Публичное представление педагогического опыта Калашниковой Е. В.
методическая разработка по теме

Калашникова Елена Васильевна

Портфолио и представление педагогического опыта на школьном сайте: http://sc33sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10798/...

Публичное представление педагогического опыта Калашниковой Е. В.:
- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. 
- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. 
- Теоретическая база опыта. 
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. 
- Анализ результативности. 
- Трудности и проблемы при использовании данного опыта. 
- Адресные рекомендации по использованию опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalashnikova_e._v._publichnoe_predstavlenie.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33»

г. о. Саранск Республики Мордовия

Калашниковой Елены Васильевны

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел Все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель» (Л. Н. Толстой)

Деятельность учителя сложна и многогранна, требует глубоких и разносторонних научных знаний, высокого педагогического мастерства, идейной закалки, гуманности и такта. Педагогическая профессия требует особого призвания и любви к своему делу. А именно два этих главных слова в работе учителя помогают найти путь к детским сердцам.

Любовь к детям, по-моему, самое благородное чувство, а научить их читать и писать, помочь стать честными гражданами своего государства и выбрать профессию по душе, поможет только учитель, обладающий высокими нравственными качествами.

Мечта стать учителем словесности зародилась в моем сознании еще будучи школьницей. Главным стимулом в жизни считаю искреннюю, преданную любовь к детям и своему предмету. Возможно, она и сыграла большую роль в выборе профессии. В 2014 году я окончила курс по филологическому факультету в МГУ имени Н. П. Огарева по специальности «Филология. Русский язык и литература», с дополнительной специализацией «Филолог-преподаватель».

В качестве учителя русского языка и литературы школы №33 г. о. Саранск работаю с 2014 года. Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.

Уникальность учителя, разумеется, заключается в том, что он одновременно преподает и воспитывает. В своей работе стараюсь придерживаться золотого правила нравственности: «Обучай воспитывая, воспитывай обучая». Не зря в своё время замечательный древнегреческий философ Аристотель сказал: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь».

Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение нескольких лет – «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования». 

  • Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

        Моя задача, как и задача любого педагога – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Проведение уроков разных типов мне в этом помогает.

  • Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Ведущей педагогической идеей является проведение современных типов урока с целью развития интереса к русскому языку и литературе. Как учитель, я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.

Разумеется, в моей практике используются и другие типы уроков. Это – уроки пресс-конференции, уроки-диалоги, уроки-аукционы, межпредметные уроки, уроки взаимного обучения учащихся, уроки творческих отчетов, уроки-конкурсы и многие другие. Их главная цель – возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, достижение которой обычно связывается с той или иной степенью импровизации учителя на уроке.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

  • Теоретическая база опыта

        Над проблемой «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования» я работаю с 2014 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам.

        Из всего многообразия современных типов урока предпочтение отдаю таким как:

  • урок изучения нового материала;
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • комбинированный урок;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
  • урок-семинар;
  • зачетный урок.

Уроки изучения нового материала наиболее применимы в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемный материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений,  самостоятельная работа с учебником, другими источниками. Отсюда и виды уроков, которые я применяю в рамках этого типа уроков: урок-лекция, урок-семинар, кино-урок, урок комбинированный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

Основными дидактическими задачами уроков совершенствования знаний, умений и навыков являются: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

Этот тип урока я разбиваю на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков. Отмечу, однако, что уроки «чистого» повторения или формирования умений и навыков, как свидетельствует реальная школьная практика, менее эффективны и поэтому они, как и уроки, например, целевого применения усвоенного и другие аналогичные им, входят в состав уроков совершенствования знаний, умений и навыков. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); б) урок практических работ; в) урок-экскурсия; г) урок-семинар.

Уроки типа обобщения и систематизации нацелены на решение двух основных дидактических задач – установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверки оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.

Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала. Каждый раз при проведении таких уроков заранее обозначаю вопросы – проблемы для повторения, указываю заранее источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, провожу при необходимости обзорные лекции, определяю задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, провожу консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, даю рекомендации по самостоятельной работе. В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом.

Комбинированный урок  это наиболее распространенный тип урока в моей практике. В качестве основных элементов этого урока являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

При подготовке к комбинированному уроку я четко определяю целевые установки урока, чему должна научить школьников, как использовать занятия для разумной организации их деятельности

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса. В своей практике провожу такие виды уроков контроля и коррекции: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, сочинения, тесты; зачет; зачетная практическая работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа. Все эти и другие виды уроков провожу после изучения целых разделов, крупных тем.  На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

После проведения уроков контроля провожу специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вношу необходимую коррекцию в деятельность учащихся.

Урок объяснения нового материала в средних классах провожу методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших – в форме лекции, включающей в себя элементы беседы. Этот урок имеет свои особенности. Цель урока – общий разбор темы. Обычно на таком уроке трижды объясняю материал. Сначала очень кратко знакомлю учащихся с простым планом содержания темы, планом ее изложения, основным набором вопросов, что, естественно, поднимает мотивацию учащихся к ее изучению, дает учащимся советы, как конспектировать, выделять главное, фиксировать возникающие у них вопросы по ходу изложения учителем темы. Затем следует подробное объяснение-изложение, нередко сопровождаемое наглядным материалом, яркими фактами и примерами, побуждением учащихся приводить свои факты и примеры в подтверждение услышанного, участвовать в беседе по их анализу. Придавая своему изложению проблемный характер, стремлюсь привлечь внимание учащихся к учебной литературе, учебнику, даю общую ориентировку в печатных источниках, в тексте соответствующих параграфов учебника, связываю новое с ранее усвоенным, т.е. актуализирую опорные, ранее усвоенные знания и сформированные умения, умственные действия.

