Индивидуальный план самообразования
опыты и эксперименты на тему

Батуричева Светлана Николаевна

Представлен материал по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения

                   Тульской области «Социально реабилитационный центр для

                                   несовершеннолетних Белёвского района»  

                                             Рассмотрено

                                                                                                                          на методическом объединении

                                                                                                   № протокола________ число ______ 201    г.

Директор ГУСОН ТО СРЦН

                                                                                                                                               Белёвского района

                                                                                                                     _____________  ФилимоноваЕ.А.

                                                                                                                            «______»___________ 201   г.

Индивидуальный план самообразования

на 2012 – 2015  годы

воспитателя Батуричевой Светланы Николаевны

по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников, как условие успешной адаптации в современном социокультурном пространстве»

Цель: совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и

             повышение профессиональной компетентности с использованием

             достижений науки и внедрения их в реабилитационную практику

Пояснительная записка

Радикальные преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой воспитания. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

Необходимость проведения специальной работы с детьми дошкольного возраста с целью развития у них осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план обусловлена, на мой взгляд, рядом причин.

Во-первых, возрастной период 5-10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский и др.).

Во-вторых, известно, что эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга и требует выхода, переработки, одним из механизмов которой является словесное оформление, то есть анализ эмоций с помощью слов, понятий. Чтобы разобраться в себе, собственных эмоциях, ребенок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Учитывая, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен как в плане опыта, так и в плане внутренних возможностей, становится понятно, что в усвоении назывной формы эмоциональных состояний, равно как и в овладении формами их адекватного телесного выражения, ребенку необходима помощь взрослого, выступающего в роли носителя этих форм. Следовательно, осознание ребенком собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих, способность говорить об эмоциях не приходят к нему автоматически, а развиваются во взаимодействии со взрослым.

Я работаю с воспитанниками дошкольного возраста. Это дети из неполных семей, малообеспеченных семей и дети, оставшиеся без опеки родителей. Часто у них занижена самооценка, проявляются такие качества, как недоверие к окружающим людям, а чаще всего преобладает агрессивность. Они постоянно провоцируют конфликтность, чем хотят оправдать свою отрицательную оценку окружающему. Они не умеют регулировать свое поведение. Детям сложно устанавливать и поддерживать контакты, общаться, сотрудничать.

Моя задача:

- сформировать у ребенка адекватную самооценку;

- обучить ребенка навыкам выбора и принятия решений, развить его волевые качества;

- сформировать коммуникативные навыки;

- сформировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Отсюда цель по самообразованию: изучить современные подходы в организации нравственного воспитания детей при помощи эффективных форм игротерапии - сказки.

Задачи достижения цели:

1. Проанализировать литературу и методические пособия по данной теме, выявить особенности нравственного воспитания детей в свете современных тенденций развития.

2. Подобрать и апробировать приемлемые формы организации деятельности воспитанников по формированию   положительных эмоционально - волевых качеств, которые уменьшат риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами  жизни воспитанников центра.

3. Внести изменения в календарно-тематический план воспитательной программы «В гостях у сказки».

4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход  к каждому участнику реабилитационного процесса.

5. Поделиться опытом работы с коллегами.

6. Создать банк материалов: видеофильмов, слайдов, презентаций с целью дальнейшего использования для стимулирования познавательной активности подростков.

Этапы работы по теме самообразования:

1. Информационный блок: изучение теоретического материала.

2.Технологический блок: разработка конспектов занятий по теме с воспитанниками дошкольного возраста; разработка диагностического инструментария; внесение изменений в   программу воспитания «В гостях у сказки».

3.Организационный блок: включение изменений в воспитательной  программе «В гостях у сказки» в работу с детьми центра дошкольного возраста.

