов и иллюстрациями к произведениям, а так же аудиосказками, дисками с детскими песнями, классической музыкой.

Для уголка ряжения, который разместила рядом с театральным уголком, я подобрала костюмы – волка, медведя, лисы, гриба, различные головные уборы (кепки, шапки, косынки и пр.) сарафаны, рубахи косоворотки и другие предметы одежды.

Особое внимание я уделила уголку театрализованной деятельности: при помощи родителей изготовила театральную ширму, экран для теневого театра, фланелеграф, с такими сказками как,  «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Репка», «Теремок», совместно с родителями был приобретен деревянный настольный  «Зоопарк».  В совместной  с детьми деятельности были изготовлены настольные театры: «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка», «Кот в сапогах», «Муха цокотуха» и пальчиковые театры «Сорока-ворона», «Моя семья». Так же мною были изготовлены мнемотаблицы «Загадки», «Сказки», «Стихи», «Чистоговорки».

Создав развивающую среду в группе, я стала использовать ее в своей работе во всех режимных моментах: утром детей встречал веселый мишка, который рад был поиграть, способствуя адаптации детей к детскому саду. Артикуляционную гимнастику я выполняла совместно с дракончиком Кешей, способствуя развитию речевого аппарата.  Умывала деток с мышкой, тем самым, в игровой форме прививая культурно-гигиенические навыки. Во время приема пищи я с детьми обсуждала, кто же нам сегодня приготовил котлетки – волк или лисичка, кто наварил киселя – Машенька из сказки или ее бабушка, что помогало детям учиться вести диалог.

 Золотым правилом для меня стало ежедневное чтение и обсуждение прочитанного, что способствовало развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками, формированию интереса и потребности в чтении, а чтение произведений различной направленности способствовало формированию целостной картины мира, так мои дети очень полюбили серию журналов «Приключения на ферме», которую мы приобретали при помощи родителей для уголка природы, в ней рассказывается о жизни животных и человека на ферме, об их взаимодействии. Чтение и обсуждение данных журналов так же способствовало экологическому воспитанию детей. Во время чтения я часто использовала разные виды театров, так как еще русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками, красками, ощущениями". Наглядное обучение,  по словам К. Д. Ушинского, "строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком". Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.

На прогулке, во время совместной деятельности, при наблюдении за явлениями природы, объектами живой и неживой природы, трудом взрослых, я с детьми вспоминала соответствующие теме стихи, отрывки из знакомых произведений. Перед сном детям читала сказки лисичка, способствуя плавному переходу детей ко сну. Просмотр кукольных спектаклей и последующее их обсуждение так же помогло детям не только научиться вести диалог, но и способствовало развитию нравственной стороны личности каждого ребенка.

Постепенно дети стали договаривать фразы из знакомых сказок, сами исполнять роли того или иного персонажа. Благодаря ежедневному чтению, упражнениям на развитие речевой и интонационной выразительности, дети сами стали с радостью читать наизусть стихи, рассказывать сказки – теперь уже перед сном сказку мог рассказать желающий ребенок, а остальные с удовольствием принимали на себя  роль слушателя. Это помогло детям учиться строить свое высказывание, развивая монологическую речь, а в некоторых случаях и побороть стеснение, страх перед слушателями.

Использование мнемотаблиц так же помогло мне в достижении поставленной цели. В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по - разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно – схематическими моделями, Т. В. Большева – коллажем, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. В целом, как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

В мнемотаблицах символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы.

Для детей младшего дошкольного возраста я приготовила цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, колобок – желтый. Позже изображения усложнились - я стала применять графические изображения: лиса – оранжевые геометрические фигуры (допустим круг, квадрат). Когда дети подросли схемы стали даваться в одном цвете.  

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы я давала детям в готовом  варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но когда дети подросли мы стали использовать план – схему, а  по мере обучения дети активно включились в процесс самостоятельного создания мнемотаблиц .

Я работала с мнемотаблицами  в следующем порядке:

1. Рассматривала таблицу и разбирала с детьми, что на ней изображено;

2. Совместно с детьми перекодировали информацию, т. е. преобразовывали из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляли пересказ, составляли рассказ по заданной теме и др., то есть производили отработку методом запоминания.

4. По мере взросления детей я учила их создавать план - схемы самостоятельно.

5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Поскольку применение мнемотаблиц ведет к расширению словарного запаса детей, пополнению знаний об окружающем мире, у детей появляется желание пересказывать, при этом ребенок понимает, что это совсем не сложно, а заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям, следовательно, применение мнемотаблиц является одним из эффективных способов развития речи и не воспользоваться ими я не могла.  Начинали мы с простых четверостиший, описания явлений природы, затем подключили сказки, чистоговорки и более длинные стихи. В итоге дети полюбили не только самостоятельно воспроизводить необходимое произведение по рисункам, но и совместно со мной включились в работу по созданию мнемотаблиц – ярким впечатлением стало создание мнемотаблицы по чистоговорке «Иван Торопышкин пошел на охоту…», дети были в восторге, наперебой предлагали детали образа данного героя, и с радостью затем пользовались данной карточкой, выполняя усложненное задание – прочесть ее с разной интонацией (грустно - торжественно, тихо - громко), что помогало нам развивать еще и интонационную сторону речи. В итоге дети научились рассказывать с опорой на наглядность, что так же способствовало развитию связной речи.

