Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе
статья по теме

Вера Николаевна Катамахина

Обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsii_v_obuchenii.doc533 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических инновационных разработок

«Марафон учебных предметов»

Номинация конкурса: «Инновации в обучении»

Инновационный проект:

Информационно-коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению

русского языка и литературы

Автор: Катамахина Вера Николаевна

МОУ СОШ №8, учитель русского языка и литературы

г. Каменск - Шахтинский

2010г

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения значимости тех из них, которые формируют практические навыки получения и анализа  информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт выбора и деятельности. Таким образом, возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе использования современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Информационные технологии,  не только облегчают доступ к знаниям, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, когда ученик – активный и равноправный участник образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий позволяет активизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

         Исходя из этого, считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. В 2006 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Технологии создания электронных учебно-методических комплектов к уроку», познакомилась со статьями, разработками, информацией на сайтах Интернета, наработала свой опыт использования ИКТ на уроках русского языка и литературы. В 2007 году приступила к апробации проекта «Информационно-коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».  

Цель проекта:  

  •  изучение и внедрение в собственную педагогическую деятельность технологий, методов и приемов, позволяющих сделать учебный процесс увлекательнее и интереснее;
  •  повышение мотивации обучения;
  •  развития познавательной активности учащихся;
  •  стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.    

Внедрение инновационного проекта решает следующие задачи педагогической деятельности:  

  • формирование информационной культуры у учащихся, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;
  • формирование необходимости и возможности непрерывного и эффективного процесса самообразования и саморазвития для каждого человека, усидчивости и работоспособности, навыков перспективного планирования своей деятельности, самоконтроля и самооценки, как основы и гарантии постоянного возрастания его социальной значимости;
  • развитие у  школьников логического мышления, творческого и познавательного потенциала  с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария;
  • приобретение учащимися опыта сотрудничества, в том числе и с взрослыми, воспитание уважительного отношения к результатам труда других людей;

Основные направления образовательной деятельности:

  • использование инновационных технологий, методов, приемов, позволяющих разнообразить процесс обучения;
  • повышение познавательной и учебной мотивации учащихся к предметам гуманитарного цикла;
  • развитие мышления, внимания, творческих способностей обучающихся.

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм, уроки  c ИКТ оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.   При внедрении инновационного проекта использую следующие приемы компьютерных технологий:

1. Компьютерные тесты. Свою деятельность всегда ориентирую на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки учеников. Несколько лет назад, когда формы выпускных экзаменов стали разнообразными и появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей выполнять тестовые задания. Компьютер помог решить эту задачу. При проведении уроков использую СD - диски 1С: Репетитор. Тесты по Орфографии и Пунктуации. Оригинальная, специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогает избежать ошибок в дальнейшем.  Тесты адресованы школьникам старших классов, абитуриентам, студентам, а также всем, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

2. Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов. В процессе обучения русскому языку вместе с учениками традиционно обращаемся к различной справочной литературе: энциклопедиям, словарям, хрестоматиям и т.п. Основным ее источником перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. Объемы размещенной там информации значительно превышают объемы печатных изданий. В Интернете множество сайтов, на которых можно найти любой текст. Кроме этого использую в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи, форумы. На уроках пользуюсь такими электронными учебниками, как «Школьный курс русского языка», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др., а также различными электронными словарями. Например, Толковый словарь В.И. Даля. Уникальная поисковая система осуществляет поиск по заголовкам статей, по выделенным словам, система перекрестных ссылок позволяет найти толкование упоминаемых слов.

Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать полученные знания;
  • психологически настроить на атмосферу экзамена;
  • сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности;
  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности; самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.        

3. Создание мультимедийных презентаций. Создание мультимедийных презентаций, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности. Мультимедийные презентации использую для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации, диаграммы. Уместно применение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д. Ученики (самостоятельно или в группе) готовят презентации для сопровождения собственного доклада.

При демонстрации слайдов управляю темпом подачи материала, акцентирую внимания учащихся на наиболее важных моментах, разъясняю непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. Таким образом, формируется учебно-информационные умения и навыки.

В моей методической копилке имеются презентации по литературе:  «Адресаты любовной лирики Лермонтова», «Жизнь и творчество А.П.Чехова», «Основные мотивы лирики Лермонтова», «Какие женщины вдохновляли С.Есенина», «Семья Фёдора Ивановича Тютчева», «Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество», «Литературные места России», «Отравленные души, загубленные души. По рассказу «Морфий» М.А.Булгакова», «Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество», «Правда в пьесе М.Горького «На дне» и другие.

Подготовлены презентации по русскому языку: «Обобщающие слова при однородных членах», «Односоставные предложения», «Вводные слова», «Фразеологизмы», «Синтаксис и пунктуация», «Культура речи и языковые нормы», «Словарные слова», «Текст и его построение» и другие.

4. Творческие задания. Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц),  научно-исследовательских работ.

5. Дидактические материалы.  Владея информационно-коммуникационными технологиями, имею возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации.

При работе с репродукциями, портретами и фотоматериалами, компьютерные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, что позволяет организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

        6. Работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher) Работа с программой Microsoft Publisher  позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д.

