открытый урок по теме"Музыка в театре, кино, на телевидении"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Кристинкова Светлана Васильевна

Цель этого урока-показать важное значение музыки в синтетических видах искусства-театре, кино, на телевидении, а также необходимость литературной  основы  пьесы, или кинофильма-сценария...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                           Урок музыки в 5 классе

Тема и номер урока в теме Музыка в театре, кино и на телевидении.

Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка 5 класс.

  1.     Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
  2. Задачи: 
  1. направленные на достижения личностных результатов:
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
  1. направленные на достижения метапредметных результатов:
  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
  1. направленные на достижения предметных результатов:
  • знание жанров музыки (опера, балет);
  • осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
  1. Тип урока: открытие новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор.

Музыкальные произведения:

           

Литературные произведения:

  1. А. Толстой «Золотой ключик»

Видеофрагменты:

  1. Балет «Лебединое озерЩелкунчик» П. Чайковский.
  2. Кинофильм «Приключения Буратино»

                     

Структура и ход  урока:

  1. Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.Музыкальное приветствие

2.Этап актуализации знаний. 3 мин.

У: Ребята! Отгадайте загадки.

Слайд 1

     Он работает играя.

                           (Есть профессия такая!)

                           Он на сцене с давних пор.

                           Та профессия -        (актер)

Слайд 2

    Он спектаклем заправляет,

                           Наизусть все сцены знает,

                           Учит он как роль играть.

                           Как профессию назвать? (режиссер)

Слайд 3

    «Меню» в театре составляют

                           На весь сезон из разных пьес.

                           И только то, в него включают,

                           Что вызывает интерес?  (репертуар)

Слайд 4

Слайд 5

    Со звонком он в зал придет,

                           Место нужное займет.

                           Посмотрев спектакль хороший

                           Будет хлопать он в ладоши?    (зритель)

Слайд 6

     Есть у каждого в квартире

                          Он расскажет: что же в мире

                          Происходит каждый день.

                          Говорить ему не лень.

                          Папа смотрит там футбол

                          И кричит все время – «Гол!»,

                          Мама любит сериалы,

                          Что идут на всех каналах,

                          Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

                          И мультфильмы очень, очень!   (телевизор)

  1. Тема урока

У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?

Д:  О театре, кино и телевидении.

У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении.  (Слайд )

 А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?

Д: Какую  роль играет музыка в этих видах искусства.

Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов. Сейчас я предлагаю выполнить вам задание.  Мы знаем с вами, что многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений.  А как же называется литературный текст к опере и балету?

Д: Либретто.

Посмотрите, пожалуйста, на слайды и назовите произведение и композитора, который их написал.  (Слайд 9,10,11,12)

Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.

Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.

Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.

Балет «Золушка» - С. Прокофьев.

Опера «Иван Сусанин» -М. И. Глинка

Опера «Орфей и Эвридика»-К. Глюк

Опера «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римский-Корсаков

У: Молодцы, справились с заданием.

4.А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.

Видеофрагмент из балета «Щелкунчик».

У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране? (танцуют, балет)

 А есть предположение, фрагмент какого произведения мы смотрели? (Щелкунчик)Мы видим только танцующих людей и слышим музыку…Можете описать сцену? (…) Как звучала музыка - характер? Что нам музыка рассказала  о героях этого произведения.

Д: Музыка …….

 У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

У:Ребята, а кто из вас  посещал музыкальный театр, видел оперу, балет?  А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.

(Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре, каждая группа по одному правилу, смотрим презентацию)

Музыкальная физминутка: «Весёлая зарядка»

У: Но где же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы. ( муз. викторина-отгадываем по рядам )

Работа с учебником стр. 66

Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?

 (А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.

У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ – СЕДОЙ. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

     Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма  

  необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.

(Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.)

У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,  

     настраивает зрителя на определенные моменты.

У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.  

У: И мы с вами уже выучили такие песни, которые звучали в к/ф и м/ф .И сейчас мы их споём. Даже распевка наша из к/ф , где звучит много музыки и песен «Звуки музыки» (вокально-хоровая работа)

Звенит звонок.

У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.

( Просмотр фрагмента из кинофильма «Золушка»)

У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?

Д: Золушка поёт на балу

У: О чем она поет в этой песне? Золушка-какая?

Д: Добрая, веселая,

У: Музыка помогает нам понять человека, рассказать о нём…

У: Каков характер музыки?

Д: Музыка тоже добрая ит.д.

