Проект "Школа кулинаров".
проект (6 класс) по теме

Сарычева Ольга Викторовна

Цели: расширение кругозора в области кулинарии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_kulinarov.docx96.57 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 108»

Проект

«Школа кулинаров»

Автор проекта: воспитатель Сарычева О.В.

Москва

2016 год


ПРОЕКТ «ШКОЛА КУЛИНАРОВ»

Вид проекта: творческий и исследовательский.

Цели и задачи проекта:

– расширение кругозора в области кулинарии;

– развитие понятия о здоровом и рациональном питании, характеристика пищевой ценности отдельных продуктов, рекомендации по организации рационального питания;

– восприятие различных национальных блюд, освоение приготовления;

– формирование умения сервировки стола, правильно вести себя за столом.

Форма работы: групповая

Этапы проекта

  1. Теоретический – изучение продуктов,  необходимых для полноценного роста и развития человека; основ правильного питания
  2. Практический – покупка продуктов с предварительным изучением их состава, приготовление блюда по рецепту
  3. Заключительный – изучение правил сервировки стола

Выбор и обоснование темы проекта

Кулинария – десятая муза человечества. Многие из нас любят готовить, готовим дома, готовим на работе, и это приносит радость в нашу жизнь. Кулинария – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы открываем все новые и новые блюда, разные вкусы. Ведь это так интересно! Если одно и то же блюдо приготовить с разными приправами, то и вкус будет разным. Некоторые люди готовят не задумываясь, просто чтобы поесть. Но ведь кулинария – целое искусство. Искусство приготовления пищи. Правильно смешать все ингредиенты, подобрать правильное количество того или иного продукта, красиво подать блюдо.

Так почему бы не устроить из приготовления пищи увлекательное занятие?

Ведь без пищи, а значит и кулинарии, мы бы не существовали. Нам приятнее есть к тому же и красиво оформленные блюда, что-то удивительное и вкусное, конечно же. Можно даже попробовать придумать что-нибудь самому.

Именно поэтому я выбрала тему «Кулинария». Я пока еще не могу приготовить любое блюдо идеально, но кое-что я уже умею. И очень хочу научиться хорошо готовить.

Кулинария – это искусство, требующее больших затрат времени и сил. Но чем чаще вы будете готовить, тем опытнее станете в области кулинарии.


Общие сведения о кулинарии

Гастрономом (кулинаром) должен быть каждый образованный человек,

потому что было бы странно не знать, что составляет главное условие

нашей жизни, и слепо доверять каждому приготовителю пищи, не знающему искусства приготовления, иногда грубому и неопытному человеку.

И. Радецкий (русский повар-ученый)

Кулинария (от лат. culina – кухня) – искусство приготовления пищи, а также собирательное название кушаний. По преданию, Кулина была служанкой и помощницей мифического врачевателя Эскулапа (покровителя медицины) и его дочери Гигеи (покровительницы здоровья). Кулинария – древнейшая отрасль человеческой деятельности. Одним из первых приемов тепловой кулинарной обработки была жарка на открытом огне, в золе и на раскаленных камнях. Позднее появилась варка и вместе с ней кулинарная рецептура. Приемы кулинарной обработки формировались под влиянием природных, исторических и социально-экономических факторов. Кулинарные рецептуры и способы обработки пищи, возникшие в результате многовековой эволюции, отражают коллективный опыт народа и поэтому во многом физиологически целесообразны, так как сама по себе пища олицетворяет собой древнейшую связь, соединяющую все живое, в том числе человека, с окружающей его природой. Национальная кухня каждого народа – неотъемлемая часть его материальной культуры. Различают народную и профессиональную кулинарию. Последняя возникла на основании народной, которую развили и усовершенствовали повара-профессионалы. Профессиональная кулинария, с одной стороны, искусство, а с другой – наука, опирающаяся на достижения физики, химии, физиологии питания и других отраслей естествознания. Кулинарией увлекались многие известные ученые, художники, писатели: Леонардо да Винчи, С. Боттичелли, А. Дюма, В. Одоевский и др. Основоположником научной Кулинарии в России был Д. Каншин. После появления механизированных предприятий внедомашнего питания кулинария превратилась в техническую дисциплину – технологию приготовления пищи.

