ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ПОДГОТОВКИ
статья

Кобзева Татьяна Ивановна

Способы  формирования блока социально-бытовых знаний и умений, представляющие целенаправленную систему работы учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_usloviya_uroka_sbo.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ

ПОДГОТОВКИ


Экспериментальные исследования последнего времени, а также многолетний опыт работы отдельных педагогов и коллективов коррекционных  школ убедительно свидетельствуют, что социально-бытовая подготовка является той сферой, где возможна высокая успешность умственно отсталых детей. Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий.

 Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путем целенаправленной педагогической работы в этом направлении.

Решающая роль обучения в социально-бытовой сфере признается учеными и педагогами-практиками как в области дефектологии (И М Бгажнокова, М. Э. Валце, Д. А. Виткаускайте, С. Ю. Конопля-стая. Н П. Павлова, А. Р, Маллер, А. В. Усвайская, В. А. Шинкарен-ко и др.), гак и в области общей педагогики (Р. С. Буре, М. В. Крулехт, В, И. Логинова, Н. И. Петрова, Ф. Г. Юсупова и др.), несмотря на то, что нормально развивающиеся дети некоторые знания, способы поведения усваивают самостоятельно, незаметно для окружающих: в процессе общения со взрослыми и сверстниками, во время совместной работы с родными и близкими по хозяйству, ухаживая за младшими, получая информацию из книг, по радио и телевидению. Так называемое спонтанное, самостоятельное познание ребенком мира окружающих его вещей, явлений - более медленный и менее эффективный путь обогащения запаса представлений и развития умственных способностей по сравнению с процессом направленного обучения. Еще более значимо целенаправленное обучение для умственно отсталых детей, так как в силу особенностей своего развития им затруднительно самостоятельное приобретение необходимых знаний и умений.

 Формирование того или иного блока социально-бытовых знаний и умений у ребенка должно представлять собой не эпизодические мероприятия, а целенаправленную систему работы, вначале имеющую своей целью полноценное восприятие ребенком необходимых сведений, правильное формирование действий, приемов, операций, затем - разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Таким образом, моя работа направлена на получение ребенком конкретных результатов в освоении необходимых ему в жизни социально-бытовых знаний и умений.

 Эти результаты могут быть различны у разных детей, так как на начальном этапе обучения различны их осведомленность и умелость в каждой области социально-бытовой деятельности человека. Но педагогические усилия не должны быть направлены на получение одинаковых результатов у всех учащихся. Педагогическая работа имеет своей целью достижение каждым умственно отсталым ребенком максимально возможного для него уровня социалъно-бытовой умелости.

 Ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовленности воспитанников, я четко планирую свою работу, в том числе и каждое занятие. При этом применение методов и приемов обучения не должно быть формальным, и направленным лишь на реализацию положения о необходимости разнообразия и смены видов деятельности детей на занятии. Отбор методов осуществляется с учетом задач данного этапа обучения, их сочетание должно быть логичным, целостным. Кроме того, при выборе методов и приемов, а также вариантов применения каждого метода (более легких либо усложненных), необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребенка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т. с. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам.

 Четкости планирования работы учителя СБО способствует развернутый анализ содержания формируемых у детей умении, а также педагогическая диагностика, т. е. целенаправленный контроль за динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений.

Для успешного усвоения учебного материала детьми важно сделать его максимально наглядным: использовать различные средства наглядности (натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы, карты-планы, макеты, муляжи, игрушки); формировать широкий круг представлений детей в процессе экскурсий; осуществлять с ними наблюдения за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, а также моделировать подобные ситуации на занятиях.

Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом. Активность детей на занятиях предусматривает: обследование изучаемых предметов, осуществляемое на полисенсорной основе; оперирование предметами, игрушками, картинками; составление схем, планов; различные игры детей (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские); выполнение разнообразных упражнений, практических работ; рисование, лепку, конструирование; многократное применение новых слов, фраз.