У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами.  В них мы также слышим много музыки и песен.

( можно фрагмент мультфильма- Лети, лепесток)

7. Обобщение и систематизация знаний. 3 мин.

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке? 

Работа с учебником стр. 65

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

  • служит музыкальной характеристикой героев,
  • создает атмосферу действия,
  • показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
  • создает национальный колорит,
  • делает популярными произведения композиторов,
  • показывает мастерство певцов и музыкантов. 

     Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.

     9. Домашнее задание. вспомни и спой полюбившиеся песни из к/ф, телепередач.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Он работает играя. (Есть профессия такая!) Он на сцене с давних пор. Та профессия – (актер)

Слайд 3

Он спектаклем заправляет, Наизусть все сцены знает. Учит он как роль играть, Как профессию назвать? (режиссер)

Слайд 4

« Меню» в театре составляют На весь сезон из разных пьес. И только то, в него включают, Что вызывает интерес? (репертуар)

Слайд 5

Кто из вас, друзья мои, Гостью угадает? Крыльев нет, но смотришь… и, Кажется, летает. Много раз она была Героиней сказки. Часто смотрит в зеркала, Но не строит глазки. То на ней одно трико, То наряд старинный. Ребята, отгадайте кто-

Слайд 6

Это - балерина

Слайд 7

Со звонком он в зал придет, Место нужное займет. Посмотрев спектакль хороший Будет хлопать он в ладоши? (зритель)

Слайд 8

Есть у каждого в квартире Он расскажет: что же в мире Происходит каждый день. Говорить ему не лень. Папа смотрит там футбол И кричит все время – «Гол!», Мама любит сериалы, Что идут на всех каналах, Ну, а я, - «Спокойной ночи» И мультфильмы очень, очень!

Слайд 9

телевизор

Слайд 10

Музыка в театре, кино и на телевидении.

Слайд 12

Вид на село Домнино

Слайд 15

Садко играл на гуслях, пел голосом дивным. И однажды сам Царь морской заслушался и в гости к себе его пригласил

Слайд 16

Тема любви звучит, как бы из последних сил, изнемогая, погибая.

Слайд 25

. Восход солнца. Яркий луч падает на героиню. Она тает в солнечных лучах.

Слайд 28

Сценарий- литературный текст к спектаклю, кинофильму .

Слайд 29

«ЗВУКИ МУЗЫКИ» Роберт Роджерс

Слайд 30

ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА»

Слайд 31

Музыка играет совершенно разные роли: служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит, делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила поведения в театре

Слайд 2

В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер. Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.

Слайд 3

Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.

Слайд 4

Пробираясь к своему месту, надо проходить вдоль ряда кресел лицом к уже сидящим зрителям, предварительно сказав: «Разрешите пройти». Проходить к ним спиной некультурно.

Слайд 5

Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.

Слайд 6

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

Слайд 7

В высшей степени невежливо во время спектакля обращаться с вопросами к соседям, комментировать происходящее на сцене, разговаривать, шелестеть программкой, шуршать обертками, есть.

Слайд 8

В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.

Слайд 9

Главное правило, неукоснительно соблюдаемое воспитанным человеком в театре, — поддержание глубокой тишины. Мобильные телефоны нужно обязательно выключить до начала представления.

Слайд 10

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль. Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой.

Слайд 11

Хорошие спектакли, концерты классической музыки долго хранятся в памяти. Пусть же впечатление от них не будет испорчено незнанием элементарных правил поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме «Музыка в нашей жизни…» в 9 «Б» классе

Этот урок первый из цикла "Музыка в нашей жизни", показывает приминение компьютерных технологий, проектной деятельности, игровых технологий и дифференцированного подхода....

Открытый урок по теме"Музыка в Германии"

Данный урок я готовила  для проведения декады по немецкому языку....

5 класс. Музыка в театре, кино, на телевидении

Презентация к уроку музыки в 5 классе. Тема "Музыка в театре, кино, на телевидении. Для урока частично использовался конспект учителя музыки Бобякиной Оксаны Анатольевны.Музыкальный материал: Пес...

Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"

Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...

"Музыка в театре, кино, на телевидении"

Конспект урока по музыке для 5 класса...

Открытый урок по теме: "Музыка в театре, кино и на телевидении"

Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении"Тип урока: ознакомление с новым материаломЦели урока: Образовательные:- Сформировать у учащихся представление о сценической роли музыки в спекта...