Рациональное питание

Рациональное питание является физиологически полноценным питанием здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Именно такое питание способствует нормальному развитию организма, сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, активному долголетию. Питание – многофункциональный процесс, но можно выделить три основные его функции.

Первая – энергетическая, заключающаяся в снабжении организма энергией.

В этом отношении организм человека можно условно сравнить с машиной, которой для совершения работы требуется поступление топлива. Рациональное питание предполагает примерно равное соотношение (баланс) между поступлением энергии в организм и ее расходованием на обеспечение процессов жизнедеятельности.

На что же расходуется энергия? Прежде всего – на основной обмен и физическую деятельность. Основной обмен – это уровень энергетических затрат организма в состоянии относительного покоя при температуре окружающей среды 20 °С, измеренной через 12–14 часов после приема пищи. У взрослых основной обмен равен одной килокалории на один килограмм массы тела в час. Отсюда несложно подсчитать, что, например, у молодого мужчины, вес которого составляет 70 кг, основной обмен составляет примерно 1700 килокалорий. У женщин этот показатель на 5–10, а у стариков на 10–15 % ниже.

Кроме того, любой, даже самый ленивый, человек не лежит целый день в постели. Он трудится, занимается спортом, испытывает всевозможные стрессовые нагрузки. На всю эту физическую (нервно-мышечную) деятельность затрачивается довольно много энергии. Правда, у одного работа сидячая, не требующая больших физических перегрузок, а у другого наоборот. Так, бухгалтер на своем рабочем месте за каждый час тратит около 90-110 килокалорий, плотник – 350, строитель – 390 и т. д. Как видим, разница довольно большая, и это должно обязательно найти отражение в питании. Питание любого человека должно соответствовать его энергозатратам.

При недостаточно калорийном питании организм покрывает расход энергии за счет материала тканей своего тела, масса его начинает уменьшаться и наступает истощение.

Однако сегодня это довольно редкое явление. Чаще люди страдают от переедания. Избыток пищевых веществ превращается в жир и откладывается в виде жирового депо. Отказ от переедания – важнейшее условие здорового образа жизни.

Вторая функция питания заключается в обеспечении организма пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени углеводы. Известно, что в процессе жизнедеятельности в организме человека постоянно разрушаются одни клетки и внутреклеточные структуры и вместо них образуются другие. «Строительным материалом» для создания новых клеток и структур служат химические вещества, входящие в состав пищи. Потребность в пластических веществах повышена в детском возрасте, когда они используются не только для замены разрушенных клеток, но и для осуществления процессов роста.

Третья функция питания – снабжение организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности, – ферментами и гормонами. Большинство этих химических веществ способно синтезироваться в организме, однако некоторые (например витамины) должны обязательно поступать извне с пищей. В соответствии с перечисленными функциями, которые выполняет питание, должен строится и пищевой рацион человека, который определяет в итоге и здоровье человека, и даже его образ жизни.

  1. Теоретический этап

Продукты,  необходимые для полноценного роста и развития человека

1. Углеводы. Это основные поставщики энергии, которая так необходима при
быстром росте. Они содержатся в крупах и злаках.

2. Продукты, содержащие белок. Это мясо животных, птицы и рыба. Белок это
главный строительный материал для мягких тканей и внутренних органов. В мясе,
особенно в красном, содержится железо, при недостатке которого может проявиться
анемия.

3. Растительная клетчатка и витамины. Это овощи и фрукты. Клетчатка
необходима для правильной работы пищеварительной системы. Витамины
необходимы для сохранения и укрепления здоровья.

4. Растительные жиры. Это растительные масла и различные орехи. Они
обеспечивают организм энергией и служат строительным материалом. Употребление этих продуктов может помочь подростку избежать проблем с выпадением волос и ломкостью ногтей.

5. Молоко и кисломолочные продуты. (творог, йогурт, кефир...) Это незаменимые
поставщики кальция, витамина В и фосфора в питании подростков.

