Статья "Технологии беседы рамках технологии диалогового взаимодействия"
статья
Данный материал будет полезен всем, кто хочет погрузиться в технологии диалогового взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии диалогового взаимодействия. Технология беседы.
Этапы реализации.
Технология монологического изложения информации.
Формы: лекция, рассказ, экскурсия.
Образовательный потенциал. Технология способствует: сообщению новых знаний, формированию ценностного отношения к сообщаемым знаниям, формированию взглядов (убеждений), освоению языка науки.
Условия эффективности. Педагог владеет техникой речи; содержание и изложение информации хорошо продумано; темп речи оптимален; используются приёмы активизации внимания (см. ниже); установлен и поддерживается контакт с аудиторией.
I. Вступление: две задачи – установить контакт, заинтересовать.
Виды вступлений: простое, внезапное (яркое, эмоциональное начало), косвенное или с ораторской предосторожностью (оригинальное развернутое начало, направленное на преодоление нежелания слушать) => изобретение вступления.
II. Главная часть. Для убеждения используется цепочка доказательного ряда: тезис – демонстрация аргументов – умозаключение.
При демонстрации аргументов использовать правило рамки: начало, и конец любого информационного ряда воспринимаются и запоминаются лучше, чем его середина (правило Эббенгауза).В начале сильный аргумент – затем менее сильный – затем наиболее сильный.
Сильные аргументы: статистические сведения (не злоупотреблять цифрами, сводить их к ощутимым); научные сведения; факты известные обеим сторонам; факты очевидцем которых вы были лично; личностно значимые факты для данной аудитории.
III. Заключение. Обобщить, сделать выводы => побудить к действию.
Приёмы активизации внимания.
· Композиционные (интригующее начало, контрастное сопоставление аргументов, вопросно-ответное изложение информации и др.)
· Речевые приёмы (интонационная выразительность, изменение темпоритма, психологические паузы, цитаты, крылатые выражения, афоризмы, тропы и фигуры речи, эмоциональная заразительность)
· Методические приёмы (использование наглядности, проблемные и риторические вопросы, приёмы обращения к аудитории)
Образовательные технологии диалогового взаимодействия: беседа, дискуссия, дискурсия (по выбору экзаменуемого).
Образовательный потенциал, этапы и приемы реализации.
Беседой называют опирающийся на имеющиеся знания и жизненный опыт вопросно-ответный способ организации взаимодействия.
Образовательный потенциал. Беседа способствует:
- повышению внимания школьников, созданию атмосферы всеобщей заинтересованности;
- активизации мышления (в процессе беседы мыслительная деятельность как бы выводится «наружу»)
- развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей учащихся;
- обучению коллективному поиску истины, воспитанию взаимопомощи, формированию общественного мнения;
- развитию ценностного отношения к предмету беседы.
Беседа активно используется педагогом для решения воспитательных и дидактических задач
Учебная беседа также способствует:
- активному освоению новых знаний; (обучающая функция — посредством беседы учитель раскрывает содержание нового материала, связывая его с ранее изученным);
- расширению, углублению имеющихся знаний, осмыслению жизненного опыта (закрепляющая функция — посредством вопросов актуализируются уже усвоенные школьниками знания, выявляются новые аспекты, что способствует расширению и углублению знаний);
- контролю и корректировке знаний (контрольно-корректировочная функция — посредством специально подобранных вопросов определяется уровень усвоения учащимися учебного материала);
- обобщению и систематизации знаний (систематизирующая функция — ответы на специально подобранные вопросы помогают учащимся осмыслить связи между знаниями).
По характеру организуемой познавательной деятельности различают два типа беседы: репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом). По назначению различают следующие виды репродуктивной беседы:
· вводная беседа — проводится перед началом учебной работы с целью выяснения понимания учащимися сути и значения предстоящей работы, их представления о последовательности действий: перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, перед самостоятельным изучением нового материала;
закрепляющая (синтезирующую) беседа — используется для обобщения и систематизации имеющихся у школьников знаний;
· контрольно-корректировочная беседа — применяется для диагностики уровня знаний, а также в случае, когда необходимо уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания;
· катехизическая беседа — проводится с целью сообщения новых (или закрепления имеющихся) знаний, предполагает запоминание ответов, не допускает возражений; используется при изучении информации, связанной с сохранением жизни и здоровья (например, правил техники безопасности, правил дорожного движения и т.п.).
Беседы продуктивного типа направлены на организацию активной познавательно-поисковой деятельности учеников. К беседам продуктивного типа относятся:
· сократическая беседа (названа по имени древнегреческого философа Сократа, использовавшего такую беседу еще в V веке до н. э.) — допускает сомнения и возражения, выраженные в мягкой, почтительной форме; как известно, Сократ с помощью вопросов доводил до абсурда неправильные суждения собеседников, тем самым направляя их к верному ответу на поставленный вопрос; беседа готовит школьников к дискуссии;
· эвристическая беседа — от греческого «эврика» ‑ «нашел».
Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся под руководством учителя, на обучение элементам творческого поиска при решении проблемных задач. Ее можно рассматривать как I ступень, подготовку к проблемному обучению.
Учитель с помощью вопросов расчленяет проблему таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а вместе они вели бы к решению проблемы. При этом раскрывается логика рассуждения, поисковые мыслительные операции как бы выводятся «наружу», осваиваются этапы проблемного поиска. Это формирует у учащихся умение вести поиск самостоятельно: соотносить ответ с вопросом, новый поисковый шаг с предыдущим, контролировать достаточность доказательства и т.д. В ходе эвристической беседы могут возникать или специально планироваться учителем элементы дискуссии. Это приучает школьников к аргументированности и доказательности ответа.
Подготовка беседы. Педагог, конструируя беседу, не только определяет ее тему, цель, составляет ее план-конспект (формулирует основные и вспомогательные вопросы), но и подбирает наглядные пособия, демонстрационный эксперимент, продумывает обобщения, выводы по узловым вопросам. Особое внимание уделяется формулированию вопросов, их логической последовательности. В беседе используются вопросы двух типов:
- репродуктивные, требующие точного и полного воспроизведения знаний, и способов деятельности (они адресованы, в основном, к памяти учащегося);
- продуктивные (поисковые, творческие), требующие не только припоминания уже известного, но совершения логических операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключения и т.д., т.е. применения полученных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/06/picture-647791-1436180601.jpg)
Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»
Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-667324-1442257313.jpg)
Технологии диалогового взаимодействия как эффективное средство изучения исторических документов
Данная статья посвящена вопросам использования технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов. Является зачетной работой на курсах повышения квалификации по теме: "Технолог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/16/picture-812136-1474026849.jpg)
Технологии диалогового взаимодействия
С введением ФГОС активно обсуждаются проблемы индивидуальной организации обучения. Решить их без знания технологий диалогового взаимодействия практически невозможно. Вашему вниманию предоставляется ст...
Открытый педагогический совет с использованием технологии диалогового взаимодействия, проводимый в форме психологической игры "Ролевые перестановки"
Материал содержит конспект по проведению открытого педагогического совета с использованием современных инновационных технологий...
Актуальность педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия.
Описание педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия...
Статья. Технология диалогового взаимодействия.
Цель данной технологии - развить такую ключевую компетенцию как умение учиться, помочь школьникам научится добывать знания в самостоятельном поиске, развивать умение анализировать, контрол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-960689-1508281813.jpg)
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
При решении проблемы формирования интеллектуальной успешности учащихся востребован технологический подход, поскольку именно технология как процесс, спроектированный и реализ...