готовимся к итоговой аттестации
статья (9, 11 класс) на тему

Дмитриева Виктория Николаевна

Данные материалы предназначены для обучающихся выпускных классов, родителей выпускников. Подборка  поможет психологически настроиться на подготовку к экзаменам, а так же научит способам сохранения душевного равновесия в экзаменационный период .

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПСИХОЛОГА  ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ.

Дорогой друг!

Скоро тебе предстоит напряженная пора - сдача экзаменов. Это - очень волнительный и тревожный момент в твоей жизни. Чтобы преодолеть эти трудности, предлагаю тебе несколько рекомендаций и упражнений.

 

Как лучше запомнить текст?

1. Не всегда трудность запоминания зависит от объема материала.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 

Что необходимо делать для поддержки работоспособности?

1. Чередовать умственный и физический труд.

2. Чтобы усилить приток крови к клеткам мозга необходимо периодически делать физические упражнения, отдавая предпочтение кувырку, свече - стойке на голове.

3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20—30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4. Сократить до минимума просмотр телевизионных передач!

Что делать при появлении негативной установки?

1. Попытаться переключить внимание. Для этого необходимо сконцентрироваться на любом предмете, любой вещи, попавшей в поле зрения. Необходимо описать цвет, форму, материал, из которого изготовлена вещь.

2. Попытаться объективно описать безвыходную, тревожную ситуацию, на твой взгляд, и извлечь из нее выгоду.

Как разрядить негативные эмоции?

1. Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.

2. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, верхней части рук и в пальцах поэтому, если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. А если напряжение «заперто» в горле, то производи любые спонтанные звуки.

3. Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

4. Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

5. Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения.

1. Сожми пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимай с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделай вдох. Повтори 5 раз. Теперь попробуй выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2. Возьми по два грецких ореха и совершай ими круговые движения в каждой ладони.

3. Слегка помассируй кончик мизинца.

4. Помести орех на ладонь ближе к мизинцу, прижми его ладонью другой руки и делай орехом круговые движения в течение 3 минут.

Способы снятия нервно-психического напряжения:

1. Спортивные занятия.

2. Контрастный душ.

3. Мытье посуды.

4. Скомкать газету и выбросить ее.

5. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

6. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче», затем выбросить.

7. Закрасить газетный разворот.

8. Громко спеть любимую песню.

9. Покричать то громко, то тихо.

10. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и ритмичную.

11. Смотреть на горящую свечу.

12. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

13. Погулять в лесу, покричать.

14. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

В период подготовки и в дни проведения ЕГЭ нужно очень хорошо питаться.

Причём пища, для стимуляции хорошей работы головного мозга, должна быть разнообразной, сбалансированной и питательной.

Продукты, улучшающие память. Учёные к числу таковых относят: авокадо, ананас и морковь.

Авокадо в большом количестве содержит жирные аминокислоты и является мощным источником энергии для кратковременной памяти. Употреблять его следует не менее половинки плода в день.

Ананас. В пищу можно употреблять как плоды, так и соки. Для удержания в памяти больших объёмов текстового материала - в день достаточно употреблять один стакан сока или 1/3 часть плода ананаса.

Морковь. Каротин и высокое содержание витамина «А» в этом овоще с наших грядок очень хорошо стимулирует кровообращение и обмен веществ в мозге. Очень полезно съесть 150-200 грамм тёртой моркови перед запоминанием систематизированной информации такой, как даты исторических событий, формулы, цитаты, правила и аксиомы.

Продукты для улучшения возможностей мозга по концентрации внимания. К ним относят: креветки, лук репчатый, орехи.

Креветки являются своеобразным деликатесом для деятельности мозга. Они снабжают его нужными и чрезвычайно важными для усиленной работы аминокислотами, что не позволяет вниманию ослабнуть.

Лук репчатый. Лук улучшает снабжение мозга кислородом, способствует разжижению крови, очень хорошо помогает при психической усталости и умственном переутомлении.

Орехи. Мощно укрепляют нервную систему, резко и на долгое время стимулируют деятельность мозга, лучше всего съесть незадолго до экзамена.