В старших классах после изучения некоторых тем провожу уроки-семинары. В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную проработку материала прежде всего по учебнику.

  • Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Главным источником знаний на уроках являются учебники и учебная литература, научная, справочная литература, а также лекционные конспекты, которые составляются учащимися в ходе объяснения учителем. Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучает школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно оформлять свои мысли, суждения, дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать потребность в знаниях и самообразовании. Обязанность учителя в этих условиях заключается в том, чтобы составить задания, ответы на которые в учебнике не содержатся в готовом виде. И в то же время именно в учебнике и в той дополнительной литературе, которой учитель снабжает учащихся на уроке, должен полностью содержаться материал, осмысление которого позволяет ученику выполнять задания. Но для такого выполнения требуется не простое чтение учебника, а именно изучение его, свободная ориентировка ученика в тексте учебника и учебной литературы, обобщение информации, которая содержится в них, школьник учится сравнивать и выделять существенные признаки наблюдаемых и изучаемых явлений, процессов.

На уроках организуется тематическое или проблемное обсуждение: учащиеся излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключительном слове я подвожу итоги работы класса, расставляю акценты на обсуждаемых вопросах, оцениваю работы отдельных учащихся, выставляю им оценки. Значительное место в работе учащихся на таких семинарах отводится их выступлениям с сообщениями и рефератами, докладами, подготовленными под моим руководством. Часть этих сообщений, рефератов или докладов могут быть посвящены новой проблеме и предназначаются они для введения класса в новую тему, с которой ему предстоит встретиться на следующей лекции.

Зачетный урок провожу по завершении работы над крупной темой или разделом курса. Делю урок-зачет на две части: обучающую (примерно до 15 минут) и контролирующую (до 30 минут). Первая часть урока-зачета проводится как индивидуальный опрос-беседа с учащимися по теме в сочетании с самостоятельной работой всех учащихся класса. В этой части урока школьники с моей помощью вновь разбирают основные вопросы пройденной темы.

Зная о таком порядке, стиле работы на уроке-зачете, учащиеся в процессе повторения, подготовки к уроку заранее внимательно просматривают материал темы в целом по учебнику, своим записям.

Вторая часть урока посвящается выполнению письменного задания по теме. Ученики письменно отвечают на серию вопросов, работают над тестовыми заданиями, проводят различные виды разборов. Каждый ученик работает самостоятельно, и ему выставляется зачетная оценка по пройденной теме.

Контроль, осуществляемый в ходе проведения урока-зачета, весьма специфичен. Он выполняет не только и не столько функцию «накопления оценок», а коррекцию добытых учащимися знаний, умений и навыков, стимулирует активность и самостоятельность учащихся в обучении, осуществляемых учителем в системе урока в целом. Контроль нужен учителю и учащемуся не ради самого контроля, а как средство повышения эффективности обучения, средство оказания помощи еще лучше, с большей пользой для себя учиться. Он помогает учителю и учащимся определить, насколько прочно усвоился изучаемый материал и позволяет ли достигнутый уровень теоретической и практической подготовленности учащихся двигаться в обучении дальше, приступить к работе по новой теме или разделу программы.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

Провожу текущие уроки разных типов с применением ИКТ. Вот некоторые из них: «Подготовка к сочинению-описанию картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития речи в 5 классе), «Количественные числительные. Склонение» (урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе), «Илиада и Одиссея – героические поэмы Гомера. Идейно-художественное своеобразие» (урок изучения нового материала в 7 классе), «Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»?» (комбинированный урок в 8 классе), «Тема предательства в рассказе Л. Н. Андреева «Иуда Искариот» (урок-путешествие в 11 классе), «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?» (урок-семинар по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе).

  • Анализ результативности опыта

Разнообразные типы уроков помогают раскрыть и развить творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на районных предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами  различных конкурсов. Так, в 2015 году ученицы 10А и 7А класса Тарасова Алина и Новикова Дарья заняли призовые места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе, в этом же году ученица 7А класса Бикмурзина Риана участвовала в городском конкурсе авторских стихотворений «Душой рожденные стихи» и заняла I место в номинации «Услышать и понять». В феврале 2015 года под моим руководством в школе была организована Всероссийская предметная олимпиада «Серебряная сова» по литературе и русскому. Пестова Дарья и Лисакова Екатерина, ученицы 7А класса, стали призерами II и III степени в русском языке.

В 2016 году ученицы 10А класса Еналеева Регина и Маслова Валерия стали участниками XVI конкурса учебно-исследовательских и проектных работ «Школьники города – науке XXI века» и призерами II степени на республиканском форуме «Шаг в будущее».

  • Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Проблема формирования познавательной активности и самостоятельности при проведении разнообразных уроков сложна и многогранна. Не случайно ею занимаются не только исследователи-педагоги, но и философы. Формирование познавательной активности и самостоятельности во время нестандартных уроков разного типа является одним из механизмов становления активной позиции школьника в учебной деятельности и последующем его профессиональном образовании.

На мой взгляд, от школьника в этом случае требуется прежде всего направленность усилий на усвоение знаний, высокая самоорганизованность, мобилизации душевных и физических сил, внимание, память, воля.

Характер познавательной активности на разных типах уроков, ее мотивы динамичны, с возрастом учащихся они дифференцируются. Заметен спад познавательной активности у учащихся 8-9 классов. Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения позволяет создавать интересную рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"

Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Рябова Александра Владимировича, учителя технологииМБОУ «Подлесно-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Кочкуровского...

Публичное представление педагогического опыта

В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она ...

Публичное представление педагогического опыта

Анализ деятельности по проблеме и результаты....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление педагогического опыта

 Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы,...