N

п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

2012 год

1

Изучить методическую литературу:

  1. Аржакаева Т. Психологическая азбука для второклашек. 2003г.
  2. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М. Педагогика. 1991г.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития. 1997г.
  4. Минаева М.В. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М. Аркти, 1999г.
  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. ТЦ «Сфера», 1998г.

Январь

Февраль

Март  

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2

Участие в  методической работе

 В течение года

3

Подготовка консультации для педагогов

на тему: «Обучение детей пересказу народных сказок и коротких рассказов».

Февраль

 

4

Консультации для родителей на темы: «Кризис детского возраста»

«Как читать детям русские народные сказки»

Март

Май

5

Посещение открытых занятий и мероприятий.

В течение года

6.

Разработка конспектов занятий по программе «В гостях у сказки» на темы:

«На лесной полянке», «В гостях у сказки», «Удивительные джунгли», «Шалости Карлсона».

Сентябрь-Ноябрь

7.

Показ открытого мероприятия  по программе «В гостях у сказки» по теме:

«Наше  настроение».

Сентябрь

8.

Участие в работе творческой группы

В течение года

9.

Посещение районных мероприятий:

Посещение муниципальной елки с детьми

Празднование Великой Победы

Поездка с детьми на Красную площадь в г.Москву

 

Январь

Май

Май

 10.

Подготовка портфолио к аттестации

В течение года

 11.

Подготовка выступления к Совету специалистов на тему: «Воспитание детей в игре»

Октябрь

 12.

Отчет о проделанной работе за 2012 год

Декабрь

2013 год

1.

Изучить методическую литературу:

  1. Олышанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М. Знание, 1983.
  2. С.И. Семенака. Уроки добра. Москва, 2005.
  3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Г.Я. Я хочу! – СПб, 1996.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

В течение года

2.

Подготовка консультации для родителей на темы:

 «Растим детей счастливыми»

«Еще раз о родительской любви»

«Первая любовь»

Апрель

Ноябрь

Декабрь

3.

Разработка конспекта открытого мероприятия «День Космонавтики»

Апрель

4.

Посещение открытых занятий и мероприятий.

В течение года

5.

Показ открытого мероприятия

  1. Открытое занятие на тему «Хорошо - плохо»
  2. «День Космонавтики»
  3. Праздник, посвященный «Дню знаний»

Октябрь

Апрель

Сентябрь

6.

Подготовка выступления на Совете специалистов:

«Деятельность учреждения по оказанию помощи несовершеннолетним,пострадавшим от жестокого обращения». Подготовила доклад на тему «Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста по преодолению агрессивного поведения». Реализация развивающей программы «В гостях у сказки».

     

Апрель

  7.

Подготовка буклета для родителей  на темы:

«Права ребенка»,

«Растим детей здоровыми»,

Май

Август

8.

Подготовить выступление на родительском собрании на тему:

«Права и обязанности ребенка». Право ребенка на достойные условие проживание.

Апрель

9.

Участие в работе творческого объединения

В течение года

10.

Участие в обучающих семинарах центра

В течение года по плану

11.

Участие в инновационной деятельности учреждения

  1. совет специалистов: «Итоги работы учреждения за 2012г. Утверждение плана работы на 2013г.»
  2. «Система гражданско-патриотического воспитания в центре. Подготовка к 2013-2014 учебному году».
  3. «Предотвращение насилия над ребенком, проживающим в реабилитационном центре, в школьной среде». Районный семинар.
  4. «Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми».

Февраль

Сентябрь

Апрель

Сентябрь

12.

Оформление папки - передвижки для родителей на тему: «Эмоциональные особенности ребенка дошкольника»

Октябрь

13.

Подбор информации в папку-передвижку на темы:

«Кризис 3-х лет»,

 «Поощрение и наказание».

Май

Август

14.

Побор материала и разработка новых занятий по программе «В гостях у сказки»

В течении года

15.

Оформить уголок здоровья на тему:

«Лесные опасности»

Июль

16.

Подбор информации для уголка здоровья.