Продукты для достижения эффекта «творческого озарения». С давних времён в ожидании прихода «Музы» творческие личности употребляли в пищу инжир и тмин.

Инжир. При употреблении инжира в пищу резко улучшается снабжение мозга кровью и, соответственно кислородом, что освобождает голову для новых идей и способствует развитию творческого мышления.

Тмин. Его эфирные масла резко стимулируют всю нервную систему, повышают творческую активность мозга и могут спровоцировать рождения поистине гениальных идей. Для стимуляции творческой активности достаточно измельчить две чайных ложки семян тмина на чайную чашку и через 10 минут выпить этот настой как тминный чай.

Как правильно распределить время и силы при сдаче ЕГЭ?

Накануне любого экзамена следует хорошо выспаться, позавтракать, взять всё необходимое и следовать к месту проведения экзамена. А на экзамене придерживайтесь рекомендаций:

  1. Будьте предельно внимательным. Постарайтесь прослушать и запомнить всю информацию о правилах заполнения бланковой документации. От этой информации вплотную зависит качество и количество засчитанных правильными ответов.
  2. Соблюдайте все правила поведения. Задавать вопросы можно только по правилам заполнения бланковой документации или при наличии возможных трудностей с тест - пакетом.
  3. Будьте сосредоточенным. Бланк регистрации заполнен, все организационные вопросы разрешены и непонятные моменты прояснены. Немедленно забудьте об окружающих, перед глазами положите часы для контроля времени и сосредоточьтесь на понимании и выполнении тестового задания.
  4. Тестовые задания начинайте с ответов на лёгкие вопросы. Как только вы будете уверены в правильности своих ответов, точно знаете, что отвечаете правильно, вы успокаиваетесь и входите в рабочий ритм. Пропадает нервозность, мозг начинает работать более ясно и чётко в нужном направлении, вся его энергия направляется на постепенное, но более точное и полное выполнение всех тестовых заданий.
  5. Не пугайтесь жёстких временных рамок. Качество ответов не должно «страдать» от кажущейся нехватки времени. Перед тем как заполнить графу ответа следует дважды прочесть вопрос и для себя убедиться, что он правильно понят, на него есть правильный ответ, после этого следует дать этот ответ.
  6. Трудные и непонятные задания следует пропустить. К ним можно будет вернуться после ответов на все правильно понятые задания. Если сразу пытаться выполнить всё, то можно «застрять» на непонятных заданиях и не дойти из-за недостатка времени до тех на которые есть полные и ясные, а, главное, правильные ответы.
  7. Любое, даже самое понятное задание следует читать до конца. Иначе можно не понять сути заданного вопроса и совершить непоправимые ошибки при выполнении даже самых простейших заданий.
  8. Думайте только о точном выполнении текущего задания. Взявшись за выполнение нового задания, немедленно переключится только на него, о старом забыть, о будущем не вспоминать до полного выполнения текущего.
  9. Применяйте метод исключения. Сразу же нужно исключить те варианты ответов, которые явно не подходят под правильный ответ. Тогда быстрее и проще найдете верное решение среди оставшихся вариантов.
  10. Правило второго круга. Все отведённоое для экзамена время поделите на три части. Первые две трети времени потратьте на выполнение всех простых и понятных заданий. В оставшуюся треть времени пройдите все нерешённые трудные задания по второму кругу, к этому времени многие из них станут более понятными и вполне выполнимыми. Затем «пробегите» глазами все свои ответы, чтобы заметить явные ошибки в своих ответах и успеть их исправить.
  11. Включите интуицию. Иногда при выборе ответа может возникнуть ситуация, при которой ответ на задание интуитивно понятен. На втором круге можно попробовать доверится интуиции.
  12. Не впадайте в печаль и депрессию, если часть заданий выполнить не удалось. Вполне возможно, что необходимое количество баллов уже набрано и это огорчение помешает качественно подготовиться к следующему экзамену. Более уместными будут следующие действия: всё забыть, отдохнуть, хорошо выспаться и начать подготовку к следующему экзамену.



