Главные вкладки

    Выступление на РМО учителей технологии
    статья на тему

                              Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым  учеником 5-9 класса ежегодно. Я начал применять проектную деятельность на уроках технологии с 2005 года, с того же года применяю ее и во внеурочной деятельности.   В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx19.64 КБ
    PDF icon spravka.pdf250.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

    «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    «Расскажи - и я забуду,

    Покажи  – и я запомню,

    Дай попробовать – и я пойму»

    Китайская пословица.

    Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым  учеником 5-9 класса ежегодно. Я начал применять проектную деятельность на уроках технологии с 2005 года, с того же года применяю ее и во внеурочной деятельности.   В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.

    Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект -это «бросок мыслью в будущее». Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - «конечный продукт в уме», то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план.

    Проектная деятельность - это не новое явление в педагогике. Он применялся в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.

    Считаю, что основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся. Суть проектной деятельности заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

    Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося. Привлекает атмосфера делового сотрудничества - учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он способен выполнить самостоятельно.  Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

    Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы. На первом занятии объясняю учащимся, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.

    При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

    • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
    • интерес к проблеме;
    • практическая направленность и значимость проекта;
    • творческая постановка задачи;
    • практическая осуществимость проекта.

    В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.

    На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.

    К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

    Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм. По содержанию она включает ("Школа и производство", 2001, №1):

    1.      Титульный лист.

    2.      Оглавление.

    3.      Введение.

    4.      Главы основной части:

    Глава 1. Конструкция изделия.

    Глава 2. Технология изготовления.

    Глава 3. Экономическое обоснование проекта.

    Глава 4. Экологическая оценка проекта.

    5.      Заключение.

    6.      Библиографический список использованной литературы.

    7.      Приложения.

    О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Также заранее до учеников должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Я до учеников эти сведения довожу на первом занятии по выполнению творческого проекта.

    Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем технологию изготовления. При необходимости вносим поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.

    Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.

    В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.

    Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом, появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.

    Убежден, что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректным.

    При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что обучающиеся должны обладать знаниями по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования. Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области «Технология» и, в частности, при выполнении творческого проекта.

    Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

    1. Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта.
    2. Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).
    3. Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
    4. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

    . Проект - это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

    Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на МО учителей технологии "Вегетарианство"

    Выступление на МО учителей технологии г. Новомосковска Тульской области...

    Выступление на семинаре учителя технологии Берчука Юрия Георгиевича по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

    Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическ...

    Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»

    Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»...

    Выступление на РМО учителей технологии "Использование интернет ресурсов в самообразовании и в преподавании предмета "Технология"

    Выступление на РМО учителей технологии "Использование интернет ресурсов в самообразовании и в преподавании предмета "Технология"...

    Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"

    Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"...

    Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми" часть 2

    Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"...

    Выступление на РМО учителей технологии «Работа над созданием и поддержкой информационного пространства в сети интернет»

    Выступление на РМО учителей технологии «Работа над созданием и поддержкой информационного пространства  в сети интернет»...