Методическая разработка Как спроектировать открытый урок
методическая разработка на тему

Гендель Ирина Павловна

Данная методическая разработка предназначена для начинающих преподавателей и может быть интересна тем, кто готовится показать свое педагогическое мастерство.Методическая разработка «Как спроектировать открытый урок» имеет целью раскрыть сущность подготовки преподавателя к данному событию и в своей структуре содержит описание целей проведения подобных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kak_sproektirovat_otkrytyy_urok.rar18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Как спроектировать открытый урок»

                                                                                      Методист учебного отдела Гендель И.П.

Методическая разработка «Как спроектировать открытый урок» имеет целью раскрыть сущность подготовки преподавателя к данному событию и в своей структуре содержит описание целей проведения подобных мероприятий. Проектирование урока представлено его слагающими этапами с содержательным их наполнением, начиная с первого: «Выбор типа урока» и заканчивая тринадцатым «Подготовка пакета документов».

Данная методическая разработка предназначена для начинающих преподавателей и может быть интересна тем, кто готовится показать свое педагогическое мастерство.

1. Цели проведения открытого урока. Определяются три главные цели проведения открытого урока: повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к преподавателям – профессионалам высокого класса; экспертиза коллегами (руководителями образовательного учреждения, экспертной комиссией и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной преподавателем, в период аттестации на более высокую аттестационную категорию; саморазвитие преподавателя (стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития преподавателя).

2. С чего начать? Как ни странно, с психолого-педагогической характеристики учащихся, их обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностях учащихся группы. Если Вы не знаете, сколько учащихся не умеют обобщать, выделять главное, сравнивать, классифицировать, сколько в группе холериков, сколько сангвиников, флегматиков, меланхоликов, визуалов, аудиалов, кинестетиков, какая скорость реакции ответов, то вряд ли можно получить хороший результат от проделанной работы.

3. Проектирование урока. Что значит: «Проектирование урока»? Почему не планирование урока? Проведение урока по жесткому плану предполагает якобы обязательное достижение запланированного результата с той или иной степенью отклонения от цели урока, причем, предполагается, что это отклонение случается в результате именно недоработок преподавателя, вызванных «сопротивлением материала». Напротив, проект урока, а не жесткий план действий должен обеспечить, как и всякий проект, только наиболее вероятностное достижение целей. Проект урока принадлежит к инструментовке именно вариативного и личностно ориентированного образования, а план – оформлению отчетности по достижению определенной ступени в освоении ЗУНов. Значит, выражение «план урока» можно оставить в ХIХ – ХХ веках, а современный урок, урок ХХI века строится в соответствии с проектом. [1]

4 . Из чего складывается проектирование урока?

При подготовке к уроку главенствующими вопросами, стоящими перед преподавателем были и остаются: Для чего учить? Чему именно учить? Как учить?

- Первый этап проектирования урока – определение типа урока. Проектирование

открытого урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого этапа будет определение типа урока. Что понимается под типом урока? Тип урока – это не штамп, не шаблон, не какая-то застывшая форма организации учебной работы, которую можно механически подставить под ту или иную учебную ситуацию. Урок издавна был объектом классификации, к сожалению, до сих пор эта достаточно сложная проблема не разрешена, и в педагогике единая типология отсутствует. Наиболее перспективной является следующая кассета типов уроков: урок изучения новых знаний; урок закрепления знаний; урок формирования (комплексного применения) ЗУН учащихся; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся; комбинированный урок. Подробно о каждом типе урок и его структуре смотрите в сборнике «Что должен знать преподаватель, готовящийся к аттестации».-М., 2002 (С.Г. Олокин, М.А. Усов).

- Второй этап проектирования урока – постановка целей урока. Принципиально важный момент – выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока. Помните, что для уроков закрепления и в некоторых случаях, для уроков изучения нового материала, цели могут быть разными для разных учащихся в группе. Сформулированные цели урока необходимо представить в виде задач. Ориентиром здесь должен служить образовательный стандарт.

- Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока – представление целей системой задач. Задачи, отвечающие ведущей цели урока, называют главными задачами. Давайте уточним, что есть цели, а что есть задачи. Цели – это конечный результат урока, а задачи – это шаги, при помощи которых идут и приходят к цели.

- Четвертый этап проектирования – определение начальных условий – позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке. Здесь примем во внимание, какими представлениями и знаниями учащиеся уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какими нормы, смыслы и убеждения у них сформированы.

- Выбор метода обучения – пятый этап проектирования урока. Теперь, исходя из поставленных главных задач, подберем метод обучения, адекватный этим задачам. При выборе метода не забывайте о психологических характеристиках и каналах восприятия учащихся. Таким образом, преподаватель, неизбежно взвесив все за и против, выберет оптимальный метод. Подробно о методах смотрите в брошюре С.Г. Олокина, М.А. Усов «Что должен знать преподаватель, готовящийся к аттестации».