Важнейшим условием успешности обучения детей является обеспечение понимания ими учебного материала, его осмысление. Понятое содержание усваивается детьми быстрее, точнее и прочнее по сравнению с тем, что лишь заучивается путем многократных повторений. Поэтому большое внимание следует уделять четкому, доступному объяснению формируемых действий, поступков, сравнению правильных и неправильных способов действий, их результатов, побуждению детей к пояснению своих действий, поступков («Зачем ты сделал узелок на конце нити?», «Зачем ты моешь руки?»).

Основой эффективности процесса усвоения детьми социально- бытовых знаний и умений является их общее развитие. Средством повышения уровня развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков с со развития.

В познавательной деятельности коррекция направлена на развитие умений учащихся выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным.

В трудовой, в том числе и бытовой деятельности тайная коррекционная задача- формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать ее, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль. Уровень развития общетрудовых умений определяет трудовую самостоятельность человека. Чем выше трудовая самостоятельность человека в быту, тем в меньшей помощи к опеке он нуждается. Между тем, основным недостатком трудовой деятельности умственно отсталых детей является именно ее низкая самостоятельность. Поэтому в процессе подготовки детей к бытовому труду я уделяю большое внимание развитию общетрудовых интеллектуальных умений.

 Эффективность деятельности человека определяется не только сформированными для ее реализации навыками и умениями, но и силой мотивации, побуждающей к этой деятельности. Сила мотивов связана с эмоциями, возникающими у человека в процессе и в результате деятельности. Деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенок должен испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. Это обеспечивается, во-первых, формированием у ребенка отношения к этой деятельности (трудовым процессам, поведению, общению) как к важной в его жизни, личностно значимой для него (для его здоровья, внешнего вида, настроения, отношения к нему окружающих) и, следовательно, необходимой для исполнения. Лишь когда у ребенка будет сформировано такое отношение к деятельности, оно будет воплощаться и в его поведении, и в его соответствующих действиях. Не уделив же должного (первоочередного) внимания формированию отношения к осваиваемым видам деятельности, педагог может добиться от учеников лишь механического выполнения требуемых действий на занятиях. В реальных ситуациях дети не будут следовать усвоенным способам решения социально-бытовых задач. Так, выполняя на занятиях в учебных ситуациях правило уступить место в транспорте пожилым людям, в реальной обстановке ребенок не станет этого делать, если к этому правилу у него не сформировано отношение как к безусловному, обязательному, важному и для него самого. Также не будет добросовестно и по собственной инициативе выполняться любой вид бытового труда, если не сформировано соответствующее отношение к нему. Умственно отсталые дети находятся в большой эмоциональной зависимости от взрослого. Поэтому при формировании у них положительного отношения к определенному виду деятельности педагогу следует очень эмоционально, контрастно выражать свое отношение к разным поступкам, поведению и взаимоотношениям людей, к разным по внешнему виду вещам (положительное, радостное - к чистым, опрятным и негативное, нетерпимое - к грязным, неухоженным).

Отношение к деятельности во многом зависит и от того, достигает ли ребенок успеха в этой деятельности, находится ли при ее выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя «умелым». Поэтому формируемые у ребенка знания и умения должны быть ему доступны.

