Методическая разработка раздела общеобразовательной программы "Фонетика. Орфоэпия. Орфография" (10 класс)
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Новожилова Светлана Александровна

В методической разработке  раскрыты цели, задачи, содержание раздела, программные требвания, методы и формы организации деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических и индивидуальныхособенностей, представлено поурочное планирование по разделу в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов  общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

раздела общеобразовательной программы

 «Фонетика, орфоэпия, орфография»

(10 класс)

Выполнила: учитель русского языка

и литературы I категории

МБОУ Центра образования

Московского района

г. Нижнего Новгорода

Новожилова Светлана Александровна

2012 год

Данная методическая разработка представляет собой описание видов деятельности педагога и учащихся, раскрытие опыта проведения уроков, использования современных технических и информационных средств обучения при изучении раздела «Фонетика, орфоэпия, орфография» в курсе русского языка 10 класса в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

В разработке изложены цели, задачи, содержание раздела, программные требования, раскрыты методы и формы организации деятельности учащихся с учетом их психолого-педагогических и  индивидуальных особенностей, представлено поурочное планирование по разделу.

Представленный опыт работы может служить практическим руководством в работе учителю при изучении данного раздела.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

4

II. Цели, задачи, содержание раздела

«Фонетика, орфоэпия, орфография»

5

III. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

6

IV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

7

V. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.    

8

VI. Поурочное планирование по разделу

10

Заключение

12

Литература

14


I. Пояснительная записка

     Основные задачи курса русского языка в старших классах в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • закрепить и расширить знания о тексте, совершенствовать навыки конструирования текстов;
  • дать общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
  •  обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися художественного произведения через его художественно-языковую форму;
  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе (3, 3).

 Программа состоит из двух разделов:

  • материал для повторения, углубления и расширения знаний по русскому языку, полученных в 5-9 классах;
  • лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.

     Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием. Возрастает роль самостоятельной работы.

      Задания  для учащихся, как правило, носят комплексный характер, независимо от изучаемой темы. Особенностью работы по русскому языку в старших классах является обобщение всего, чему научились ранее учащиеся на уроках русского языка. Поэтому узконаправленные, сугубо тренировочные занятия по грамматике и правописанию не оправдывают себя. Главным является совершенствование речи учащихся. Работа эта должна быть органично связана с изучением литературы и строиться в неразрывном единстве с формированием личности учащихся, развитием их мышления.

       Уровень ЗУН по фонетике, графике, лексике, фразеологии, составу слова и словообразованию, грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 9 класса.

II. Цели, задачи, содержание раздела «Фонетика, орфоэпия, орфография»

     

Раздел «Фонетика, орфоэпия, орфография» изучается в курсе русского языка 10 класса  после раздела «Общие сведения о языке».    

Содержание раздела: понятие фонемы, открытого и закрытого слога, особенности русского словесного ударения, логическое ударение, роль ударения в стихотворной речи; основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики, благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство, написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии; фонетический разбор (3, 9).

     

Цель – обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии и их практическое применение.

Цель подразумевает решение следующих задач:

 

познавательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика, орфоэпия, орфография», закрепить умения и навыки соотнесения звукового и буквенного состава слова, орфоэпические навыки; познакомить с принципами русской орфографии, обобщить знания по теме «Орфограммы в корне», закрепить навыки правописания, навыки фонетического разбора слов, закрепить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах фонетики;

развивающие: развивать речевой слух и языковой вкус учащихся, умение слышать и анализировать звучащую речь, развивать орфографическую зоркость и слух; речевую и мыслительную деятельность учащихся, развивать речевую культуру, потребность в речевом самосовершенствовании, а также способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 воспитательные:  воспитывать интерес   к фактам и явлениям языка, активизировать познавательную деятельность, воспитывать бережное отношение к слову, совершенствовать культуру речи школьников, понимание необходимости сохранения чистоты русского языка как явления культуры, важности  овладения нормами русского языка как средством продолжения образования, воспитывать художественный вкус учащихся, пробуждать к восприятию жизни в художественных образах.

III. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

 Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Старшеклассники чаще задаются вопросом «почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Меняется представление об интересности предмета. Старшеклассники интересуется тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумывания.

Второй особенностью интеллектуального развития в юношестве следует считать выраженную тягу к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Появляется способность к абстрагированию, формулировке альтернативных гипотез, интеллектуальная рефлексия.

Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы, продуктивности, оригинальности.

Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта.

На специфику восприятия и освоения учебного материала влияют и особенности контингента обучающихся МОУ Центра образования.  Для многих наших учащихся вечерняя школа – это единственный выход после длительного перерыва или из-за необходимости работать продолжить свое образование и подняться на более высокий уровень. В нашу школу приходят люди с различным уровнем подготовки, с большим перерывом в учебе, со значительными пробелами в знаниях.  Времени на полноценное получение образования у них нет. Задача, стоящая перед школой, усложняется не только тем, что необходимо дать знания, но и помочь вспомнить то, что когда-то уже изучалось, помочь подготовиться к итоговой аттестации. В этих условиях очень важно запланировать работу так, чтобы наверстать упущенное в прежние годы, восстановить в памяти уже изученный материал, привести все знания в систему. Поэтому специфика обучения в вечерней школе предполагает строго продуманную систему повторения и обобщения изученного материала. Правильная организация обобщающих занятий позволяет ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся,  систематизировать и углубить знания, поставить отработку умений и навыков на более прочную теоретическую основу.

