Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания
статья на тему

Беляева Наталья Кузьминична

Аналитическая статья  по теме самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

Беляева Наталья Кузьминична,

МОУ «Седановская СОШ»

Главная цель моей педагогической деятельности – воспитать личность ребенка, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Современное преподавание учебных предметов невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Дети быстро приобретают компьютерную грамотность, поэтому одним из требований времени к учителю является освоение компьютера и способов работы в сети Интернет. Применение ИКТ позволяет учителю общаться со школьниками на их языке, укрепить свой авторитет, стать интересным для учеников. Использование компьютерных образовательных ресурсов для проведения уроков и внеклассных мероприятий является хорошей базой для развития критического мышления обучающихся, позволяет обеспечить уроки достаточным наглядным и дидактическим материалом.

Понимая это, я изучила в 2002 г. курс теоретического и практического обучения по программе «Офисные технологии (Word Excel)» при нашей школе и получила квалификацию «Пользователь персонального компьютера».  Мои знания в области ИКТ первоначально были весьма скупы, но по мере развития школьной компьютерной базы, прихода в наш поселок Интернета, приобретения мной новых компьютерных знаний и умений, возможности использовать данные технологии значительно расширились. С того времени   я стараюсь активно использовать ИКТ в своей работе учителя и классного руководителя.  

Изучение любого предмета на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях.  Поэтому главной задачей для меня, как учителя является разумное использование в учебном процессе наглядных способов обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Современные ИКТ представляют для этого богатейшие возможности. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень его запоминания. Систематическое использование компьютерных технологий развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к учебным предметам.

Создав библиотеку мультимедийных дисков (более 30 CD), на своих уроках я использую мультимедийные учебные пособия и энциклопедические издания. Часто пользуюсь фрагментами Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия, на уроках по истории Иркутской области большую помощь мне оказывают диски «Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», «Иркутск», «Байкал». Ранее часто пользовалась дисками по экспресс-подготовке к экзамену по истории и обществознанию, сейчас интернет представляет огромные возможности для подготовки учеников к ГИА и ЕГЭ, на различных сайтах в режиме онлайн можно найти тренировочные тесты и проверить себя.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представлять учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Презентации широко используются мной при проведении уроков истории и обществознания, во внеурочной работе, в частности для проведения классных часов и сопровождения научно-исследовательских работ. При этом я использую презентации четырех видов:

  1. Презентации, которые я создала сама. Изучив брошюру С.Л. Островского «Как сделать презентацию к уроку?», я создала такие презентации к урокам истории как «Российское государство в XVI веке», «Отечественная война 1812 г.», «Крымская война»  и др.
  2. Презентации, которые делали вместе с учениками. Например, «Личность Петра I» к открытому уроку «Петр I и его реформы», 7 класс,  «Наркомания – глобальная проблема человечества» на школьную конференцию «Социальные проблемы общества», «Моя семья» на конкурс «Семья – начало всех начал» и презентации к научно-исследовательским работам по историческому краеведению (17) и обществознанию (8).
  3. Презентации, сделанные учениками. В 2011-2012 уч. году к уроку в 11 кл. «Россия в 1907 – 1914 гг.» были сделаны такие презентации как «П.А. Столыпин как историческая личность», «Столыпинские реформы», «Аграрная реформа П.А. Столыпина», «Результаты реформ Столыпина». В результате защиты презентаций учениками   урок   прошел  на высшем эмоциональном уровне, также был проведен конкурс ученических презентаций.
  4. Готовые презентации из Интернета. Возможности Интернета сегодня позволяют найти презентацию к любому уроку.  При этом важно, во-первых, отобрать из многообразия наиболее подходящую презентацию с точки зрения учителя, во-вторых, учитывать этическую проблему использования чужих материалов. Хороший совет есть в брошюре С.Л. Островского «Как сделать презентацию?» Автор советует ссылку на автора презентации и источник поместить в специальный (последний) слайд. Таким образом, ученики будут приучаться к необходимости уважать результаты чужого интеллектуального труда.

Создание фильмов практикуется мною в основном во внеурочной работе. На школьную тему мною было создано два фильма на основе фотографий: «Юла» об учителе нашей школы Лукояновой Л.А. на конкурс «Учитель года» и «Выпуск – 2012». Также в рамках внеурочной воспитательной работы были разработаны уроки Мужества на основе мультимедийных презентаций «Ему было всего девятнадцать» о выпускнике нашей школы Гончарове Кирилле, участнике Первой Чеченской войны, кавалере ордена Мужества (посмертно) и «Герой из Седаново» об уроженце д. Седаново Герое Советского Союза летчике-истребителе гвардии капитане Шаманском Анатолии Федоровиче.  

  Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках истории, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения. К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая достоверность; связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач. Я создаю в настоящий момент собственную видеотеку, в которую входят такие учебные фильмы «Древнее Двуречье», «Вавилон», «Истории Ветхого завета» (5 класс), «Иван III», «История крестовых походов», «Столетняя война» (6 класс), (Эпоха Великих географических открытий» (7 класс), «Отто фон Бисмарк», «Гражданская война в США» (8 класс), фильмы серии «Русские цари» и др. Особенность видеофильмов заключается в том, что они могут изображать коммуникативные ситуации наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие. Материал урока должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения. При подборе материала надо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания истории и обществознания.

Использование информационно-компьютерных технологий позволяет мне проводить обучение тем или иным навыкам с большей степенью эффективности, позволяет сделать обучение более понятным и интересным, что в свою очередь, дает положительный результат.

Ссылки:

Презентации уроков:

  1. http://www.uchportal.ru/load/54
  2. http://prezentacii.com/
  3. http://pwpt.ru/presentation/

Видеоуроки:

  1. http://interneturok.ru/ru
  2. http://lk.videouroki.net

ЕГЭ:

  1. http://ege.yandex.ru
  2. http://reshuege.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике....

Использование компьютерных технологий на уроках обществознания

Сообщение-выступление, содержащее основные тезисы о практике использования компьютерных технологий на уроках обществознания в коррекционной школе....

Использование проектной технологии на уроках обществознания и истории

Использование проектной технологии и метода проектов на уроках обществоведческого цикла в рамках ФГОС...

Использование НФТМ-ТРИЗ на уроках обществознания

Использование НФТМ-ТРИЗ на уроках обществознания...