Методическая разработка. Раздел программы "Словообразование. Орфография".
методическая разработка на тему

Валузина Наталья Васильевна

Обобщение опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_uroka_russkogo_yazyka_2.pptx249.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Методическая разработка РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ «Словообразование. Орфография». Выполнила: учитель русского языка Валузина Наталья Васильевна

Слайд 2

Пояснительная записка. Одним из важнейших разделов, изучаемых в 6 классе, является «Словообразование. Орфография». Для методической разработки выбран этот раздел, так как он является ключевым в изучении орфографии и содержит систему понятий из области морфемики и словообразования; сведения об орфографии ; перечень видов орфограмм по данной теме. 2

Слайд 3

Цели раздела: а) познавательные: 1) Формировать у учащихся знания о структуре слов. 2) Дать представление об основных способах образования слов в русском языке. 3) Совершенствовать умение производить морфемный и словообразовательный разборы слова. 4) Формировать умения учитывать значение морфем при выборе их правильного написания. б) развивающие : 1) Развивать логическое мышление, умение анализировать. 2) Обучать школьников связно излагать свои мысли в устной или письменной форме. в) воспитательные: 1) Воспитывать интерес к изучению предмета. 2) Воспитание учащихся средствами данного предмета. 3

Слайд 4

Психолого-педагогическая характеристика Для учащихся 5-6 классов характерно обращение к своему внутреннему миру – у них начинает развиваться потребность в осознании своих личных качеств. Большое место в жизни младшего подростка занимает игровая деятельность. Этот возраст отличается повышенной эмоциональностью и возбудимостью, любознательностью и активностью. В мышлении преобладают наглядно-образный и практически действенный компоненты. Эти факторы учитываются мной при подготовке и проведении уроков в 6 классе. 4

Слайд 5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ Учащиеся должны знать - условия выбора написания корней с чередованием гласных; - лексическое значение корней с чередующимися гласными; - условия выбора букв ы и и после приставок на согласные; - о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от их значения; - основные способы образования слов в русском языке; - об этимологических словарях, особенностях построения в них словарных статей; - об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о и е. - о видах сложносокращенных слов по способу их образования. Учащиеся должны уметь 5 - определять условия выбора о и а в корнях с чередованием; - правильно применять правило «Буквы ы и и после приставок»; - различать значения и правописание слов с приставками пре- и при- ; - определять способ образования слов; - пользоваться этимологическими словарями для определения истинного значения слова, состава и способа его образования; - верно выбирать соединительные гласные о и е в сложных словах; - определять лексическое значение сложносокращенных слов, правильно употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени .

Слайд 6

Обоснование использования технологий, методов, форм организации деятельности учащихся На своих уроках я использую разные методы обучения. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый. По источнику получения знаний: словесные методы; наглядные методы; практические методы . Формирую у учащихся умение работать с учебником, дополнительной литературой, таблицами и опорными конспектами.. Для стимуляции интереса к предмету включаю в содержание уроков познавательные игры, опорные конспекты, занимательные задания; использую различные формы учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, групповую. На уроках стараюсь поддерживать доброжелательную атмосферу сотрудничества, создавать условия для творчества и самореализации личности, использую личностно-ориентированный подход. 6

Слайд 7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Использование методики В.Ф. Шаталова по работе с опорными сигналами. Функции опорных сигналов: 1)Обеспечивают логически последовательное раскрытие темы. 2) Осуществляют обратную связь на этапе первичного объяснения материала. 3) Упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку. 4) Позволяют резко увеличить объем изучаемого на уроке материала. 5) Снимают проблему накопляемости оценок. 6) Приучают детей к художественной образности и графическому моделированию. И ГРАТЬ РАЗ Ы ГРАТЬ меж институтский СВЕРХ ИНТЕРЕСНЫЙ ПРИ- ПРИСОЕДИНЕНИЕ . . . ПРИБЛИЖЕНИЕ . . . БЛИЗОСТЬ . . . НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ . . . ПРЕ- ≈ ПЕРЕ- . . . ≈ ОЧЕНЬ . . . ПР…ТВОРИЛ МЕЧТУ ЗНАЧЕНИЕ ПР…ТВОРИЛ ДВЕРЬ ПРИОБРЕСТИ СЛОВАРь ПРЕОДОЛЕТЬ 7

Слайд 8

проблемное обучение. метод обучения – исследовательский. Например, при изучении чередований гласных в корнях используется лингвистическая задача со следующими заданиями: Выразительно прочитайте текст К.Г. Паустовского. Что нового вы узнали о заре и зарнице? Какие знания нам необходимы для правильного написания этих слов? С какими трудностями мы можем столкнуться при лексическом и орфографическом анализе текста? Составьте словообразовательное гнездо с данным корнем(воспользуйтесь словарем). 8