Предварительный просмотр:

«Как готовиться к экзаменам»

                                                                                                                             

  1. Начинать готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
  2. Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся сначала запомнить самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
  3. Для лучшего запоминания текста старайся не прочитывать его несколько раз, а повторять его по памяти.
  4.   Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения и усталости.

  1. Если устали глаза:

В период подготовки к экзаменам резко возрастает нагрузка на глаза. Необходимо давать отдых как глазам, так и всему организму в целом. Выполни 2 любых упражнения:

1) посмотри попеременно вверх - вниз (25 секунд), влево -вправо (15 секунд)

2) напиши глазами своё имя, отчество и фамилию

3) попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 секунд), потом на листе бумаги с текстом перед собой (20 секунд)

4) нарисуй круг, квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, а затем в противоположном направлении.

  1. Режим дня:

Раздели день на 3 части:

8 часов в день готовься к экзаменам

8 часов в день гуляй на свежем воздухе, двигайся (сходи на дискотеку)

8 часов в сутки спи, если появится желание – отдыхай после обеда.

7. Питание:

Питайся 3 – 4 раза в день, рацион должен быть богат витаминами: употребляй в пищу грецкие орехи, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.

Непосредственно перед экзаменом не следует сильно наедаться.

  1. Место для занятий

Поставь на стол предметы в жёлтой или фиолетовой тональности – это повышает интеллектуальную активность.

  1. Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, а затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа, запиши план ответа на каждый вопрос на отдельном листочке. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответов.

  1. Некоторые закономерности запоминания

Трудность запоминания растёт непропорционально объёму текста. Большой отрывок учить полезнее, чем краткое изречение.

При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

Распределённое заучивание лучше концентрированного: лучше учить с перерывами, чем сразу.

Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего.

Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

10. Условия поддержки работоспособности.

А) чередовать умственный и физический труд

Б) из гимнастических упражнений предпочтительны те, которые вызывают прилив крови к клеткам мозга: стойка на голове, кувырок, «свеча».

В) берегите глаза

Д) минимум просмотров телевизора

  1.  Правила поведения перед экзаменом.

За день до начала экзамена постарайся поменьше сидеть за учебниками. Хорошо выспись.

Иди отвечать в первых рядах – чем больше ты будешь оставаться среди переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. Несколько раз повтори про себя: «Я совершенно спокоен!»

Выполни упражнения на снятие напряжения:

  1. сядь удобно
  2. глубокий вдох через нос (4-6 секунд)
  3. задержи дыхание (2-3 секунды)

слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать № школы и т. д.

Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих.

Для тебя существуют только время выполнения теста и бланк с заданием. Читай задания не спеша, до конца.

Просмотри все задания, начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Главное – соберись с мыслями.  Когда приступаешь к новому заданию – забудь о предыдущем, как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

Действуй методом исключения: последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят!

Если ты сомневаешься в правильности ответа – доверься своей интуиции.

Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

  1. Поведение во время ответа

Если экзаменатор – человек энергичный, то твой вялый ответ, сопровождаемый паузами, может его разочаровать.  Если экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживлённой мимикой и громким голосом. Ничего лишнего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации».

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации»....

Урок-практикум «Готовимся к итоговой аттестации»

Данный урок является одним из уроков русского языка в 7 классе, который включает компонент интеграции с предметами школьного курса.Тема урока: «Готовимся к итоговой аттестации» (урок-практикум)Цели ур...

Презентация к собранию учащихся 9 класса "Готовимся вместе к Государственной итоговой аттестации".

Презентация разработана с целью информирования учащихся 9 класса и их родителей с нормативно-правовыми документами регламентирующими проведение ГИА в 2015 году....

Литература. ОГЭ-2019. Готовимся к итоговой аттестации.

Литература. ОГЭ-2019. Готовимся к итоговой аттестации....

Правила чтения в английском языке. Готовимся к государственной итоговой аттестации

Данный материал показывает особенности чтения некоторых буквосочетаний в английском языке. Представлен теоретический материал, а так же упражнения на отработку фонетического чтения. Будет полезен учащ...

Готовимся к итоговой аттестации. Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Готовимся к итоговой аттестации. Задание 15 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи...