Научно-методическая деятельность
материал на тему

Елена Владимировна Бобкова

научно-методическая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-metodicheskaya_deyatelnost.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

II. Научно-методическая деятельность.

      Современное общество ставит перед школой новые задачи. В связи с этим каждый учитель- словесник должен строить свою работу в соответствии с требованиями ФГОС. Основными идеями ФГОС являются:

• Утверждение личностно - ориентированной парадигмы образования в целом

• Ориентация на планируемые результаты обучения

• Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно- воспитательном процессе • Реализация системно-деятельностного подхода в образовании

 • Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

• Реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.  

Основная цель моей профессиональной деятельности –                                                                                         воспитание  духовно  богатой, нравственно  ориентированной   личности, любящей  свою  Родину, уважающей  родной  язык, способной  адаптироваться к изменяющимся условиям  жизни.   Изучение    русского  языка  в  школе  направлено  на  формирование и  развитие коммуникативной, языковой, лингвистической, читательской компетенций.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к у результатам образования, которые невозможно достичь без современных УМК. В связи с этим учителю необходимо внимательно подходить к выбору учебников.    Я работаю в общеобразовательных классах по образовательным программам основного общего образования, использую следующие учебники:

  • Русский язык:  5-9 классы – УМК под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др.

Эти авторы хорошо известны, учебник востребован в школе, так как в нём чётко прослеживается систематичность и завершённость предметной линии. Теоретический материал прекрасно сочетается с практическим. Структура учебника позволяет поэтапно изучать разделы русского языка в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Доступно, интересно, с примерами и образцами выделения орфограмм изложен теоретический материал.

  • Литература: 5-9 классы – УМК под редакцией В.Я.Коровиной.

Содержание учебника полностью соответствует государственному образовательному стандарту. Оно в полной мере направлено на формирование умений и компетентностей учащихся. Преемственность полностью соблюдается, а уровень изложения вполне соответствует возрастным особенностям учащихся. Все содержание учебника построено логично и ясно, последовательность тем обоснована. Содержание изложено живо и увлекательно, присутствуют межпредметные связи и сведения из истории науки. Интересны и поучительны рубрики :" Совершенствуйте свою речь", "Обогащайте свою речь", "Будьте внимательны к слову", "Развивайте свою речь". Вопросы и задания к темам носят развивающий характер, заставляют школьников думать, сопоставлять, сравнивать, искать ответы в дополнительном материале. Также радует наличие фонохрестоматии. 

Процесс обучения в рамках ФГОС должен происходить по- иному; готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе  совместного сотрудничества. И на своих уроках я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в  размышление о том, что неизвестно. Такая деятельность развивает  у школьников способность к рефлексии,  позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного поднимать новые задачи.

    Исходя из этого, деятельность современного учителя  невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.  Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает   изучение и внедрение в образовательный процесс  передовых технологий обучения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии:

  • проблемное обучение;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • здоровьесберегающие  технологии;
  • современные компьютерные технологии;
  • проектная технология.

      Выбор образовательных технологий   зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.  

         В своей работе в условиях реализации ФГОС я применяю метод проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия  для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы.                                                                                                                                                                                                                                При подготовке к проблемному объяснению материала на уроке важно учитывать несколько основных аспектов:

- что уже знают и умеют учащиеся;                                                                                                                                                                                           - что нового должны узнать и чему научиться;                                                                                                                                                                       - что из новых знаний и способов учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.

    Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным. На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие  ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.                                                                                                                                                                                                                                          

    Проблемное преподавание литературы сегодня в – это необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.  Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.                                                                                                                                                                                

    Во время знакомства с замечательным рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос:                                                                                                                                                                                      - Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину?                                                                                                                                                                - Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья?  Почему?                                                                                                                                           - Как вы думаете, какие из  качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще? Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности.  

        На уроках вопрос здоровьесбережения особенно актуален, поэтому структурными элементами урока всегда является физкультминутка.

Технология здоровьесбережения наряду с другими современными образовательными технологиями  в учебно – воспитательном процессе дает неплохие результаты, способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры школьников, а также помогает реализовать здоровьесберегающий аспект ФГОС.

      Игровые технологии я использую довольно часто, особенно в 5- 6 классах. Задача учителей  - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Для меня важно сделать эти почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка.  Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.

Так, например, в 5 классе по русскому языку был проведен урок-путешествие по стране «Фонетика», в 6 классе – «Имя существительное как часть речи».

(Приложение 1,2)

            XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Внедрение компьютерных технологий на уроках позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Сейчас трудно представить себе учителя, не умеющего пользоваться компьютером, не применяющего ИКТ, Интернет-ресурсы на уроках. Это требование сегодняшнего времени. Поэтому для самообразования я взяла тему: «Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы». Обозначенная проблема требует определённых изменений в организации занятий. Компьютер  для меня – незаменимый помощник для подготовки уроков, на уроках и во внеурочной деятельности.

        Информационно-компьютерную технологию, например, применяю на этапе первоначального знакомства с художественным миром писателей, поэтов. Так, в моей копилке уроков по литературе есть серия уроков-презентаций по творчеству писателей и поэтов XIX-XX века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, А.И. Куприн, И.А Крылов, И.А. Бунин); уроки – презентации по русскому языку по развитию речи  ( «Основные группы односоставных предложений», 8 класс ). Несомненно, использование компьютерных технологий даѐт возможность разнообразить уроки, позволяет привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отражается на знаниях учащихся, стимулирует их познавательную активность. Я применяю как готовые электронные ресурсы (материалы к урокам издательства «Учитель», учебный портал ЭОР, диски к учебнику литературы В.Я.Коровиной, видеофильмы), так и собственные презентации, активно использую программу «Презентация Power Point».        Применение ИКТ на уроках позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь», поддерживать учебную мотивацию учащихся к предмету. Использование возможностей информационно- компьютерных технологий значительно расширяет стандартные методы обучения практически на всех этапах урока. Например, для проверки знаний, умений и навыков учащихся я часто применяю разнообразные тесты и тренажеры. Мною разработаны  тестовые задания для 5,6,9 классов по темам «Чередующиеся гласные в корнях», «Лексика и фразеология»,  «Словосочетание», «Синтаксис сложного предложения» и др.

        Тестовые технологии становятся одной из перспективных форм контроля знаний обучающихся. Во-первых, это оперативная, объективная проверка уровня знаний учеников, которая помогает своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Во-вторых, проверка результатов тестирования занимает меньше времени по сравнению с другими видами контроля. В-третьих, ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания, что повышает их интерес к предмету.

(Приложение 3.)

Тестовые технологии применяю в едином комплексе с традиционными способами проверки знаний, умений и навыков обучающихся, так как тестирование сопровождается определёнными недостатками: иногда ученики выбирают ответ наугад, из-за чего невозможно проследить их логику в ответе и выявить уровень усвоенных знаний. И, конечно же, результаты обучения будут тогда, когда тестовые технологии в учебном процессе будут применяться системно, а не эпизодически.

Для контроля знаний обучающихся также применяю опрос, карточки, рабочие тетради по предмету, провожу зачёты, контрольные и самостоятельные работы, практикую дидактические упражнения и итоговые задания. Для закрепления навыков грамотного письма использую диктанты разных типов: предупредительный, творческий, выборочный, диктант на классификацию орфограмм, сочинения и изложения. Особое внимание уделяю опросу обучающихся, так как именно опрос предполагает систематическую работу над совершенствованием знаний обучающихся, развитием их языковой культуры и мышления, способностей давать развёрнутый, полный, логически последовательный и аргументированный ответ. Считаю, что нельзя ограничиваться только изложением фактов, главным в ответе ученика должно быть рассуждение, самостоятельный анализ, объяснение явлений. Стараюсь не допускать односложных ответов. В отдельных случаях разрешаю пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями, пособиями. После ответа ученика проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах.

В межаттестационный период мною были проведены следующие открытые уроки по теме: «А.С. Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни» (2012-2013 уч.год), «Междометие как часть речи» (2013-2014 уч.г.), «Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография.» (2014-2015 уч.г.)

Опыт моей работы представлен на  моем сайте  "http://nsportal.ru/elena-vladimirovna-bobkova" > сайт учителя русского языка и литературы

Внеурочная деятельность по учебным предметам

Неотъемлемой частью учебного процесса является внеклассная работа по русскому языку и литературе, проводимая в разнообразных формах. Это викторины, просмотр и обсуждение фильмов, предметные недели, занимательные игры и соревнования, КВН, брейн-ринги. Воспитание интереса к слову, повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей учащихся – основные вопросы, которые стараюсь решить во внеурочной деятельности.

В 2012-2013 учебном году проводилось мероприятие «Своя игра», цель которого расширить кругозор учащихся по русскому языку.

В 2013-2014 учебном году мною было проведено внеклассное мероприятие по русскому языку «Волшебный квадрат» , которое было направлено на повторение и обобщение изученного материала по основным разделам русского языка, формирование навыков общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

В 2014-2015 учебном году было проведено мероприятие по литературе  «Их судьбы война рифмовала…». Это мероприятие посвящалось 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Оно было направлено на расширение и углубление знаний по биографии и творчеству поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны, на воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, ответственности живущих сейчас за судьбы страны, уважения к бессмертному воинскому подвигу, на выявление и поощрение талантливых детей и подростков, на         обучение выразительному чтению, актёрскому мастерству.

(Приложение 4.)

Работа в методическом объединении

Постоянное стремление к профессиональному росту - жизненная потребность любого педагога. Обобщение и распространение своего педагогического опыта осуществляю через участие в работе школьного и районного методических объединениях, педсоветах.  В 2014-2015 учебном году подготовлен доклад для педагогического совета «ФГОС: формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка». На заседаниях МО решаются актуальные вопросы содержания преподавания русского языка и литературы, изучаются новые государственные образовательные стандарты. В 2015-2016 учебном году выступала на заседании методического объединения, делясь своим опытом по составлению технологической карты урока.  Делюсь опытом работы с коллегами по вопросам дидактики, воспитания, рекомендую учителям новинки современной литературы, так как учитель постоянно должен повышать свой общекультурный и профессиональный уровень. Работаю над повышением педагогического мастерства, слежу за новыми тенденциями и направлениями в рамках модернизации системы образования.

В Интернете на сайтах «Социальная сеть работников образования»,  имею свой мини-сайт, где опубликовываю методические разработки, обмениваюсь с коллегами опытом.

Принимаю участие в педагогической жизни района и школы.

Осмысливая свой жизненный и педагогический опыт, я убеждаюсь в том, что мне повезло не только с выбором профессии, но и с выбором преподаваемого предмета. Известный педагог В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь?» В нашей быстроменяющейся действительности, в мире, где всё можно купить, «пробить», «отмыть», пожалуй, только школа и остаётся «точкой опоры» для человека с чувством собственного достоинства. И именно мы, учителя-словесники, призваны помочь ребенку стать достойным человеком, личностью.

На протяжении 13 лет я являюсь классным руководителем,  у меня имеется уже определенный  опыт работы. Все мои учащиеся  класса (выпуск 2009 г.,2015 г.) принимали активное участие в жизни класса и школы. Особенностью классного коллектива было то, что все ребята были положительными лидерами. Летопись класса наглядно показывает активное участие всех учащихся класса в жизни школы и района: учёбе актива, выборах школьного самоуправления, научно-творческой работе, днях здоровья, проведении утренников, спортивных мероприятий. Активная жизненная позиция ребят, крепкая дружба – все это способствовало становлению моих ребят как личностей. Учащиеся класса активно работали в школьной  республике «РИТМ». Все успешно  учатся в высших учебных заведениях.

В настоящее время я являюсь классным руководителем в 5-6 классах. Стараюсь создать благоприятный психологический климат, способствующий учению с увлечением, раскрытию потенциальных возможностей учащихся, максимальному развитию каждого ребёнка, сохранению его индивидуальности и неповторимости. Мои педагогические идеи  как классного руководителя направлены на формирование сплочённого коллектива класса, духовно-нравственного воспитания учащихся.

В практике работы с классом я использую активные формы работы с учащимися: КТД, дискуссии и др. Все классные мероприятия содержательны и интересны детям.  Мне как классному руководителю хочется, чтобы этого интересного было как можно больше.

Детям нужны учителя, которые не на словах, а на деле способны пойти на союз с ребятами, которые умеют выслушать, понять, пожалеть, простить, способны организовать интересно и содержательно их работу детского коллектива. Одни словом, нужны мастера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Научно-методическое сопровождение деятельности классных руководителей»

Научно-методическое сопровождение деятельности необходимо классным руководителям, которые только начинают свою профессиональную деятельность для того, чтобы они могли организовать эффективную ...

Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ

Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-иссл...

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...

«ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА» Авдеева Л.И., Бейшеева М.Ш., 2017г

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией независимой  системы оценки качества образования, реализацией Федеральных...

4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др.

4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др....

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...

Показатели научно-методической, исследовательской деятельности через транслирование опыта

Выступления на школьных, районных и республиканских  мероприятиях....