- Шестой этап проектирования урока – отбор подходящей организационной формы обучения. Под организационной формой будем понимать организационную форму урока: лекция, практическое занятие, интегрированный урок и т.д. Формы урока могут быть организованы нетрадиционно: урок – КВН; урок – ток-шоу; урок – творческая лаборатория и т.д. Формы организации деятельности студентов фронтальная; индивидуальная; парная; групповая; коллективная.

- Седьмой важнейший этап – разработка структуры урока. На этом этапе будущий урок оформляется виде документа - плана или схемы. План урока – это начало творческого поиска, средство эффективности, реализация замыслов преподавателя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается группа, в котором проводится урок, тема урока и его тип, форма организации урока, триединая цель урока – ТЦУ, методы и средства обучения, уточняется структура урока, определяется примерная дозировка времени на различные виды работ, учитываются межпредметные связи и т.п. Структура урока должна соответствовать выбранному типу урока.

- Восьмой этап – содержательное наполнение урока. Здесь мы формируем тексты: что расскажем учащимся; что потребуем изучить самостоятельно; какие зададим вопросы; какие задачи предложим на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы; какие задания дадим на длительные сроки (домашние, проектные задания и так далее); какую часть материала учащиеся могут освоить сами; где потребуется помощь преподавателя; что необходимо прочно запомнить; что использовать только для иллюстрации; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; какие приемы проверки успешности студентов применить; как будет проходить контроль и коррекция их учебной деятельности; каким образом будут достигнуты воспитывающие и развивающие аспекты. Чтобы не загромождать план (схему) урока, все эти тексты лучше сделать отдельными модулями (на отдельных листах). При необходимости их можно легко заменить.

- Девятый этап проектирования урока – отбор средств обучения. Теперь следует выяснить, какое материально-техническое обеспечение нам необходимо, чтобы наиболее эффектно оснастить работу с этими текстами. Во всех случаях в плане или схеме будущего урока расставим значки, показывающие время и характер применения выбранных средств.

- Десятый этап урока – обдумывание организационной схемы урока: кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие вопросы отвечать. Аккуратное исполнение этих этапов позволяет преподавателю спроектировать грамотный профессиональный, технологический урок. Но уроки – это еще и отношения людей. Многое здесь непроектируемо. Поэтому не следует пренебрегать подготовительными этапами, на которых даются психотехнические и имиджелогические рекомендации участникам урока.

- Одиннадцатый этап урока – подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники. Умелое применение продуманных и красивых приемов педагогической техники делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия.

- Двенадцатый этап связан с имиджем урока. Возможно, следует внести изменения в интерьер учебного помещения. Не повредит музыка, в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами – например, во время лабораторного опыта. Частью проекта урока является внешний облик преподавателя. Психотехники очень советуют придумать уроку девиз или эпиграф, временные атрибуты.

- Конечный результат проектирования урока – это, как говорят, пакет документов: план и ход урока на одном листе, дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение и представленное гостям урока. Для себя имейте план и ход урока с множеством отсылочных пометок, чтобы их поиск в реальном времени был оптимальным.

5. Обоснование проекта урока или слово преподавателю.

По окончании урока преподавателю как организатору открытого мероприятия предоставляется слово, в котором педагог раскрывает замысел урока, т.е. рассказывает о том, как был осуществлен урок, исходя из его проекта, т.е. дает обоснование выбранному проекту урока. Затем преподаватель отвечает на вопросы гостей и заслушивает мнения присутствующих об открытом уроке, что им больше всего понравилось, что они отметили взять для себя в качестве повышения педагогического мастерства, а также рекомендации, замечания и т.д.

Использованная литература:

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Педагогический поиск, 2010

2. Поташник М.М, Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. – М.: Педагогическое общество России, 2011

3. Ситаров В.А. Дидактика. М.: Academa, 2009

4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Мастерство, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка общешкольного мероприятия «Открытие малой школьной Олимпиады»

Цель:                 Внедрение в практику работы методологии олимпийского воспитания  и образования, направл...

Методическая разработка туристического мероприятия «Открытие зимнего туристического сезона» (в закрытых помещениях)

1. Методическая разработка туристического мероприятия «Открытие зимнего туристического сезона» (в закрытых помещениях).Туристическое мероприятие, посвященное открытию зимнего туристского сезона провод...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения открытого урока с кадетами 2 курса по физической подготовке. ТЕМА Комплексное занятие

В целях повышения общей физической подготовленности кадет с ними проводятся комплексные занятия. Они включают упражнения, приемы и действия из различных разделов физической подготовки....

Методическая разработка к проведению открытого урока по теме: "You are the best friend of our world"

Формирование коммуникативной компетенции; развитие речевых способностей, памяти, мышления, воображения; формирование целостного представления о мире, приобщение к другим культурам; воспитание ли...

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

Методическая разработка по проведению открытого урока по теме:"Комбинированная полька"

Материал может быть использован для проведения открытого урока  по  физической культуре (выриативная часть хореография)...


 

Комментарии

Ивлиева Наталия Алексеевна

Спасибо за методическую разработку. Можно из неё взять "на заметку" и учителям со стажем. С удовольствием познакомилась с данным материалом.

Локтева Светлана Игоревна

Спасибо, нужный материал :)