Рабочая программа «Игры разума» - интеллектуальные турниры. для учащихся 1 - 8 классов на учебный год
учебно-методический материал по теме

Иванова Зоя Павловна

Рабочая программа "Игры разума" - интеллектуально-познавательные конкурсы для учащихся 1-8 классов. Программа расчитана на два занятия в неделю - 96 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_igry_razuma.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Государственного бюджетного учреждения

                 Здравоохранения города Москвы

                               «Детский нефрологический санаторий №9

             Департамента здравоохранения

                                         города Москвы»

                                                   УТВЕРЖДАЮ:_________________

                                                   Главный врач ГБУЗ ДС № 9 ДЗМ  

                                                   Миронова И.Н.  

                                                   «_____»__________________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

«Игры разума» -

 интеллектуальные турниры.

 

для учащихся 1 - 8 классов

на 1 учебный год

                                                          Составитель: воспитатель Иванова З.П.

                                                                                                          Москва 2016

 .

         Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по направлению «Познавательная и интеллектуально-творческая деятельность» «Игры разума» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности. 

Актуальность программы.

Программа направлена на развитие детской одарённости, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Игровые формы обучения способствуют организации взаимодействия педагога и ученика. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

 Увлекаясь, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое; ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений и понятий, развивают навыки, фантазию. Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. 

 Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей.

Программа предусматривает организацию и проведение в разновозрастных группах школьников разнообразных занятий, способствующих развитию у них навыков конструктивного общения, умений взаимодействовать в группе, ценностных отношений к другим людям, к своей родине, к природе, к знаниям.

Особенностью реализации  данной Программы является то, что предусматриваемые занятия проводятся таким образом, чтобы учитывать физическое состояние и процесс реабилитации детей в лечебном учреждении. В детском санатории ребёнок в большей степени (по сравнению с семьёй или школой) ощущает собственную независимость от взрослых.

Внеурочная деятельность в санатории, таким образом, позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед  ребёнком младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием этих детей.

Рабочая программа  модуля «Игры разума» - интеллектуальные турниры реализует направление   дополнительной общеобразовательной программы «Комплексная модульная образовательная программа «Внеурочная деятельность учащихся на ступени начального, основного общего образования» ГБУЗ «Детский нефрологический  санаторий  № 9 Департамента Здравоохранения города Москвы».

Цель данной программы:

 Развитие  интеллектуальных способностей подростков (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.)

Задачи:

  1. способствовать развитию познавательной сферы детей;
  2. ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
  3. способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.
  4. учить методам и приемам познания себя и одноклассников;
  5.  развивать самостоятельность детей.
  6. развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
  7. формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
  8. развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность;
  9. развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

Формы и методы работы.

Формы занятий: групповые;  со всей группой одновременно и с отдельными участниками конкретного  мероприятия.

 Режим занятий: программа подразумевает два занятия в неделю.  Программа рассчитана на учебный год и состоит из 96 занятий для учащихся 1-8  классов.

В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которая дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными,

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): 
  2. приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного  взаимодействия,   способах управления социокультурным пространством; 
  3. овладение способами самопознания, рефлексии; 
  4.  достижении поставленных целей;
  5. умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
  6. о разных интеллектуальных  играх и играх разных народов, населяющих Россию.

Содержание программы:

Познавательная и интеллектуально – творческая деятельность

«Игры разума» - интеллектуальные викторины

96 часов

Введение в игру

2

Викторины, конкурсы, турниры программы «Игры разума»

47

Интеллектуальные игры

47

Введение в игру (2 ч). Правила проведения индивидуальных и групповых турниров в группе.  Способы поиска ответов на вопросы турнира. Работа с информацией, работа в команде.

 Викторины и конкурсные программы «Игры разума» (47ч.).  Игры и турниры: «Ералашки (общие знания)» (1-4 часа).  «Естественный отбор» (естественнонаучные знания)» (1-4 часа). Игра «Укротители животных», экологическая викторина, викторины о растениях и животных (1-4 часа).

 https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2015/06/17/ekologicheskiy-prazdnik 

Викторина «Музыкальная шкатулка»(2часа). Игра «Угадай мелодию» (2 ч.), «Что? Где? Когда?» (2 ч.), «О, спорт, мы мир!», «Здоровье не купишь.» (2 ч.). Тематические и предметные КВНы (1-4 часа).

 https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/11/25/zdorovyy-obraz-zhizni 

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/12/03/kvn-klassnyy-vecher

https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2014/11/24/ekologicheskiy-vecher-bereg-lesnogo-ozera

         Интеллектуальные игры(47ч.). Игра «Афоризм +» (1-4 часа). Игра Эмоциональный афоризм или «Ассоциация» (2 часа). Игра «На одну букву», отгадай слово, отгадай песню (2 часа). составь новое слово, составь много слов из одного, поменяй местами, заполни таблицу  словами, ребусы, кроссворды, судоку, загадки. (4 часа).

