Методика по развитию способностей
методическая разработка (6 класс) на тему

Булатова Татьяна Николаевна

Цель: изучение сформированности логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: индивидуальная форма проведения.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь (6 класс, Л.Л. Босова), ручка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_sposobnostey.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по развитию логического мышления учащихся

("Решение заданий из Рабочей тетради (Л.Л. Босова),

развивающие логическое мышление учащихся")

Цель: изучение сформированности логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: индивидуальная форма проведения.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь (6 класс, Л.Л. Босова), ручка.

1 субтест

Выполни задания №№ 1, 6, 15, 48

2 субтест

Выполни задания №№ 52,53

3 субтест

Выполни задания № 28

4 субтест

Выполни задания №№ 3, 4

Обработка

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.

2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за все выполненные задания соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).

ПУ= Х*100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за все решения. Интерпретация:

Предполагается 4 уровня успешности:

Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)

Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)

Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)

Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)


Приложение

Определение уровня развития словесно-логического мышления

(Любовь Переслени, Татьяна Фотекова)

(Познавательные УУД)

Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

1 субтест

Инструкция:  Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

  1. Эволюция – это…порядок, время, постоянство, случайность, развитие.
  2. Бодрое и радостное восприятие мира – это… грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность,  равнодушие.
  3. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и… случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.
  4. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, – это… логика, социология, филология, эстетика, философия.
  5. Противоположным к слову «отрицательный» будет слово… неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный.
  6. Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал.
  7. Век – это… история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие.
  8. Интеллектуальный – это… опытный, умственный, деловой, хороший, удачный.
  9. Иронический – это… мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной.
  10. Объективный – это… беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный.

2 субтест

Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.

  1. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
  2. После, раньше, иногда, сверху, позже.
  3. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  4. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
  5. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  6. Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.
  7. Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.
  8. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
  9. Секунда, час, год, неделя, вечер.
  10. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

3 субтест

Инструкция: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

  1. Добро / зло = День / солнце, ночь, неделя, среда, сутки.
  2. Рыба / сеть = Муха / решето, комар, паук, жужжать, паутина.
  3. Хлеб / пекарь = Дом / вагон, город, жилище, строитель, дверь.
  4. Вода / жажда = Пища / пить, есть, голод, еда, хлеб.
  5. Вверху / внизу = Слева / сзади, справа, впереди, сбоку, рядом.
  6. Утро / ночь = Зима / мороз, день, январь, осень, сани.
  7. Школа / обучение = Больница / доктор, пациент, учреждение, лечение, больной.
  8. Коса / трава = Бритва / сено, волосы, острая, сталь,  инструмент.
  9. Бежать / стоять = Кричать / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
  10. Слово / буква = Предложение / союз, фраза, слово, запятая, тетрадь.

4 субтест

Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.

  1. Любовь, ненависть
  2. Герб, флаг.
  3. Барометр, термометр.
  4. Крокодил, черепаха.
  5. Землетрясение, смерч.
  6. Рим, Вашингтон.
  7. Умножение, вычитание.
  8. Повесть, рассказ.
  9. Африка, Антарктида.
  10. День, ночь.

Обработка

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.

2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).

ПУ= Х*100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.

Интерпретация:

Предполагается 4 уровня успешности:

Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)

Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)

Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)

Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)


Варианты ответов для 4 субтеста

  1. балл (первая попытка)

1

Чувства

Символы, геральдика

Измерительные приборы (измерители)

Пресмыкающиеся (рептилии)

Природные явления, стихия

Столицы

математические

действия

Проза, прозаические произведения

Материки (континенты) – части света

Время суток, сутки

0,5 балла (вторая попытка)

Знаки

Приборы

Земноводные, водоплавающие

Природа, бедствие

Города

Математика, действия

Литература, литературный жанр, произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика отслеживание развития физических способностей учащихся разных возрастных групп

Цель работы - диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к учащимся. Тестирование позволяет учителю спланировать систему оздоровительных и физических упражнени...

«Использование проектной методики в развитии творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка»

Презентация "Использование методики в развитии творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка"...

«Координационные способности и методика их развития»

В работе говориться о развитие координации у детей, ее виды, методы....

Методики по выявлению и развитию способностей учащихся

Работа по выявлению способностей и одаренности детей строится на диагностике, мониторинге и анкетировании.Применяю методикиА. И. Савенкова («Карта одаренности», «Интеллектуальный пор...

Физические способности и методика их развития у детей 14-16 лет

Развитие физических способностей, а также обучение двигательным действиям хоть и направленны на одну цель – занимающегося, но в тоже время имеют ряд особенностей: принципы, методы и т.д. (И.В. Е...

План работы с учащимися по выявлению и развитию способностей к немецкому языку на 2019- 2020 учебный год и пакет методик для тестирования

Выявление, развитие и оценка способностей учащихся по немецкому языку с помощью подобранных методик....