«Разноуровневое обучение в процессе социально-бытовой подготовки детей»
статья на тему

В материале отслеживается эффективность использования технологии разноуровневого обучения в условиях реабилитационного центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznourovnevoe_obuchenie.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Разноуровневое обучение в процессе социально-бытовой подготовки детей»

Социальный педагог ГКУ СО «Челно-Вершинский РЦДиПОВ»

Мурзякова Лилия Игоревна

Ежегодно в ГКУ СО «Челно-Вершинский РЦДиПОВ» стационарно проходят реабилитацию дети от 3 до 18 лет с разным уровнем интеллектуального развития (сохранный интеллект, ЗПР, интеллектуальная недостаточность). Сопутствующие заболевания - ДЦП, системное недоразвитие речи, общее недоразвитие речи,  психопатоподобное поведение,  энцефалостенический синдром, эпилепсия, аутистическое поведение, гипердинамический синдром с дефицитом внимания, выраженные эмоционально-волевые нарушения.

При формировании учебных групп чаще приходится ориентироваться на возраст детей, чтобы они комфортнее чувствовали себя на занятиях. Однако разный уровень интеллектуального развития детей, степень развития их мелкой моторики создает определенные трудности в планировании занятия: определении целей, задач. Сначала была попытка за основу брать программу специальной (коррекционной) школы и ориентироваться на детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с нарушениями в развитии мелкой моторики. Однако даже со сниженным уровнем социально-бытовой подготовки дети сохранным интеллектом, ЗПР, не отягащенные двигательными нарушениями, быстро осваивали новые умения, работая с опережением. Педагогу спонтанно приходилось увеличивать объем работы, чтобы поддерживать интерес к занятию. В ходе занятия возможности не всех детей оказывались реализованными в полной мере.

Технология разноуровнего обучения учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, создает комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности воспитанников, развивает их мышление, самостоятельность. Это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Особенно актуальна она в нашем реабилитационном центре, где одновременно курс реабилитации проходят дети разного возраста, с разными диагнозами, разным уровнем интеллектуального развития.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все воспитанники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности детей, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Технология разноуровнего обучения применяется и при изучении новой темы, и при закреплении изученного материала.

Использование технологии разноуровнего обучения в процессе социально-бытовой подготовки детей

2013

2015

Количество занятий по СБП с использованием технологии разноуровневого обучения

168

293

% от общего количества занятий по СБП

67

100

Количество детей, посетивших занятия по СБП с использованием технологии разноуровневого обучения

56

73

% от общего количества детей, прошедших курс  реабилитации

73

95

        Эффективность использования технологии разноуровнего обучения на занятиях социально-бытовой подготовки.

        Анализируя знания и умения учащихся с применением технологии разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

  • Данная технология позволяет учитывать индивидуальные особенности воспитанников и наиболее полно реализовывать возможности каждого ребенка.
  • В результате использования данной технологии у детей повышается мотивация учения.
  • Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения педагога и воспитанников реабилитационного центра.

В ходе занятий с использованием данной технологии отмечается формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, коммуникативных склонностей и способностей. Дети активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом: просят о помощи сверстников, при необходимости, оказывают помощь сверстникам, подсказывают, как сделать лучше и т.д. в

Воспитанникам реабилитационного центра интересны такие занятия. Они искореняют такие негативные явления, как закомплексованность, неуверенность в своих силах, боязнь насмешек сверстников и т.д. В конце занятия каждый ребенок видит результат своего труда. Его переполняет чувство гордости за выполненное изделие и за похвалу педагога, он с радостью показывает свое изделие родителям и непременно хочет повторить такое же задание дома. И если родители, идя навстречу желанию ребенка, закрепляют его умение в домашних условиях, то на следующем занятии ребенок выполнит уже больший объем работы, что уже является положительной динамикой в развитии ребенка.

Эффективность использования технологии разноуровнего обучения

2013

2015

Незначительная положительная динамика

Положительная динамика

Значительная положительная динамика

Незначительная положительная динамика

Положительная динамика

Значительная положительная динамика

Развитие навыков бытового труда

0

37

19

0

58

15

%

0

66

34

0

79

21

Развитие социальных  навыков

1

45

10

1

63

9

%

2

80

18

2

86

12

Развитие коммуникативных навыков

1

45

10

1

63

9

%

2

80

18

2

86

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально- бытовой адаптации у детей дошкольного возраста с недостатками слуха.

Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и подкрепляется информацией о много...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Методика «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»

Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения...

Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи

В статье разщмещены приёмы и методы формирования социальных навыков у детей с РАС в условиях семьи....

Презентация Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи

Презентация с кратким описанием методов и приёмов формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС...

Выступление на МО профильных дисциплин: "Использование активных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки"

Очень важно выбрать такие методы обучения и построить урок таким образом, чтобы обучающимся было интересно и все участники урока были вовлечены в учебный процесс. Для успешного усвоения знаний и повыш...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Способы  формирования блока социально-бытовых знаний и умений, представляющие целенаправленную систему работы учителя-дефектолога....