Технологическая карта открытого урока музыки в 5 «Б» классе МБОУ «Школа №12» г.о. Самара Дата проведения: декабрь 2024 г. Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Панкова Ольга Валерьевна

Технологическая карта открытого урока музыки в 5 «Б» классе МБОУ «Школа №12» г.о. Самара

 

 

 

Дата проведения: декабрь 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: освоение новых знаний.

Ф.И.О. преподавателя: Панкова Ольга Валерьевна

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока музыки в 5 «Б» классе МБОУ «Школа №12» г.о. Самара

Дата проведения: декабрь 2024 г.

Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.

Тип урока: освоение новых знаний.

Ф.И.О. преподавателя: Панкова Ольга Валерьевна

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.

Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

1.Задачи:

Направленные, на достижения личностных результатов:

-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

-формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;

-развитие вокально-хоровых навыков;

-наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.

Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.

Развивать музыкальный слух и вокальные данные.

Направленные, на достижения метапредметных результатов:

-освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

-овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

Направленные, на достижения предметных результатов:

-знание жанров музыки (опера, балет);

-осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;

-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.

Тип урока: освоение новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная

Технические средства: DVD, синтезатор, компьютер.

Видеоряд:

Портреты композиторов: Д. Шостаковича, Э. Грига, П. Чайковского.

Музыкальные произведения:

  1. Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
  2. Балет Чайковского «Лебединое озеро»
  3. А. Рыбников «Песенка Папы Карло»
  4. Е. Крылатов «Крылатые качели».

Литературные произведения:

  1. Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».
  2. А. Толстой «Золотой ключик»

Видеофрагмент:

  1. Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский, «Танец Маленьких лебедей»

Презентация: «Фильмы Л. Гайдая»

Ход урока:

Организационный момент.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в культпоход в театр и в кино. Давайте приобретем билеты, чтобы нам войти в зал.

(Раздает билеты). Билеты мы приобрели, но чтобы занять места в зале мы должны отгадать загадки, которые у вас на обратной стороне билетов.

1.Он работает играя.

Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия - (актер).

2.Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? - (режиссер)

3.«Меню» в театре составляют

На весь сезон из разных пьес.

И, только то в него включают,

Что вызывает интерес- (репертуар)

4.Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она - (балерина)

5.Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши. (зритель)

6.Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, - «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень! (телевизор)

У: Мы отгадали все загадки и я думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении. А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства.

Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.

1 этап урока.

звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

У: Знакома ли вам эта музыка?

Это просто песня или часть из большого произведения?

О чем рассказывается в этом произведении?

(Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)

У: О чем поет Сольвейг?

(О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)

У: В каком характере прозвучала музыка?

Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

У: Какой образ нам нарисовала музыка?

Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.

Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения?

Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.

У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?

Д: Либретто.

2 этап урока.

А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.

Звучит фрагмент из балета «Лебединое озеро».

У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Предположительно, литературной основой для либретто к балету «Лебединое озеро» могла послужить романтическая сказка немецкого писателя «Лебединый пруд».

Что мы увидели на экране? Маленьких лебедей! Музыка танца маленьких лебедей очень проста и вместе с тем привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучания деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят «топчущиеся» изящные и слаженные движения танцующих маленьких лебедей. А какое ваше впечатление от этого танца? Вам он понравился?

Д: Музыка очень красивая, лебеди танцуют очень красиво!

У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее? Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

У: Ребята, а вы были, когда – нибудь в театре?

У: А вы знаете как нужно вести себя в театре?

Знакомит с правилами поведения в театре.

Раздает памятки.

Один из учеников зачитывает эти правила:

Памятка, как вести себя в театре.

Среди основных канонов выделяют следующие.

  1. В театр нельзя опаздывать. Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.
  2. Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок. Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.
  3. Проходить к своим местам нужно аккуратно, стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.
  4. Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника, близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.

Музыкальная физкультминутка: «Если нравится тебе?»

3 этап урока.

У: Но где, же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

Песня Е. Крылатова «Крылатые качели»

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Минута славы», «Голос», «Песня года», фильмы, мультфильмы, музыкальные проекты.

У: Ну и конечно кинофильмы. А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский.

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим сценарий, который пишут режиссеры - сценаристы.

Запишем в тетрадях

- сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.

Режиссер- сценарист – тот, кто пишет сценарий.

- либретто - словесный текст музыкально-драматического произведения (оперы, оперетты, балета);

Либреттист - автор либретто — словесного текста музыкально-театрального произведения.

У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о каком – либо событии, настраивает зрителя на определенные моменты

У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.

4 этап урока.

Дыхательная гимнастика. Распевание. «Звуки музыки» - исполняет класс

5 этап урока.

Анализ:

У: Каков характер музыки?

У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.

А сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!»

1. «Песенка Снегурочки» из мультфильма «Ну, погоди!»

3. «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»

4. «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Кот Леопольд»

А теперь, посмотрим, что у нас на доске, я буду включать кадры из фильма, а вы угадаете в каком фильме звучит песня «Где –то на белом свете»

6 этап урока.

Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.

У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.

У: Скажите, знакома ли вам эта музыка и какая программа начинается этими позывными?

Д: Программа «Время», «Новости».

7 этап урока.

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли: служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.

Наш урок подошел к концу. Вы хорошо работали и получаете положительные оценки.

Домашнее задание: записать в тетрадь 5 названий песен из сказок, мультфильмов, кинофильма, спектакля, послушать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...

Технологическая карта открытого урока математики в 5 классе на тему: "Переместительное свойство умножения. Решение текстовых задач".

Технологическая карта  урока математики в 5 классе на тему: "Переместительное свойство умножения. Решение текстовых задач". Урок разработан в соответствии с ФГОС к УМК А.Г. Мергляк, В.Б...

Технологическая карта открытого урока математики в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби".

Урок разработан к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский и др., соответствует требованиям ФГОС.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие правильной и неправильной дроби.Задачи ур...

Технологическая карта открытого урока математики в 6 классе на тему: "Сложение рациональных чисел".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к УМК  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир.Место и роль урока в изучаемой теме:  урок закрепления полученных знаний (№4)Дидактическая це...

Технологическая карта открытого урока математики в 5 классе на тему: "Умножение десятичных чисел".

Урок разработан к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, соответствует требованиям ФГОС.·     Цели:    образовательные:Совершенствовать умения выполнять умно...

2019 Технологическая карта открытого урока физики в 11 классе по теме "Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи"

Тип урока: Урок новых знаний (урок-проект)Цели урока:-Обучающая: усвоение понятий: радиолокация, мозаичное изображение, развертка. Показать роль науки и техники в развитии НТП, роль приборов в на...

Технологическая карта открытого урока по географии 8 класс Тема: Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы

Основные понятия: Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, ветры западного переноса, муссоныОбразовательные ресурсы: Учебник: Алексеев А.И. и др...