В процессе обучения существенную роль играют внешние мотивы учения. Заслужить одобрение взрослых - один из основных мотивов деятельности воспитанников. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя. Наличие же у ребенка веры в свои возможности - условие и одновременно средство его обучения и воспитания. Необходимо поощрять каждую маленькую «победу» отдельного ребенка, его усилия и старание. Не должны остаться без внимания чисто выстиранные носочки, выглаженная ребенком маечка, аккуратно сложенная одежда,  чисто подметенный, вымытый пол и т. п. Педагог должен обращать внимание детей на эти результаты своими репликами: «Как приятно смотреть на Танину кровать! Просто загляденье!», «Посмотрите, как чисто и красиво стало в классе после Петиной и Катиной уборки! Как нам легко дышится без пыли!». Такой педагогический подход способствует тому, что ребенок начинает стремиться выполнить освоенную деятельность по собственной инициативе. При этом доминировать в поощрении должно не столько одобрение (короткий положительный отзыв, констатирующий согласие с действием или мнением ребенка, например: «Молодец!», «Умница!»), сколько похвала - развернутое, аргументированное и проецируемое в будущее одобрение (например: «Спасибо, что ты полила цветы: без воды они бы погибли»). Присутствие в похвале аргументов влияет на глубину осмысления поступка, действий. Если же требуемые результаты длительное время не получаются, педагогу надо, оказывая необходимую помощь, поддерживать у ребенка веру в свои возможности, замечать и оглашать малейший его успех на пути продвижения к определенной цели (например: «Как ловко ты сделал узелок! Скоро ты нас порадуешь чудесно вышитым платочком!»).

Поощрение должно быть доминантой в оценочной деятельности педагога. Недопустимо наказание трудом, требование вновь выполнить плохо сделанную работу. При таком ее выполнении в первую очередь следует выявить причины, приведшие к низкому качеству работы. В результате этого скорее всего выявятся проблемы в знаниях, умениях, отсутствие должного отношения, которые привели к результату, не соответствующему требованиям. Педагог должен расценивать их, прежде всего, как упущения в своей работе и наметить пути их устранения. Настаивая же на повторении плохо выполненной работы в условиях отсутствия необходимых знаний и умений у ребенка, педагог не добьется лучшего результата деятельности, а лишь будет способствовать возникновению у ребенка отрицательного отношения к данной деятельности.

При обучении детей бытовым трудовым процессам педагогу важно учитывать, что на действенность внешних мотивов большое влияние оказывает привлекательность материалов, инструментов, различных иных приспособлений: красивые, яркой окраски пуговицы, привлекательные зубные щетки, тазики, даже тряпочка для вытирания пыли и др. Все это побуждает детей к действию с ними. То же требование можно отнести и к иной наглядности, используемой на занятиях по социально-бытовой ориентировке (например, игрушкам, иллюстрациям, моделям).

        В обучении детей большое место должны занимать игровые методы и приемы: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские игры, сюрпризные моменты, игровые ситуации и др. Они позволяют педагогу осуществлять обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Кроме того, мною замечено, что дети охотнее участвуют в какой-либо деятельности, если занятие проходит в занимательной форме и имеет интересное название (например: «Путешествие в страну Грязнулию», (Обязательное дело», «Ловкая прачка», «Веселый наперсток», «Бюро добрых услуг»).

Успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке учащихся зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и ее результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. В первом случае воспитатели, пользуясь рекомендациями учителя, проводят экскурсии, собирают вместе с детьми различный материал по отдельным темам, читают художественную литературу, смотрят диафильмы, тем самым готовя воспитанников к более полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Во втором случае воспитатели параллельно с учителем проводят работу, позволяющую воспитанникам прочно усвоить полученные знания и умения. Последующее взаимодействие предполагает отсроченное во времени повторение пройденного на занятиях материала, расширение и обогащение опыта детей, формирование умения применять полученные знания в новой ситуации. В результате такой интеграции обеспечивается целостность, системность и последовательность процесса социально-бытовой подготовки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...

«Разноуровневое обучение в процессе социально-бытовой подготовки детей»

В материале отслеживается эффективность использования технологии разноуровневого обучения в условиях реабилитационного центра....

Педагогический аспект формирования жизненных компетенций у старшеклассников с нарушениями интеллекта в процессе изучения курса «Социально-бытовая ориентировка»

Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка. Эти специальные коррекционные занятия, направленны на практическую п...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации воспитанников школы-интерната»

В данном материале раскрывается значение предмета  "Социально-бытовая ориентировка" по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни....