Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа ( класс) на тему

Зотке Оксана Александровна

Рабочая программа  по предмету «Альтернативное чтение» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год  разработана  с учетом уровня подготовки и  индивидуальных особенностей учащегося  на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ школа – интернат №136 г.о. Самара

Рассмотрена                                 Согласована                                    Утверждена

___________________                 ___________________                    директором

«___»_________20___г.              «___»____________20___г.           Амельченко Л.Н.

                                                     

Рабочая программа

по предмету «Альтернативное чтение»

3 вспомогательный класс

(индивидуальное обучение)

Зотке О.А.

(Ф.И.О. педагога – разработчика)

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

                Общая характеристика курса

Рабочая программа  по предмету «Альтернативное чтение» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год  разработана  с учетом уровня подготовки и  индивидуальных особенностей учащегося  на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

На данный учебный год уровень подготовки ребенка позволяет реализовать программный материал по данному предмету, соответствующий 2 вспомогательному классу.

Учитывая, что речь не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему – систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции. В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Варианты «альтернативного чтения»:

- «чтение» телесных и мимических движений;

- «чтение» изображений на картинках;

- «аудиальное чтение»: слушание аудиокассет, аудиогниг;

- «чтение видеоизображений»: мультфильмов, фильмов о природе, о животных;

- «чтение пиктограмм»

Определены следующие основные задачи, которые предстоит решить педагогу в процессе обучения учащихся предмету «Альтернативное чтение» :

- формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;

- знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

- развивать коммуникативную функцию речи учащихся;

- знакомить с простыми по содержанию сказками;

- использовать в процессе чтения «комментированное» рисование

В процессе работы по предмету «Альтернативное чтение» рекомендуется последовательное выполнение следующих упражнений:

-практические упражнения;

- упражнения с картинками;

- упражнения с пиктограммами (символами)

Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется  с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо».

Место курса в учебном плане

Согласно программе индивидуального обучения на изучение материала отводится 2 часа в неделю. Из расчета 34 учебных недель - 68 ч в год.

Содержание

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры.

Упражнения для губ и языка перед зеркалом.

Движения по различным сенсорным дорожкам.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают…»

«Чтение» изображений на картинках. Совместные с учителем упражнения с фотографией : показ частей тела на фотографии и на себе.

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай».

Зрительные упражнения с картинками : покажи куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

«Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

«Чтение» телесных и мимических движений.

Закрепление умения выполнять упражнения на движения мимической мускулатуры, упражнения для губ и языка по образцу.

Игры-имитации на передачу в движении образов животных.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают» : Покажи, чем нюхают. Понюхай хлеб. Покажи, чем слушают. Послушай, как тикают часы.

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной» (чтение потешек, стихотворений-четверостиший)

Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек)

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

Совместные с учителем упражнения с фотографией : показ частей тела на фотографии и на себе.

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле».

Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку».

Знакомство с пиктограммами: «заяц», «медведь».

Двигательные упражнения типа «Покажи, как подметают; вытирают»

«Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов.

Контроль достижений обучающегося осуществляется в форме практической работы один раз в четверть. 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- выполнять простые мимические и артикуляционные движения по подражанию и по словесной инструкции;

- передавать в движении образы животных;

- выполнять упражнения с использованием большой дидактической куклы;

- узнавать звучащие игрушки

Учащиеся должны знать:

- пиктограммы:  «нос», «голова», «ухо», «глаза;

- предметные картинки : кукла, мячик, медвежонок, кубик, барабан, машина, ведерко.

Предметно – развивающая образовательная среда

  • дидактические материалы М.Монтессори
  • диафильмы, видео, компакт-диски с фрагментами кинофильмов и телепередач, отражающих жизнь и деятельность людей, особенности жизни животного и растительного мира
  • дорожки с различным покрытием
  • игрушки для застегивания, коврики, шнуровки
  • игрушки музыкальные
  • игрушки сборно-разборные: пирамидки, матрешки
  • иллюстративный материал ( картины, фотографии)
  • наборы карандашей, мел, кисти
  • предметные картинки
  • картинки из серии «домашние животные», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда»
  • картины по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»
  • конструкторы деревянные и пластмассовые
  • кубики
  • мозаики
  • настольно – печатные игры
  • природный материал

Литература

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Знакомимся с окружающим миром. – М.: ДРОФА, 2007.

Календарно – тематическое планирование

(2 класс)

№ п/п

Дата

Тема

I четверть – 18 ч

1

«Чтение» телесных и мимических движений.