IV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

     В     результате     изучения       раздела    «Фонетика, орфоэпия, орфография»»    учащиеся      должны

знать

основные понятия по теме:

  • звуки и буквы;
  • гласные и согласные звуки;
  •  твердые и мягкие согласные звуки;
  • звонкие и глухие согласные звуки;
  • слог, понятие открытого и закрытого слога;
  • правила переноса слов;
  •  особенности русского словесного ударения;
  • гласные ударные и безударные;
  •  логическое ударение;
  • роль ударения в стихотворной речи;
  • основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке;
  •  выразительные средства русской фонетики, звукопись как изобразительное средство;
  •  орфограмма, сильная и слабая позиция звука;
  • написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии

                        уметь:

  • слышать и различать звуки;
  • различать звуки и буквы;
  • слушать и анализировать звучащую речь с точки зрения соблюдения норм произношения и ударения;
  • соблюдать нормы произношения; 
  • замечать в чужой речи и использовать в своей речевой практике выразительные средства звукового строя русского языка;
  • оценивать роль выразительных средств звукового строя русского языка;
  • пользоваться орфографическим и орфоэпическим  словарями;
  • выполнять фонетический и орфоэпический разбор слов;
  • в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме

V. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.   

 Учитывая вышеизложенные психолого-педагогические особенности обучающихся, специфику раздела и программные требования, на уроках по изучению фонетики ведущими методами обучения являются

  • метод эвристической беседы, основанный на уже имеющихся знаниях и методе наблюдения за звуковыми особенностями русской речи;
  • метод проблемного изложения;
  • частично – поисковый метод;
  • программированный опрос (использование тестовых заданий).

Безусловно, ежеурочно для закрепленияи углубления изученного материала используется практический метод. Кроме того, самостоятельная работа учащихся     организуется с использованием дифференцированных заданий (дифференциация по объёму, по степени сложности, по степени помощи). Эта работа необходима для повышения  познавательной активности учащихся, для привития интереса к предмету, для создания ситуации успеха. По мере возможности, используются также различные формы творческих заданий, различные виды диктантов (объяснительный, выборочный, творческий, т. п.).

     Формы работы: фронтальная,  индивидуальная, работа в парах, групповая.

      Центральным направлением работы является развитие речевого слуха.   Главный прием, который использует учитель, – сопоставление и дифференциация устной и письменной речи, звуков и букв (произносим, вслушиваемся, анализируем). Так, А.М. Пешковский считал, что основная задача данного раздела – узнать «природу звука, при этом «следует идти от звука к букве, а не наоборот», не решать вопрос, «как произносится та или иная буква, а только – как пишется тот или иной звук» (12, 104). Иными словами, при изучении фонетики, следует рассматривать прежде всего фонетическое явление, идти от звучания к написанию, от звука к его графическому изображению на письме.

      Используются упражнения:

  • имитационного характера, основанные на слушании и повторении образцовой, правильной речи;
  • артикуляционные и дикционные упражнения с целью овладения нормами  произношения,
  • упражнения на восприятие звучащего слова и анализ отдельных его звуков; упражнения на сопоставление звукового и буквенного состава слова. (9, 11).

Эффективно использование тренажера по орфоэпии с целью формирования, отработки и закрепления произносительных норм,  развития речевого слуха, формирования навыков контроля и самоконтроля, повышения речевой культуры школьников, подготовки  к ЕГЭ (Приложение 1)

      Усиливается практическая направленность работы, предполагающая комплексный подход: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией; анализируя фонетический, слоговой состав слова, учащиеся указывают варианты возможного переноса слова, называют орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению), традиционному (так принято писать, надо запомнить). Все это помогает выявить органическую связь фонетики с графикой, орфоэпии с орфографией.

      При изучении фонетики необходимо полнее использовать современные технические средства обучения (магнитофон, компьютер, и др)

      Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся, служат виды разбора, письменные работы, преимущественно тестового характера в целях подготовки к ЕГЭ, творческие задания по исследованию роли изобразительно-выразительных средств звукового строя языка и использованию их в своей речевой практике.


VI. Поурочное планирование по разделу

Тема

Ведущие образовательные цели

Тип урока

Ведущие   методы

1.

Фонетика. Обобщение.

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика», полученные в 5-9 классах, закрепить умения и навыки соотнесения звукового и буквенного состава слова,  закрепить навыки фонетического разбора, навыки правописания, помочь обучающимся в овладении выразительными средствами языка

Повторительно-обобщающий

Проблемное изложение

Эвристическая беседа

Частично – поисковый

Практический

Исследовательский

2

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Обобщить и углубить знания, полученные в 5-9 классах по теме «Орфоэпия», закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания

систематизация и закрепление знаний.

