РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ДОМРА ТРЕХСТРУННАЯ (допрофессиональная подготовка)
рабочая программа по музыке на тему

Павлова Татьяна Николаевна

Для учащихся 6 класса. Срок реализации- 1 год. Возраст обучающихся 14-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass_pavlova.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

                  Управление культуры и организации досуга населения мэрии г.Ульяновска

     Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образования детей

Детская школа искусств № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ

ДОМРА ТРЕХСТРУННАЯ

(допрофессиональная подготовка)

Срок реализации программы – 1 год

Общее количество часов:

72 часа в год,  2 часа в неделю  

         

СОГЛАСОВАНО:                                                                       Составитель: Т.Н.Павлова

Методический отдел                                                                            

по учебным заведениям                                                        

культуры и искусства                            

Ульяновской области                    

______________Н.Н. Аблакова

“____”_______________20__г.

                                           

г. Ульяновск                                                                                                                          2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                         1.  Пояснительная записка

                              2.  Содержание программы

    3.  Методическое обеспечени

                              4.  Список использованной литературы

                                 1 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Программа разработана на основе примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент: Домра трехструнная» (Москва 2003 год). Программа разработана на базе методического кабинета г. Москвы. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна. Актуальность. Педагогическая целесообразность.

В последнее время существенно изменились условия деятельности детских школ искусств.

Неоднородность контингента учащихся по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей усложняет процесс освоения имеющихся традиционных образовательных программ. Появилась необходимость во введении учебных планов нового поколения в образовательный процесс ДШИ и создание новых форм организации учебного процесса.

Данная программа отражает новый дифференцированный подход к обучению учащихся, соответствующий их индивидуальным способностям и направлена на формирование и развитие основных исполнительских навыков, а также, на  музыкально-художественное развитие детей с помощью специально подобранных приемов и принципов.

Программа разработана для для детей, желающих поступить в среднее музыкальное учебное заведение (допрофессиональное обучение).

        Цели и задачи.

Изучение данной программы направлено на достижение следующих целей:

  1. Закрепление знаний, умений, навыков, необходимых для игры на домре;
  1. развитие познавательных интересов и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний;
  1. воспитание настойчивости, усидчивости в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего освоения инструмента;
  1. использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение рационального культурного досуга в кругу семьи, друзей.
  1. допрофессиональная подготовка одаренных учащихся

Возраст детей

Возраст детей –  14-15 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения: 6 класс (для профессионально ориентированных учащихся).

Шестой год обучения на рассчитан на учащихся, обладающих профессиональными данными, но еще не имеющих возможности поступить в среднее музыкальное учебное заведение. Основной задачей обучения в 6 классе является подготовка для поступления  в среднее специальное учебное заведение, закрепление ранее полученных знаний и навыков.

Формы и режим занятий

    Обязательным условием занятий является наличие музыкального инструмента, аккуратное посещение занятий и выполнение домашнего задания.        

              Основной формой организации обучения является урок (индивидуальная форма обучения), проводимый два раза в неделю по 40 минут.

              Целью урока является усвоение и закрепление учеником суммы знаний, исполнительских навыков, организация и развитие его музыкального мышления, формирование эмоциональной и волевой сфер его психики и деятельности на конкретном музыкально-педагогическом материале.

         В содержание программы включен материал, на основе изучения которого учащиеся овладеют знаниями об инструменте, умениями, навыками и способами деятельности, предусмотренными требованиями к уровню подготовки учащихся: учебно-исполнительской, учебно-теоретической, творческой, культурно-просветительской.

Для овладения учащимися теоретическими знаниями используются преимущественно следующие методы обучения:

 -  показ на инструменте,

 - объяснение музыкальной грамоты, стилевых, жанровых особенностей изучаемого материала и т.д.

Формы организации учебно-теоретической деятельности -  урок с устным объяснением.

Освоение специальных практических умений (грамотно разбирать и исполнять нотный текст, владение различными приёмами игры и т.д.) используются такие методы обучения, как дидактическая игра (начальный период обучения), коллективная игра (с начинающими – преимущественно с преподавателем, со второго класса – с учащимися), показ на инструменте.

Формами организации учебно-исполнительской деятельности являются урок, концерт, конкурс.

Овладению специальными умениями способствуют специальные занятия по выполнению практических заданий, на основе которых формируются практические умения: умения самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения различных жанров и направлений, читать с листа, играть в ансамбле, владеть навыками подбора по слуху. Достижению оптимального уровня развития способностей учащихся способствует дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Он выражается в предоставлении выбора уровня сложности музыкальных произведений для учащихся и темпа их освоения. Произведения для освоения учащимися специальными умениями, в соответствии с их потенциальными способностями и возможностями, подобраны трёх уровней сложности.