6. Чистая питьевая вода. Для нормальной работы организма нужно выпивать в сутки количество воды из расчёта 30мг на 1 кг массы тела.

Основы правильного питания

1. Пища должна быть свежей.

2. Правильное питание должно быть разнообразным и сбалансированным.

3. В рационе должны присутствовать сырые овощи и фрукты.

4. Сезонность питания.

5. Ограничение в питании.

6. Определенное сочетание продуктов.

7. От пищи должно поступать максимум удовольствия.

II. Практический этап

  1. Салат «Витаминный»

Описание блюда: Хорошо скомпонованный салат, всегда предпочтительней отдельных продуктов. К примеру, морковка богата витамином А, который является жирорастворимым, и соответственно гораздо лучше усвоится, если употребить морковку вместе с растительным маслом. Таких взаимно усиливающих пользу и вкус маленьких хитростей великое множество. Кроме традиционной зелени вроде петрушки, кинзы, укропа, шпината, рукколы и т. д. интересный пикантный вкус вашему блюду могут придать ботва красной свеклы (имеет кисловатый острый привкус), или зелень редиски. Таким нехитрым способом можно придать новый, зачастую неузнаваемый вкус, уже знакомому рецепту.

С помощью салатов, можно насытить организм не только витаминами, но и жирными кислотами, клетчаткой, такими микроэлементами как йод, железо и многими другими. Для поддержания необходимого для здоровья количества полезных веществ употребляйте в пищу блюда со свежими овощами круглый год, как можно регулярнее. Только в зависимости от сезона будет меняться состав. Летом это больше фрукты, огурцы, помидоры, свежая зелень. Осенью приходит пора капусты и корнеплодов. Каждый сезон богат по-своему. А благодаря тому, что сегодня можно купить любые фрукты и овощи, то можно в любой момент приготовить себе летний тропический салат.

Время приготовления: 20 минут

Количество порций: 8

Предназначение:
На обед: На закуску
На ужин: На закуску
Специальное питание: Для диеты/Постное питание

Ингредиенты:

Капуста – 200 гр

Редис – 3 шт

Огурец – 1 шт

Перец болгарский красный – 1 шт

Сок лимона – 1 ст ложка

Оливковое масло – 50 гр

Соль – по вкусу

Приготовление:

  1. Нарезаем кубиками редис и огурец
  2. Режем соломкой перец
  3. Шинкуем капусту на тонкую соломку, слегка обминаем руками и перетираем с солью
  4. Соединяем все овощи, выжимаем лимон и перемешиваем.
  5. Заправляем салат маслом.

Приятного аппетита!

  1. Печенье «Минутка»

Описание блюда: Замечательное домашнее песочное печенье «Минутка», рецепт которого настолько прост и быстр, что дал название этому десерту. Конечно, вы потратите больше минуты, но много времени рецепт печенья «Минутка» не потребует. Главное - точно соблюдайте инструкции.

Время приготовления: 40 минут

Количество порций: 3

Ингредиенты: 

Мука пшеничная - 300-400 г (2-3 стакана)

Маргарин или масло сливочное - 200-250 г

Молоко - 60 г

Сахар - 150 г

Сахар ванильный - 1 ч. ложка или ванилин - на кончике ножа

Приготовление:

  1. Подготовить продукты для печенья "Минутка".
    Маргарин вынуть из холодильника для размягчения. (Сливочное масло использовать можно, но не высокой жирности, в противном случае печенье при выпекании может растекаться.)
  2. Маргарин (мягкий, но не растаявший) размять до консистенции густой сметаны.
  3. Смешать маргарин с ванильным сахаром.
  4. Взбить до образования пышной массы.
  5. Добавить небольшими порциями молоко.
  6. Когда сахар растворится, прибавить просеянную муку (300-350 г).
  7. Все хорошо перемешать. Делать это нужно быстро, чтобы маргарин не нагрелся. Тесто должно получиться такой консистенции, чтобы его можно было отсадить с помощью кондитерского мешка.
  8. Включить духовку, разогреть ее до 180-200 градусов. Печенье нужно ставить только в хорошо прогретую духовку, иначе оно расплывется и потеряет форму.
  9. Тестом заполнить кондитерский мешок с зубчатой трубочкой и отсадить изделия в виде ромашки (диаметром примерно 3 см). Заготовки для печенья не должны быть приплюснутыми, так как в духовке печенье оседает. Между печеньями нужно оставить место, потому что при выпечке они немного расплываются.