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/09/20/intellektualnye-igry

Турниры «Морской бой», «Шашки», «Шахматы», домино, русское лото, монополия (1-4 часа в неделю); настольные игры: «UNO», «семь на девять», «Ратуки», «Крокодил», «Свинтус», «Скажи иначе», «Ответь за 5 секунд», мафия, «Что? Где? Когда?» и другие (4 ч. в неделю).

Широта кругозора и уровень развития познавательного интереса - важнейшие качества образованного человека. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания и логики. Способствует сплочению детей и приобретению навыков работы в команде.

Предложенные турниры проводятся в классе, в отрядной, в актовом зале в течение всего года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Степанов П.В., Степанова И.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 96с.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя – М. : Просвещение, 2001.- 233с – (Стандарты второго поколения).
  3. Учебно-методический комплект ФГОС «Классные часы. Внеклассная работа» 1-4кл., Издательство «Экзамен» Москва 2012 год
  4. Программа «Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы». Курамшина О.Н., Железкина А.М., Москва «ВАКО»2008год
  5. Стандарты в начальной школе: путеводитель в области перехода начальной школы к новому стандарту, как написать основную образовательную программу образовательного учреждения, портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе  /О.В. Буданова. – М. : Центр  «Педагогический поиск», 2011.
  6. Планирование воспитательной работы в классе: метод. Пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
  7. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1 – 5 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 152с. – (Мастерская учителя).
  8. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007.

В результате работы обучающиеся научатся:

  • различным формам организации досуга;
  • организовывать свою и коллективную деятельность;
  • выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные;
  • работать в группе и индивидуально;
  • отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
  •  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.
  • умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Рекомендации для работы с детьми:

 

На протяжении всего периода пребывания  ребёнка в санатории (смена- 21 день) культивируется партнёрский, уважительный, доброжелательный стиль общения как между педагогами и детьми, так и внутри педагогического, медицинского и детского сообществ санатория через:

  • Личный пример администрации, педагогов, медицинского персонала, технического персонала учреждения, старших школьников.
  • Регулярное обсуждение проблем общения  педагогических и медицинских сотрудников на планерках, педсоветах.
  • Выработку в детских сообществах правил общения.
  • Организацию воспитателями специальных занятий по отработке навыков конструктивного общения.
  • воспитание в школьниках любознательности (ценность знания);
  • Межвозрастные игры на переменах и прогулках: коммуникативные, пантомические, подвижные и пр. игры, направленные на сплочение детей из разных отрядов, классов, снятие напряженности, создание атмосферы дружбы и общей радости.
  • Поддержка и развитие традиций   санатория, вводящих  ребёнка в ритм лечебного учреждения, формирующих чувство причастности к тому, что происходит в санатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Игра на гитаре"

Рабочая программа "Игра на гитаре" предусматривает занятия с детьми и подростками с 12 до 16 лет(старшая группа) и с детьми 10-11 лет(младшая группа).  Программа рассчитана на 3 года обучения....

Интеллектуальный турнир по истории для учащихся 7-9 классов

Интеллектуальный турнир по истории для учащихся 7-9 классов. Можно использовать для предметной недели....

Интеллектуальная программа для учащихся 9-11 классов «Турнир знатоков русского языка»

Интеллектуальная программа для учащихся 9-11 классов «Турнир знатоков русского языка»...

Рабочая программа "Игры народов мира"

   Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры народов мира» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы повед...

Рабочая программа "Игра, игротерапия" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Игра, игротерапия" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)...

Сценарий интеллектуального турнира для учащихся первых классов «Знай-ка»

Сценарий интелектуального турнира включает в себя 5 заданий устных и письменных....

Интеллектуальный турнир "Игры разума"

Интеллектуальный турнир "Игры разума"...