Для практических занятий используются вариативные методы: в зависимости от творческих возможностей учащихся применяются репродуктивные задания и задания творческого характера: на импровизацию, подбора по слуху, транспонирование.

Учебный материал внутри каждого из разделов концентрируется в темы вокруг ведущих дидактических единиц содержания, выстраивается в строгой, логической последовательности.

Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися теоретическими знаниями, специальными практическими умениями и видами деятельности – учебно-исполнительской, учебно-теоретической, творческой, культурно-просветительской, которые позволят учащимся успешно осваивать программу повышенного уровня (допрофессиональную).

Формы организации учебной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями, и уровнем сформированности теоретических знаний, специальных умений и творческих способностей учащихся. Предпочтение отдаётся следующим формам работы:

самостоятельная работа над теоретическим или практическим материалом по индивидуальным заданиям;

публичное исполнение.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы учащиеся:

  1. освоят теоретические знания: нотную грамоту, специальную терминологию;
  1. овладеют специальными умениями и навыками: самостоятельно и грамотно, выразительно исполнять на домре  произведения различных жанров и стилей, коллективной игры, читать с листа и т.д.;
  1. овладеют видами деятельности:

-учебно-исполнительской: сольной и в ансамбле;

-учебно-теоретической: умение разбирать и разучивать произведения различных жанров и направлений;

-творческой: подбирать по слуху мелодии, транспонировать, сочинять;

-культурно-просветительской: играть в кругу семьи и на различных концертных площадках.

       4. продолжат обучение в среднем музыкальном учебном  заведении.

 

Формы подведения итогов.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

  1. система теоретических знаний;
  1. специальные практические умения и навыки;
  1. виды деятельности: учебно-исполнительская, учебно-теоретическая, творческая, культурно-просветительская.

Для проведения оценивания по вышеуказанным компонентам разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

Формы контроля – зачеты, академические концерты, контрольные прослушивания, переводные зачеты. Проверка технической подготовки учащихся (гаммы, этюды), а также чтение нот с листа, знание музыкальной терминологии осуществляются на техническом зачете в III четверти.

Экзамены проводятся в соответствии с учебными планами.

Учащиеся допрофессионального класса выступают с исполнением произведений выпускных программ в течение учебного года на специально организованном прослушивании. На итоговом выпускном экзамене исполняются четыре произведения различных жанров и форм.

Результаты обсуждения выступлений на зачетах, контрольных прослушиваниях, выпускных экзаменах заносятся в индивидуальный план ученика.

Педагог выбирает репертуар для итогового экзамена учащихся соответственно требованиям среднего музыкального учебного заведения. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на переводных и выпускных экзаменах. Основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведений

      В конце 6 класса  - итоговый экзамен. Его цель – определить степень подготовки учащихся для продолжения обучения в среднем музыкальном учебном  заведении.

Критерии оценки:

-Грамотное и осмысленное исполнение произведения.

-Эмоциональность исполнения, умение «слушать себя».

-Техническая оснащенность.

-Умение играть без остановок, выдержка.

-Организация игрового аппарата.

-Уровень подготовки программы.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Шестой класс

Содержание и виды работы

VI

1. Беседы о музыке. Прослушивание музыкальных произведений в исполнении преподавателя.

4

2. Организация игрового аппарата.

4

3. Формирование творческих навыков (игра в ансамбле, чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, музицирование, игра в ансамбле с преподавателем).

4

4. Работа над техникой: упражнения, гаммы, этюды.

16

5. Работа над педагогическим репертуаром: крупная форма (полифония, крупная форма, обработки народной и танцевальной музыки), пьесы.

42

6. Концертно-досуговая деятельность.

2

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ЗА НЕДЕЛЮ

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ЗА ГОД

72

Допрофессиональная подготовка

1.Знакомство с творчеством исполнителей на домре -4часа.

2. Корректировка посадки домриста, корректировка постановки правой руки, корректировка постановки левой руки-4 часа.

3. Штрихи легато, нон легато,стаккато, маркато. Натуральные, искусственные флажолеты, пиццикато, 3х-звучные аккорды, игра в ансамбле, чтение с листа. Задания на самостоятельную интерпретацию произведений и подбор репертуара-4 часа.