В течении года

17.

Изменения в тематическом и календарно-тематическом планировании по программе «В гостях у сказки»

Декабрь

18.

Подготовить отчёт о проделанной работе за год.

Декабрь

19.

Подготовка портфолио к аттестации

В течение года

2014 год

1.

Изучение литературы:

  1. Крейри Элизабет. Я злюсь. Для дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб: НО и Комплект, 1995.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  3. Лаврентьева Т.П. Культура Общения дошкольников. – Киев, 1988.
  4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей – М., 1997.
  5. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия, - М., 1997.

В течение года

2.

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Развитие эмоций дошкольников, как условие успешной адаптации в социокультурном пространстве».  

В течение года

3.

Представление опыта работы коллегам

Показ открытого занятия

Отчет по теме самообразования. Обобщение работы по теме: «Развитие эмоций дошкольников, как условие успешной адаптации в социокультурном пространстве»

Октябрь

Ноябрь

4.

Подготовка портфолио к аттестации

В течение 1-2 квартала

5.

Аттестация

2015г.

6.

Посещение открытых занятий, мероприятий.

В течение года

7.

Участие в обучающих семинарах центра

В течение года по плану

8.

Подготовка памяток для родителей:

«Памятка по профилактике агресси у детей», «Как вести себя с агрессивным ребенком?», «Как вести себя с гиперактивным ребенком».

Ноябрь

9.

Подбор информации в папку-передвижку для родителей на тему: «наказание, поощрение или … диалог?»

Июнь

10.

Подготовка буклетов для родителей на тему:

«Эмоции детей дошкольного возраста»

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Февраль

Март

11.

Подготовить выступление на родительском собрании на тему: «Почему ребенок агрессивен. Как вести себя родителям?»

Август

12.

Подготовить выступление на семинаре – отчёте на тему: «Жестокое обращение с ребёнком – основные понятия»

Март

13.

Подготовить выступление на Совете специалистов на тему: «Использование новых педагогических технологий в воспитательно-реабилитационном процессе. Представление и утверждение к работе комплексной программы педагогической реабилитации дошкольников».

Сентябрь

14.

Подготовка к конкурсу педагогического мастерства

Апрель

15.

Разработка конспектов открытых мероприятий на тему: конспект открытого мероприятия, посвященного празднику «Пасхи» (районное мероприятие)

«День здоровья»

«День воспитателя»

«Новый год»

Апрель

Апрель

Сентябрь

Декабрь

16.

Подготовка и показ открытого мероприятия на тему: «Хорошо - плохо»

Октябрь

                         

   

Ожидаемые результаты:

1.Обобщить передовой педагогический опыт по теме самообразования «Эмоциональное развитие дошкольников, как условие успешной адаптации в современном социокультурном пространстве».

2.Внесены изменения в календарно-тематический план воспитательной  программы «В гостях у сказки».

3. Сохранено и укреплено здоровье детей.

4. Отчет по теме самообразования представлен на методических объединениях учреждения.

5. Создан банк материалов: видеофильмов, слайдов, презентаций с целью дальнейшего использования для стимулирования познавательной активности подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования по теме "Современные компьютерно-информационные технологии в процессе обучения экологии и географии"...

Индивидуальный план самообразования

Подробный план долговременного плана самообразования с указанием мероприятий, открытых занятий и результатов....

Индивидуальный план самообразования

При составлении индивидуального плана самообразования многие учителя сталкиваются с затруднениями. Надеюсь, что мой план послужит подспорьем для многих при составлении своего собственного плана самооб...

Индивидуальный план самообразования

Цели: повышение качества образовательного процесса; обеспечение развития познавательной и личностной сферы      учащихся.   Задачи: развивать творчес...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Индивидуальный план самообразования

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для ...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразованияна 2011 - 2016 год учителя математики и информатикиТема самообразования «Тест как одна из форм контроля знаний, умений, навыков»...