Приятного аппетита!

  1. Фруктовый салат «Осень»

Описание блюда: Готовить фруктовые салаты легко, а кушать – приятно. Это замечательная закуска, десерт, который нравится и детям, и взрослым. 

Время приготовления: 25 минут

Количество порций: 4 порции

Ингредиенты:

300г синего винограда
250мл йогурта
3 банана
2 киви
по 1 груше и хурме

Приготовление:

  1. Киви и бананы очистить, нарезать ломтиками все фрукты, вырезав из груши сердцевину.
  2. Добавить к нарезанным фруктам виноградинки, разрезав их пополам, или целиком (если нет косточек).
  3. Полить фрукты любым йогуртом по вкусу (натуральным, подслащенным, со злаками или другими добавками), перемешать и подать салат к столу.

Приятного аппетита!

III. Заключительный этап

Сервировка — завершающий этап подготовки стола.
Перед сервировкой столы накрывают скатертями. Для этого используют определенные приемы. Сначала на каждый стол кладут сложенную скатерть. Развернув ее на столе и взяв обеими руками за кромки одной из сторон, скатерть поднимают, а затем резко опускают руки вниз, как бы встряхивая. Воздушная подушка, образовавшаяся между столом и развернутой скатертью, дает возможность сдвинуть ее в любую сторону и аккуратно уложить в нужном положении так, чтобы ее центральная складка совпала с центром стола.
При накрывании стола скатертью ее нельзя мять, тянуть за углы и прищипывать пальцами. Углы скатерти должны опускаться против ножек стола, закрывая их. Спуск скатерти со всех сторон стола должен быть одинаков — не менее чем на 25 см и не ниже сиденья стула; меньший спуск скатерти придает столу некрасивый вид, а больший неудобен для сидящих. 
Если прямоугольный стол нужно накрыть двумя скатертями, то первую из них стелят на противоположную от главного входа в зал или главного прохода в нем сторону. На второй, верхней скатерти кромку подвертывают внутрь так, чтобы образовалась прямая ровная линия. Подсобные столы и серванты так же аккуратно накрывают скатертями или салфетками. 

Если во время трапезы потребуется сменить скатерть, сделать это нужно по возможности быстро и почти незаметно. Принеся чистую скатерть, надо переставить посуду на подсобный столик. Затем, взяв края чистой скатерти и одновременно приподнимая края испачканной, быстро заменить ее. При этом крышка стола не должна обнажаться. 
При сервировке стола соблюдают определенный порядок: 
— вначале ставят фаянсовую или фарфоровую посуду, 
— затем укладывают приборы 
— и после этого ставят хрусталь или стекло. 
Бокалы, фужеры, рюмки, ставя на стол, придерживают за ножку. 
Сервировка столов бывает различной в зависимости от характера трапезы: 
    — завтрак, 
    — обед 
    — или вечернее обслуживание гостей.

http://supercook.ru/images/stol.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

Презентация к уроку технологии раздел - кулинария, Тема "Полуфабрикаты из мяса"

Презентацией  урока на тему  «Полуфабрикаты из мяса» для 8 класса раздела – технология приготовления пищи. Слайды содержат информацию о  питательных свойствах мяса,  классификации ...

Открытое интегрированное мероприятие по ОБЖ и кулинарии. "Безопасная кулинария ", методическая разработка. Авторы: Потоцкая Софья Александровна; Фролова Ирина Валентиновна; Гольденштейн Ефим Яковлевич.

Методическая разработка викторины по Технологии (раздел "Кулинария") и Основам безопасности жизнедеятельности с подробным описанием заданий и вопросов. В  представленном материале учтены во...

Методическая разработка урока по технологии, раздел кулинария. Тема: "Кулинария. История возникновения кулинарии".

Данная методическая разработка познакомит учащихся с историей возникновения кулинарии и когда на земле появились первые повара....