4.Закрепление позиций. Мажорные и минорные двухоктавные гаммы,тонические трезвучия и D7 с обращениями  в них.  

         Хроматические гаммы от всех звуков.

В течение года ученик должен освоить:

         - технический материал и элементы красочных приёмов игры на домре из произведений В.Дителя, А.Цыганкова (по выбору).

         - совершенствование исполнения мелизмов.

         - 2 этюда.

         Ритмические группировки от дуоли до октоли.-12 часов.

5. Динамика, агогика, работа над образом, форма и цельность произведения.

 1-2 произведения крупной формы, 5-6 пьес различного характера, включая ансамбли. Соната,сонатина-42 часа.

На итоговом экзамене исполняются: 2 разнохарактерные пьесы, произведение крупной формы,обработка народного танца или мелодии.

Подготовка способных учащихся к поступлению в средние профессиональные музыкальные учебные заведения. Работа над программой, соответствующей требованиям приемных экзаменов.

6.Концертная деятельность: тематические концерты, классные концерты-2 часа.

Примерные программы выпускных экзаменов

ШЕСТОЙ ГОД  ОБУЧЕНИЯ

( ранняя профессиональная ориентация )

1.  И.Линике. Маленькая соната

     А.Аренский. Незабудка

     Русская народная песня«По улице не ходила, не пойду», обр.В.Лаптева

2. В.А.Моцарт. Маленькая ночная серенада

    П.Чайковский. Подснежник

    Русская народная песня «Коробейники»,обр.В.Дителя

3. В.Панин. Детский концерт

    К.В.Глюк. Мелодия

    А.Цыганков. Гусляр и Скоморох

Требования к уровню подготовки выпускника

Выпускник должен знать: основы музыкальной грамоты, устройство домры,  весь диапазон строя домры, гаммы и термины в объеме пройденного материала, историю возникновения домры и имена  выдающихся деятелей домры.

Выпускник должен уметь: настроить домру, самостоятельно и правильно разобрать и выучить произведение соответствующего уровня сложности, используя всю палитру темброво-динамических красок инструмента, подобрать по слуху мелодию, читать с листа пьесы различного характера, исполнять произведения выпускной экзаменационной программы.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

I – Техническое развитие

       Этюды

       Специальные упражнения

II – Работа над произведениями различных жанров и направлений.

Во I разделе – систематическая работа над овладением основными техническими приемами игры на домре.

Форма: показ, объяснение.

В II разделе – использование различного, интересного для учащихся развивающего материала высокохудожественных произведений.

Формы: объяснение, показ, прослушивание записей.

Основные методы учебно-воспитательной работы:

- объяснение с показом;

- ансамблевый (на начальном этапе с преподавателем);

- аналитический (прослушивание собственных записей; игры друг друга; мастеров домрового исполнительства);

- участие в различных конкурсах, фестивалях;

- публичные выступления всех детей на различных площадках школы, города, области.

В классе должны быть следующие условия:

- инструменты, соответствующие физическим данным всех учащихся;

- стулья, подставки для ног;

- наглядные пособия с обозначениями динамики, длительностей нот, пауз, ритмическими рисунками, музыкальными терминами.

 