Слайд 9

Применение информационных технологий . Использование образовательного комплекса под редакцией О.И. Руденко-Моргун «Русский язык. Морфология. Орфография» для проведения урока «Словообразование». Русский язык 6 класс. Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. Уроки русского языка 5-6 классы. Мультимедийное приложение издательства «Глобус». 9

Слайд 10

Поурочное планирование по разделу № Тема Тип урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 10 № Тема Кол. часов Тип урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 Повторение изученного в 5 классе Чередование гласных в корне Буквы О-А в корне КОС-КАС Буквы О-А в корне ГОР-ГАР Буквы О-А в корне ГОР-ГАР Буквы О-А в корне ЗОР-ЗАР Чередование гласных в корне слова Контрольный диктант Буквы Ы-И после приставок Гласные в приставках ПРЕ и П РИ Гласные в приставках ПРЕ и П РИ Гласные в приставках ПРЕ и П РИ 2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Уроки повторения Урок повторения Урок – ознакомление с новым материалом Комбинированный урок Комбинированный урок Урок-исследование Урок обобщающего повторения Урок проверки знаний и умений Урок – ознакомление с новым материалом Комбинированный урок Комбинированный урок Урок-исследование

Слайд 11

№ Тема Кол. часов Тип урока 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Гласные в приставках ПРЕ и П РИ Гласные в приставках ПРЕ и П РИ Основные способы образования слов в русском языке Основные способы образования слов в русском языке Этимология слов Соединительные О-Е в сложных словах Сложносокращенные слова Разбор слова по составу и словообразовательный разбор Тестирование по теме «Словообразование» Повторение изученного по теме «Словообразование» Контрольный диктант Анализ диктанта, работа над ошибками 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Комбинированный урок Урок-зачет Урок - ознакомление с новым материалом Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Урок-зачет Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки знаний и умений 11

Слайд 12

Разработка урока Тема урока «Чередование гласных в корне слова». Класс 6 «А» Тип урока : урок обобщения изученного материала. Цели урока : ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: 1 . Систематизировать знания по теме «Чередование гласных в корнях». Развивающие : 1.Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности. 2.Отрабратывать навыки устной речи, публичных выступлений. Воспитательная: 1. В ОСПИТЫВАТЬ АКТИВНУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ, УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ, ЛЮБОВЬ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Оборудование и материалы к уроку : опорный конспект, учебники, тетради, мультимедиа, тесты. 12

Слайд 13

Ход урока 13 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. ОРГМОМЕНТ 0,5 минут. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Записывают число и вид работы 2. Проверка домашнего задания. 5 минут. Задача: а ктуализация знаний учащихся 1.Подготовка к восприятию темы. Лингвистическая игра «Третий лишний». (запись на доске) 1)Огорчение, гора, загорать. 2) Блестеть, сверкать, сиять. 3) Коса, коснуться, косарь. -Скажите, какие слова в строчках лишние? -Что объединяет эти слова? -Как можно сформулировать тему нашего урока? 2.Расскажите о чередовании гласных в корнях по опорному конспекту. Отгадывают третье лишнее слово. Ответ: загорать, блестеть, коснуться. Ответ: орфограмма – гласная в корнях с чередованием. Запись темы урока «Чередование гласных в корне слова». 2. Сначала по опорному конспекту рассказывает заранее подготовленный ученик, потом пересказ в парах.

Слайд 14

14 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Закрепление знаний, умений и навыков по теме 20 минут 1. Оказывается, что корней с чередованием так много, что в них недолго и запутаться. Поэтому давайте приводить наши знания в порядок. Скажите, от чего зависит правописание чередующейся гласной в корне? Ответ: от ударения, от суффикса, от согласной, которая стоит после гласной. Задача: обобщить изученное и закрепить полученные знания. Заполните таблицу в тетради следующими словами: расти, заросли, излагаю, изложить, выбираю, вымерли, загар, загорелый, расстелить, вытираю, озарять, зорька, коснуться, касаться, предлагать, предложить, росток - Сверьте выполненное задание с таблицей на экране. - В каких словах вы допустили ошибки? 2. Заполнение таблицы на доске тремя учащимися Корни, завися- щие от Корни, завися- щие от Корни, завися- щие от ударения согласного суффикса

Слайд 15

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 2. Теперь давайте тренироваться узнавать корни с чередующимися гласными. На экране цитаты из стихотворений. 1) Найдите слова, в которых встречается чередование гласных, и выпишите их. а) Красавица-зорька В небе загорелась.( А.Кольцов). б) Руслан на мягкий мох ложится Пред умирающем огнем… (А.С.Пушкин). в) Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. (М.Ю. Лермонтов ). Сверьте выполненное задание с текстом на экране. Ученики выписывают слова с чередующимися гласными в корне. Ученики сверяют выполненное задание с тестом на экране. 14

Слайд 16

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Работа по группам. Первая группа ребят составляет предложения на тему «Пожар в лесу», включая туда слова с чередующимися гласными в корне. Вторая группа составляет связный текст. 4. Проверочная работа. 12 мин. Задача: проверить знания по теме Чтобы проверить ваши знания, выполним тест (два разных по уровню сложности). Учащиеся работают с тестом. 16 Ученики выполняют творческую работу.