Так же, в ходе подготовки к утренникам, родительским собраниям, я с детьми создавала сценки, в которых им необходимо было исполнить свою роль (мишки, мышки, лисички и проч.). Это способствовало тому, что дети учились быть раскрепощенными - говорить со сцены, не бояться зрителя, не стесняться его.

В работе с родителями я так же давала рекомендации по развитию речевой активности детей: читать сказки, приобщая детей к родному слову, вести беседы, обучая своего ребенка слушать и слышать собеседника, учить использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано, тем самым способствуя развитию свободного общения детей с взрослыми и сверстниками. Так же на родительских собраниях я выступала с консультациями «Почитай мне сказку, мама!», «Говорим правильно».

Таким образом, в своей образовательной деятельности я всячески стремилась стимулировать речевое развитие детей, учила детей вести свободные диалоги  при восприятии картин, иллюстраций, чтении книг, просматривании мультфильмов; вела ситуативные беседы с детьми, всячески поощряя речевую активность.

Чтобы выяснить эффективность своей деятельности я провела повторный мониторинг (Приложение), который показал, что уровень коммуникативных способностей детей значительно вырос - теперь 7 детей из 19 с легкостью вступают в контакт с окружающими, каждый из 19 детей способен начать диалог первым и поддержать разговор, участвовать в беседе на равных и говорить много и по делу. Здороваться и прощаться без напоминания теперь стали все дети, из них 11 делают это осознанно, без напоминания, 12 детей из 19 способны благодарить за помощь окружающих и делают это также постоянно, все дети научились использовать различную громкость голоса в зависимости от ситуации и идти на компромисс. Дети доброжелательны в общении и без стеснения отвечают на занятиях. В целом большинство детей соответствуют среднему уровню развития коммуникативных способностей и двое детей  достигли высокого уровня развития коммуникативных способностей.

Подводя итог, я наблюдаю положительную динамику во всестороннем развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Мне удалось создать условия для развития свободного общения детей с взрослыми и сверстниками, поспособствовать развитию связной речи детей и практическому овладению воспитанниками нормами речи посредством приобщения к родному языку через чтение литературы, а так же мне удалось обучить детей умению слушать и слышать другого; развить у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях; обучить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; способствовать воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам.

 Благодаря таким результатам своей деятельности, считаю результаты своей работы положительными, поставленную цель достигнутой.

        Так же я сама активно участвую в педагогической деятельности коллектива, мною сыграна ни одна роль (Приложение), подготовлен доклад «Ребенок и книга».

На уровне детского сада моими достижениями являются:

  • Похвальный лист за высокий уровень подготовки к конкурсу «Готовность ДО к новому учебному году»;
  • Грамота за победу в номинации «Дидактическая копилка» смотра конкурса «Уголок познания в детском саду»;
  • Участие моей  воспитанницы в районном  конкурсе «Мы друзья твои, Природа!»;

На уровне района:

  • Лауреат районного  конкурса чтецов «Мамины глаза»;
  • Победитель районного этапа конкурса «Профессия воспитатель: высокое призвание» в номинации: эссе «Я и моя профессия» (Приложение)

Победа в районном этапе  конкурса «Профессия воспитатель: высокое призвание» дала мне право принять участие в городском этапе данного конкурса, результаты которого будут известны в сентябре.

 Я и в будущем планирую продолжать расширять представления детей об окружающем мире, обогащать жизненный опыт воспитанников, способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка посредством театрализованной деятельности.

  • Расширять знания детей о видах театра;
  • Организовать театрализованную студию на базе детского сада, в  котором, силами воспитателей и детей будут осуществляться постановки различных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ урока по скрипке по итогам аттестации

Урок дан по адаптированным рабочим программам «Музыкальный инструмент. Скрипка», «Инструментальный ансамбль» и «Чтение с листа».       Тема урока: «Значение скрипичных штрихо...

Самоанализ раборы для аттестации

Главная цель обучения и воспитания:«дать человеку деятельность,которая бы наполнила его душу».К.Д. Ушинский...

самоанализ работы для аттестации

Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование ключевых универсальных учебных действий обучающихся, развитие их творческих способн...

Самоанализ работы учителя истории, обществознания в ходе аттестации на I кв. категорию

Предлагаю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности учителя истории, обществознания, права, представленный перед областной комиссией в рамках аттестации на первую квалификационную к...

самоанализ на аттестацию

Самоанализ педагогической деятельности на аттестацию...

Форма для самоанализа для аттестации учителя-предметника 2014 г.

Форма, удобная для использования при написании самоанализа работы к аттестации учителя-предметника средней школы....

Самоанализ на аттестацию

Самоанализ на аттестацию...