4. Список литературы

  1. Александров А. Школа игры на трёхструнной домре. М.,1990
  2. Альбом для детей. Вып.1 /Составитель В.Евдокимов .М.,1986
  3. Альбом для детей. Вып.2 /Составитель Л.Демченко.М.,1988
  4. Альбом для детей и юношества /Составитель А.Цыганков. М.,1996
  5. Альбом для юношества. Вып.1 /СоставительВ.Круглов.М.,1984
  6. Альбом для юношества. Вып.2 /Составитель В. круглов. М.,1985
  7. Альбом для юношества. Вып.3 /Составитель В. Чунин.М.,1987
  8. Альбом для юношества. Вып.4 /Составитель А.Лачинов.М.,1989
  9. Ансамбли для русских народных инструментов /Составитель И.Дьяконова.    М.,1995
  10. Бейгельман Л. 50 этюдов для трёхструнной домры.М.,2000
  11. Белов Р. Гаммы ,арпеджио и удражнения для трёхструнной домры.М.,1996
  12. Будашкин Н. Концерт.М.,1990
  13. Вольская Т.,Гареева И.Технология исполнения красочных приёмов игры на домре.Екатеренбург ,1995
  14. Городовская В. Новые сочинения для трёхструнной домры.М.,1996
  15. Зверев А. Сборник пьес для трёхструнной домры.СПб.,1998
  16. Камалдинов Г. Пьесы и этюды.М.,1983
  17. Концертные пьесы. Вып.7.М.,1975
  18. Концертные пьесы. Вып.8.М.,1980
  19. Концертные пьесы. Вып.16.М.,
  20. Концертные пьесы. Вып.17. /Составитель В.Чунин.М.,1989
  21. Концертные пьесы. Вып.18.
  22. Концертные пьесы. Вып.19.
  23. Концертный репертуар. Вып.3 /СоставительА.Цыганков.М.,1984
  24. Концертный репертуар. Вып.5 /СоставительА.Цыганков.М.,1991
  25. Лёгкие пьесы. Вып.5 /СоставительА.Лачинов.М.,1961
  26. Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ. Вып.1 /Составители А.Александров и Е.Климов.М., 1973
  27. Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ Вып.4 /Составитель А.Александров.М.,1981
  28. Пильщиков А. Этюды.М.,1980
  29. Пьесы. /Составитель И.Шитенков.Л.,1985
  30. Пьесы для ансамбля домр /Составитель Г.Гинтова.Л.,1990
  31. Пьесы для ансамбля малых домр .В.Городовская. /Составитель Г.Тарасова. М.,1999
  32. Репертуар домриста. Вып.13.М.,1977
  33. Репертуар домриста. Вып.21.М.,1982
  34. Репертуар домриста. Вып.23. /Составитель В.Круглов.М.,1984
  35. Репертуар домриста. Вып.25. /Составитель В.Лобов.М.,1986
  36. Репертуар домриста. Вып.28 /Составитель В.Кузнецов.М.,1989
  37. Старинные вальсы /Составитель С.Фурмин.М.,1982
  38. Хрестоматия домриста. 4-5 классДМШ  /Составитель Е.Евдокимов.М.,1990
  39. Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды.1-7 классДМШ /Составитель В.Чунин. М.,1994
  40. Хрестоматия домриста. 1 курс музыкальных училищ /Составитель А.Лачинов. М.,1965
  41. Хрестоматия домриста.1-2 курс музыкальных училищ /Составитель В.Чунин. М.,1985
  42. Хрестоматия домриста.3-4 курс музыкальных училищ /Составитель В.Чунин. М.,1985
  43. Хрестоматия домриста. Старшие классы /Составитель И.Дьяконова .М.,1997
  44. Цыганков А. Избранные произведения для трёхструнной домры.М.,1982
  45. Цыганков А. Избранные произведения для трёхструнной домры.М.,1995
  46. Чунин В. Школа игры на трёхструнной домре.М.,1986
  47. Этюды для трёхструнной домры .Вып.1 /Составитель Е.Климов М.,1965
  48. Юный домрист. /Составитель И.Фоченко.Л.,1987
  49. Юный домрист. /Составитель Н.Бурдыкина.М.,1999
  50. Пьесы татарских композиторов для домры и фортепиано./Составитель Р.Ф. Амерханова-Халитова.К.,2002
  51. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано.С-П.2002
  52. В.Просолупов.Этюды для трехструнной домры.М.,2004
  53. Хрестоматия домриста.В3-х частях. Составитель Н.Бурдыкина.М.,2005
  54. Азбука домриста.В 2-х частях./Составитель И.Г.Дьяконова.М.2004


Список использованной литературы

  1. Т.Вольская,И.Гареева Технология исполнения красочных приёмов игры на домре. Екатеринбург,1995
  2. В.Чунин Школа игры на трёхструнной домре. М., 1986
  3. Т.Вольская, М.Уляшкин Школа мастерства домриста. Екатеринбург,1996
  4. В.Круглов Искусство игры на трхструнной домре.М.,2001
  5. А.Александров Способы извлечения звука,приёмы игры и штрихи на домре.М.,1975
  6. А.Александров Школа игры на трёхструнной домре.М.,1988
  7. А.Илюхин Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах.Вып.2-М.,1971

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Специальность домра"

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры С...

Рабочая программа "Ансамбль. Инструмент домра"

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры С...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

Рабочая программа по предмету "Профессиональная подготовка (Рабочий зеленого хозяйства) 1 курс (10 класс)"

Рабочая программа  «Профессиональная подготовка (Рабочий зелёного хозяйства) 1 курс» адресована обучающимся 10 класса  КУ «Нефтеюганская коррекционная школа-интернат VIII вида». Програм...

Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4

Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4. Срок реализации 5 лет. Возраст детей от 8 до 13 лет. Программа содержит пояснительную записку,требов...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...