Эвристическая беседа на основе наблюдения над иллюстративным материалом

Практический

Программирован-ный опрос

3.

Принципы русской орфографии.

Знакомство с принципами русской орфографии, отработка и закрепление навыков правописания

Комбинирован-ный

Эвристическая беседа на основе наблюдения над иллюстративным материалом

Практический

4.

Проверочная работа «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Проверка и контроль знаний учащихся по теме «Фонетика, орфоэпия, орфография», подготовка к ЕГЭ.

            

Контроль и проверка ЗУН

Практический

Программирован-ный опрос


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение раздела «Фонетика, орфоэпия, орфография» в курсе русского языка 10 класса предполагает обобщение, систематизацию и углубление ранее приобретенных учащимися знаний по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии, усиливается практическая направленность работы, предполагающая комплексный подход, связь фонетики с графикой, орфоэпии с орфографией. Работа строится в неразрывном единстве с изучением текстов художественной литературы, формированием личности учащихся, развитием их мышления.

На специфику восприятия и освоения учебного материала оказывают  влияние возрастные особенности старшеклассников и  особенности контингента обучающихся МОУ Центра образования. Длительный перерыв в учебе, различный уровень подготовки, значительные  пробелы в знаниях, отсутствие времени на  полноценное получение образования диктуют необходимость  построить работу так, чтобы  наверстать упущенное, восстановить в памяти уже изученный материал, привести знания в систему. Поэтому специфика обучения в вечерней школе предполагает строго продуманную систему повторения и обобщения изученного материала. Правильная организация обобщающих занятий позволяет ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся,  систематизировать и углубить знания, поставить отработку умений и навыков на более прочную теоретическую основу.

С учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся, специфики раздела и программных требований на уроках по изучению фонетики ведущими методами обучения являются: метод эвристической беседы, основанный на уже имеющихся знаниях и методе наблюдения за звуковыми особенностями русской речи; метод проблемного изложения; частично – поисковый метод; программированный опрос (использование тестовых заданий). Ежеурочно для закрепления и углубления изученного материала используется практический метод. Самостоятельная работа учащихся     организуется с использованием дифференцированных заданий. Применяются различные формы творческих заданий, разные формы работы: фронтальная,  индивидуальная, работа в парах, групповая. Используются упражнения имитационного характера, основанные на слушании и повторении образцовой, правильной речи; артикуляционные и дикционные упражнения с целью овладения нормами  произношения, упражнения на восприятие звучащего слова и анализ отдельных его звуков; упражнения на сопоставление звукового и буквенного состава слова; современные технические средства обучения (магнитофон, компьютер, и др)

      Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся, служат виды разбора, письменные работы, преимущественно тестового характера в целях подготовки к ЕГЭ, творческие задания по исследованию роли изобразительно-выразительных средств звукового строя языка и использованию их в своей речевой практике.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Агапова  А.А. Ты слышишь слово (Урок обобщения знаний по теме «Фонетика» // Русский язык в школе – 2000. – № 3
  2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – Л, 1980
  3. Власенков А.И. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003
  4. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.– М.: Просвещение, 2007
  5. Гребенкина Р.Т. Изучение фонетики и графики русского языка в школе – М, 1984
  6. Золотарева И.В, Дмитриева л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс– М.: ВАКО, 2005
  7. Лекант П.А. Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь. – М.,Просвещение,  2006
  8. Львов В.В. Обучение орфоэпии на уроках русского языка// Русский язык в школе – 1983. – № 5
  9. Львов В.В. Как изучать фонетику в школе? // Русский язык в школе – 1993. – № 2
  10. Орфоэпический словарь русского языка: Призношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Рус. яз.,  1983
  11. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. – М, 1979
  12. Пешковский А.М. Наш язык: Книга для учителя. – М, 1976
  13. С.Н. Пименова Изучение фонетики в школе // Русский язык в школе – 1993. – № 6
  14. Потемкина Т.В. Ориентировочное планирование для 10 класса по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» // Русский язык в школе – 2007. – № 6
  15. Тропкина Л.А. Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007
  16. Фолимонов С.С. Итоговое повторение темы «Фонетика» // Русский язык в школе – 2002 – № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по литературе «Л. Н. Толстой»

Методическая разработка разделаобщеобразовательной программы по литературе«Л. Н. Толстой»...

Методическая разработка: Раздел программы "Электротехнические работы" 8 класс

Почему же мной выбран для презентации раздел программы «Электротехнические работы»? Потому, что не так часто этот раздел программы преподается в школе на уроках технолог...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...

Методическая разработка раздела программы по географии. 7 класс . Тема: « АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ».

Методическая  разработка раздела учебной программы: «Австралия и Океания» построена на основании обязательного минимума содержания образования по географии. Курс «Страноведение» построен та...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ «ДЫХАНИЕ»

«Пока дышу, надеюсь (Dum spiro, spero)» – сказал римский поэт Овидий. Дыхание - самая драгоценная, оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. «Дыхание -  жизнь». Эта фра...