Смыкание и размыкание губ

 «Рыбки говорят»

2

Смыкание и размыкание губ

«Чупа-чупс»

3

Надувание щек

4

Надувание мыльных пузырей

5

Надувание мыльных пузырей

6

Упражнения для губ

«Улыбка – и»

7

Упражнения для губ

«Улыбка – и»

8

Упражнения для губ

«Трубочка – у»

9

Упражнения для губ

«Трубочка – у»

10

Упражнения для языка

«Покажи – спрячь язык»

11

Упражнения для языка

«Оближи губы»

12

Двигательные упражнения

13

Двигательные упражнения

14

«Чтение» изображений на картинках.

Упражнения с фотографией

15

Аудиальные и визуальные упражнения

«Слушай и показывай на картинке»

16

Аудиальные и двигательные упражнения

«Слушай и делай вместе со мной»

17

Аудиальные и зрительные упражнения

«Слушай стишок и показывай картинку»

18

Контрольный урок

II четверть – 14 ч

19

«Аудиальное чтение».

Звуки природы (шум дождя, шум воды)

20

Звуки природы (голоса птиц)

21

Звуки природы (голоса птиц)

22

Звуки природы (голоса зверей)

23

Звуки природы (голоса зверей)

24

Музыкальные инструменты

(барабан)

25

Музыкальные инструменты (свистулька)

26

Музыкальные инструменты (колокольчик)

27

«Чтение» телесных и мимических движений.

Упражнения для языка

«Качели» (вверх – вниз)

28

Упражнения для губ

«Улыбка - трубочка»

29

Двигательные упражнения

«Покажи, как это делает…»

30

Двигательные упражнения

«Покажи, как это делает…»

31

Урок закрепления знаний

32

Контрольный урок

III четверть – 22 ч

33

Двигательные упражнения

«Мы не скажем, а покажем»

34

Двигательные упражнения

«Мы не скажем, а покажем»

35

Двигательные упражнения

«Мы не скажем, а покажем»

36

«Чтение» изображений на картинках .

Упражнения с фотографией

37

Упражнения с фотографией

38

Аудиальные и визуальные упражнения

«Слушай и показывай на картинке»

39

Аудиальные и визуальные упражнения

«Слушай и показывай на картинке»

40

Аудиальные и визуальные упражнения

«Слушай и показывай на картинке»

41

Аудиальные и зрительные упражнения

«Слушай стишок и показывай картинку»

42

Аудиальные и зрительные упражнения

«Слушай стишок и показывай картинку»

43

Аудиальные и зрительные упражнения

«Слушай стишок и показывай картинку»

44

Аудиальные и зрительные упражнения

«Слушай стишок и показывай картинку»

45

Двигательные упражнения

«Покажи, как подметают»

46

Двигательные упражнения

«Покажи, как рисуют карандашом»

47

Двигательные упражнения        

«Покажи, как рисуют мелом»

48

Двигательные упражнения

«Покажи, как приседают»

49

Двигательные упражнения

«Покажи, как рисуют красками»

50

Двигательные упражнения

«Покажи, как вытирают»

51

Двигательные упражнения

«Покажи, как прыгают»

52

Двигательные упражнения

«Покажи, как качаются»

53

Урок закрепления знаний

54

Контрольный урок        

IV четверть – 14 ч

55

«Аудиальное чтение».

Звуки вокруг нас (шум мотора самолета)

56

Звуки вокруг нас (стук колес поезда)

57

Звуки вокруг нас (телефонный звонок)

58

Звуки природы (голоса птиц)

59

Звуки природы (голоса птиц)

60

Звуки природы (голоса зверей)

61

Звуки природы (голоса зверей)

62

Музыкальные инструменты

(барабан)

63

Музыкальные инструменты

 (дудочка, свистулька)

64

Музыкальные инструменты (колокольчик)

65

В мире сказок («Репка»)

66

В мире сказок («Теремок»)

67

В мире сказок («Колобок»)

68

Контрольный урок        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо", "Чтение" для инди дуального обучения на дому подростка с о сложной структурой дефекта, 9 класс

Двнная рабочая программа разработана для обучающегося на дому со сложной структурой дефекта, 9 класс...

Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение"

Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение"...

Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" 4 класс.

АООП для работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (II вариант)....

рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" для 7 класса (умеренная умственная отсталость) надомное обучение

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 7 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательн...

Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 5 класс

Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью  или  обучающегося на дому....

Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 6 класс

Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью  или  обучающегося на дому....

Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 7 класс

Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью  или  обучающегося на дому....