Слайд 17

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 5. Задание на дом 5 мин Задача: развивать творческие способности Домашнее задание предлагается одно из двух на выбор: написать сочинение по упражнению 150; 2) Написать сочинение на свободную тему, обязательное условие – использовать не менее 10 слов с чередующимися гласными в корне. Учащиеся записывают домашнее задание. 6. Итоги урока Рефлексия учащихся-2,5 мин. А сейчас давайте вспомним, чем мы занимались на уроке Для ответа нужно составить предложения по данному началу. Я вспомнил, что… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Составление предложений по данному началу. 17

Слайд 18

Опорный конспект «Чередование гласных в корнях» О А Коснуться -кос- -кас а - . . . Заг о рать загар Зори з а ря . –лож- -ла г а- . . . -рос- -ра ст - -ра щ - выращу Но! Ростов, росток отрасль ростовщик, Е И -бер- бир а - -пер- -пир а - -дер- -дир а - -тер- -тир а- -мер- -мир а - -стел- -стил а - -блест- -блист а - -жег- -жиг а - -чет- -чит а 18

Слайд 19

Проверочные работы. 1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) предл..жение, слаг..емое, изл..жение, дол..жить 2) возл..гать, предл..гать, предпол..гаемый, пол..гать 3) изл..гать, сл..жить, распол..жение, предпол..гать 4) прил..жение, ул..жить, пол..жение, разл..жить 2. В каком ряду во всех словах пропущена буква О? 1) выр..сли, подр..сли, выр..щенный, отр..стать; 2) р..стение, разр..стаются, обр..стать, р..стущий 3) зар..сло, прор..сли, пор..сль, отр..сль 4) зр..сли, р..сток, р..стовщик, недор..сль 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) к..саться, к..саемся, соприк..саться, при..косновение 2) прик..сается, к..сание, к..снитесь, неприк..сновенный 3) прик..сайтесь, к..сательная, к..саюсь, соприк..саешься 4) к..снуться, прик..снешься, к..снись, соприк..снуться 4. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание 2) возг..рание, к..снуться, прил..жение, отр..слевой 3) з..рница, оз..рение, з..ря, оз..ренный 4) з..рька, предл..гать, нар..щение, прик..сновение. 5. В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1) уб..рать, нат..рание, прид..раться, расст..лить 2) зам..рание, оп..раться, прот..рать, соб..раться 3) расст..латься, выт..рать, выт..реть, уд..ру. 6. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е? расст...ливший, прот...рать, приб…русь, выд…рнуть 2) соб...ру, прид ...русь, зам..реть, неразб…риха 3) отп…рать, …рание, отт...реть, подст…лить. Тесты. 1.Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква а) выр..сти , прил..гать, дог..реть б) оз..рить, дог..реть, прик..сновение в)р..сточек, г..рение, з..ренька 2.а) отп..рать, расст..лить, разб..рать б) зам..рать выч..тание, уб..рала в) зад..ру, ум..рает, расст..лить. 3. а) г..рение, з..рей, заг..рать б) прик..саться. прил..гать, прир..стать в) сл..жение, р..сток, отр..сль 2. Найдите третье лишнее слово. а) сд..рать, уб..рать, заг..рать б) прик..снуться, сл..гаемое, прик..сновение в) р..сток. р..стовщик, р..сли 4.а) приг..рел, з..ренька, выр..стает б) ор..сить, пол..жить, прик..сновение в) заж..гание, уб..рать, выд..рнул 5.а) бур..лом, зап..рли, выд..рнул б) расст..лать, сд..ру, соб..ру в) прик..саться, прил..гаю, приг..раю 19

Слайд 20

Результативность 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

В разработку входит: методическое обоснование, проект урока по истории России 9 класса, презентация....

Методическая разработка раздела "Опорно-двигательная система"

Цели, которые я ставила,  работая над данным разделом программы, обратить внимание самих учащихся на проблемы сбережения здоровья. Показать ребятам как они сами могут предохранить свой опорно-дви...

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы "Фонетика. Орфоэпия. Орфография" (10 класс)

В методической разработке  раскрыты цели, задачи, содержание раздела, программные требвания, методы и формы организации деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических и индивидуальныхосо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

   “Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строен...