7. Проекты. Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Технологией проектирования должны овладеть практически все ученики.

Во-первых, метод проектов позволяет учащимся планировать собственную работу, с помощью компьютерной презентации  представить и оценить результат своей деятельности.

Во-вторых, чаще всего это работа в группе, что дает возможность научиться сотрудничеству.

В-третьих, составление проекта с использованием ИКТ предполагает у школьников наличие информационной культуры (отбор, обработка, анализ и продуктивное использование информации).  

8. Использование интерактивной доски. В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными?

Интерактивные доски похожи на обыкновенные, но в то же время они помогают использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.

Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.

Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из Интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта.

Интерактивные доски позволяют создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретный класс, под конкретные задачи, поставленные на уроке.  

Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее,

принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными,

выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.

Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.

Основные способы использования интерактивных досок.

1.  Делать пометки и записи, поверх выводимых на экран изображений. (Использую данную форму на уроках русского языка, например, при разборе сложных синтаксических конструкций, когда предложение очень объёмно и его запись занимает много времени на уроке. Заранее подготовив материал на интерактивной доске, напечатав на странице предложение, веду разбор данного предложения на уроке. При коллективной работе можно выделять разными цветами грамматическую основу, средства связи в предложении, отмечать границы предложений, чертить схему. Все изменения, сделанные в документе, не сохраняются, поэтому его можно использовать на уроках в других классах)

2.  Совместная работа над документами, таблицами или изображениями (Например, на уроке может быть спроецирована таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется)

3.  Управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) Эту форму можно использовать в работе с электронными учебными пособиями.  

4.  Использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.

 

 

5.  Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски.  (Эту форму можно использовать на уроках русского языка с деформированным текстом. В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и их исправить).  

6.  Изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок

7.  Сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет

8.  Сохраненные во время урока записи можно передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради

9.  Демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса.  (Один учащийся может сделать домашнюю работу на компьютере, а на уроке она проверяется всеми, и ребята сверяют свои записи с работой данного учащегося. Это повышает наглядность при проверке домашнего задания на уроке)  

10.  Демонстрация учебных видеороликов (Особенно эту форму интересно использовать при организации проектной деятельности, а также при просмотре экранизаций литературных произведений).

11. Создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши

12. Создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях.

В процессе этой деятельности успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, технология ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения).

Использование компьютерных технологий:

– повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

– повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;

– осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

– обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

– улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

– повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;

– расширяет объём предъявляемой учебной информации.

Данный инновационный проект реализую в течение трёх лет, что дает положительные результаты. Уроки наполняются новым содержанием. Развивается творческий подход к деятельности. Формируется информационная культура. Вырабатываются навыки рациональной работы с компьютерными программами.  Меняется отношение учащихся к предмету, они проявляют творчество, любознательность, инициативу в решении предлагаемых задач, уверенно высказывают своё мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, умело используют полученные умения. За последние три учебных года прослеживается динамика повышения качества успеваемости учащихся по русскому языку и литературе. Так,  средний балл результатов ЕГЭ по русскому языку в школе (в2009 году) - 65,28. Это на 6,38 баллов больше, чем среднегородской, на 7,98 больше, чем региональный средний балл и на 8,88 больше, чем общероссийский. 26% выпускников набрали на ЕГЭ по русскому языку более 70 баллов.  

Рост качества знаний и степень обученности обусловлены активным использованием на уроках информационно - коммуникационных технологий.

Опыт моей деятельности обобщался и был отмечен в масштабах города. Так в 2009 году стала лауреатом в городском конкурсе «Использование информационных технологий в преподавании учебных предметов».

Разработки моих уроков с использованием ИКТ размещены на сайте «Сеть творческих учителей».

В дальнейшей педагогической деятельности планирую продолжить работу по реализации данного инновационного проекта. Предстоит еще большая работа по внедрению в образовательный процесс новых, в том числе и дистанционных технологий обучения: углубление знаний по техническому редактированию, создание собственных дистанционных курсов, что позволит решить ряд возникающих проблем при обучении детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии и предметах научно-естественного цикла

Данная статья предназначена для педагогов, активно использующих ИКТ технологии на уроках биологии и предметах научно-естественного цикла. Несколько лет назад я участвовала в пятом городском фестивале ...

Статья "Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании биологии и географии: из опыта работы"

Данная статья показывает работу современного учителя, тесно связанную с информационными технологиями.  На конкретных примерах автор показывает, что их использование открывает новые возможн...

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Факторы формирования готовности учителей к использованию средств и методов информатизации образования...

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках физической культуры.

Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.Специфика каждого предмет...

статья на тему Информационно-коммуникационные технологии как составляющая учебного процесса

статья на темуИнформационно-коммуникационные технологии как составляющая учебного процессаАвтор: Куприянова Ю.Д....

Тема. «Роль современных информационных коммуникационных технологий в организации учебного процесса на уроках физики»

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам...

«Роль современных информационных коммуникационных технологий в организации учебного процесса на уроках физики»

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам...