Педсовет "Педагогические аспекты профессиональной компетентности педагога"
материал на тему

Валентина Павловна Новикова

Педсовет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности педагога

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме педагога, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» педагога. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества педагога (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми  педагогу в связи с требованием «нового» времени.

Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Ведение этих понятий в педагогическую практику потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.

Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д. В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Одним из концептуально важных способов управления качеством подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и является реализация компетентностного подхода к модернизации содержания профессионального образования. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный учитель оказывает позитивное влияние на формирование творческих учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.

В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [10 ]

И все же вплоть до настоящего времени в европейском образовательном сообществе нет единого четкого и однозначно понимаемого определения понятия «компетентность» применительно к его использованию для описания желательного образа (профессионально-квалифицированной модели) выпускника того или иного уровня образования.

В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.

Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание:

- компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

- компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:

- политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;

- компетенции, касающиеся жизни в обществе, признанные препятствовать распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;

- компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни;

- компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости;

- компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю с И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении».

Они являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может быть в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание находим и в определении А.С. Белкина, характеризующего компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет. Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения:

- образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «оспособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;

- такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды.

Суффикс «-ность» в русском языке означает степень овладения определенным качеством, поэтому термин «компетентность» чаще используется для обозначения определенных качеств, степени овладения ими.

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Таким образом, компетенция предполагает некоторое отчужденное наперед заданное требование к образовательной (включая профессиональную) подготовке обучаемого, а компетентность есть уже состоявшееся личностное качество.

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также по средствам активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы педагогу эффективное функционирование как субъекта-профессионала в системе "человек-человек".

Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкретно-способным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения.

Существуют различные подходы к определению компетентности специалиста. Так, например, Н.Ф. Талызина, считает, что он должен соответствовать трем составным частям: качеством, знаниям, умениям.

В их число входят:

- качества: выражающие отношения к работе, трудолюбия, внимания, творческий подход;

Характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;

Умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;

Административно-организаторские: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их;

Характеризующие  отношение к людям: честность, воспитанность;

Характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование.

- знания: профессиональные по своей специальности, общая культура, информированность о профессиональной деятельности;

- умения: решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать работе, планировать деятельности.

Этот перечень может пополняться или сокращаться в зависимости от вида деятельности.

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей (УДОД)- имеет существенные отличия от школьного обучения, поскольку УДОД – это место, где ребенок, прежде всего, находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.

Главная особенность учебного процесса в дополнительном образовании состоит в том, дети приходят на занятия в УДОД добровольно. Ребята сами выбирают направление деятельности и своего педагога. Если в школе не сложатся отношения ученика с учителем, то вынужденно посещая уроки нелюбимого учителя или занятия по нелюбимому предмету, школьник выражает свое негативное отношение поведением, эмоциями, нервно-психическим напряжением, которые невнимательный учитель может игнорировать – школьники все равно придут на его урок. В учреждении дополнительного образования педагог не может так поступить, ведь дети могут престать приходить на занятия.

В практике работы обычно встречаются следующие причины потери интереса детей к занятиям:

Тем или иным ребятам стало неинтересно предлагаемое направление обучения;

Не нравится педагог (не эмоциональный, не увлеченный, равнодушный к детям, непонятно объясняет и т.д.);

Иногда ребятам не нравится предлагаемая программа (перегруженный второстепенными деталями или слишком сложный материал, нет внутренней логики построения программы, неинтересные задания для самостоятельной работы и т.п.).

 Эта причина проявляется не часто, но также приводит к потере контингента УДОД.

К специфике дополнительного образования детей можно отнести и то, что продолжительность обучения в дополнительном образовании могут быть включены экскурсии, подготовка и участие в конкурсах, специальные каникулярные мероприятия в своем объединении и для всего учреждения.

Длительность одного занятия на первом году обучения не более двух астрономических часов, в которые входят и два перерыва по 15-20 минут для отдыха педагога и детей. В последующие годы обучения для ребят старшего возраста допускается продолжительность занятия 3 часа, если это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям.

Наполняемость групп обычно бывает 10-15 детей. При этом возможна организация обучения по звеньям, если в этом есть необходимость.  На первом году обучения дети приходят на занятия два раза в неделю, а со второго года могут заниматься два или три раза. Кроме этого, в работе педагога должны быть учтены санитарно-гигиенические требования к организации и условиям занятий конкретного направления. Главное – необходимо учесть половозрастные особенности обучающихся. Педагогу нужно решить, как можно будет проверить результаты его педагогической деятельности, т.е. выяснить, насколько успешно дети усвоят учебный материал и освоят преподаваемые навыки к концу каждого этапа обучения, например, к концу первого полугодия и к концу первого учебного года.

Цели и задачи занятия

Учебное занятие  в системе дополнительного образования детей – основная форма обучения, особенностью которой является явное преобладание практики над теорией. Поэтому в дополнительном образовании распространены такие организационные формы занятий, как творческая мастерская, свободная творческая работы.

В УДОДах поддерживается инновационная деятельность, связанная с отказом от штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности. Такая деятельность нередко выходит за рамки действующих нормативов, создает предпосылки для развития творческого потенциала, ориентирует обучающихся на самостоятельное освоение нового опыта в сфере избранной деятельности. Поэтому часть педагогов дополнительного образования работают по авторским программам.

Цель обучения в дополнительном образовании детей – индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучать интересному для него делу в наиболее удобном режиме.

Педагог дополнительного образования реализует свою образовательную программу на  учебных занятиях для детей, добровольно выбравших направление своей деятельности. При этом процесс обучения не ограничивается только передачей и усвоением знаний, и умений, навыков. Конечным назначением образования является формирование личности ребенка.

Педагог-практик должен уметь:

  • намечать цели и понимать смысл конкретного учебного занятия;
  • видеть его место в ряду других учебных занятий;
  • планировать занятия;
  • проводить учебное занятие (реализовывать свой план на практике);
  • анализировать ход и результаты занятия.

Каждый педагог-практик, сталкиваясь с проблемами дидактического уровня, должен самостоятельно ответить на три вопроса:

  • «чему учить?»
  • «зачем учить?»
  • «как учить?».

На первый вопрос ответ может дать образовательная программа педагога, в которой сформулированы цель и задачи обучения, его дидактические принципы и содержание.

Ответ на второй вопрос дают диагностика результативности, реализуемой образовательной программы, оценка уровня обучаемости, сформировавшееся отношение детей  к осваиваемой  учебной деятельности, различные процедуры выявления уровня востребованности изучаемого курсом.

Ответ на третий вопрос заключается в  выборе наиболее эффективных методов, условий, приемов и технологий обучения.

Все современные концепции образования формируются под влиянием соц. заказа и экономических условий и имеют общие черты:

  1. Социокультурную направленность;
  2. Личностно-деятельную направленность;
  3. Комплектность целей (воспитывающие, развивающие, учебные);
  4. Стремление к выбору средств обучения, адекватных целям образовательного процесса.

Учебное занятие – это этап последовательной реализации педагогической концепции, в рамках которой оно построено. Поэтому цели учебного занятия должны определяться исходя из системы целей, заявленных в избранной педагогической концепции; а его структура, отбор и организация материала, средства обучений и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности данного учебного занятия.

Выбор формы организации учебного занятия зависит от педагогического подхода. Взаимосменяемость видов деятельности на занятии, их чередование, позволяют обеспечить профилактические меры для снятия усталости, тренировки внимания и развития способностей ребенка. Занятие всегда имеет определенный набор целее         и задач, структуру и предметное содержание.

На каждом уровне обучения возможно повторное обращение к одним и тем же основным, базовым понятиям, происходящее на разной глубине, с различной обобщенностью, уровнем абстракции. Такой подход позволяет обучающимся детского объединения изучать одно и  то же содержание  на разных ступенях.

Необходимо формулировать цель каждого занятия. Это имеет принципиальное значение для достижений действенного результата занятия. Педагог определяет, какая цель явится ведущей – воспитательная, развивающая или учебная, расставляет все три вида по значимости,  значит, определяет те конкретные результаты воспитания, развития и обучения, которые он планирует получить на данном учебном занятии и которые в конце занятия могут быть отслежены и оценены.

Для обеспечения контролируемости цели важен отбор и четкое определение критериев и способов оценки факта достижения цели. После проведения занятия, сравнивая достигнутый результат с планировавшимся, педагог получает возможность дальнейшего результативного видения свой педагогической деятельности.

Специфика проведения занятия в системе  дополнительного образования детей.

Учебное занятие делится на две части. Теоретическая часть занятия проводится с использованием современных технических средств для всей группы. На не отводится не более 30% времени. На практические занятия с обучающимися, выполнение детьми творческой работы, развитие практических навыков и способностей каждого ребенка – остальное время. На занятиях предаются знания и навыки от педагога к ребенку. Первостепенными профессиональными качествами педагогов обучающиеся считают:

  • понимание детей, их запросов;
  • чувство юмора;
  • умение научить тому, что требуется;
  • умение общаться и взаимодействовать;
  • справедливость и беспристрастность.

Условиями успешности обучения являются:

  • проблематизация учебного материала;
  • активность ребенка;
  • связь обучения с жизнью ребенка.

Проведение учебного занятия требует от педагога не только определенных личностных качеств, навыков и умений, обязательных для педагогической деятельности, но и соблюдения основных педагогических принципов и принципов той концепции, которой он решил следовать.

Хорошее учебное занятие является не просто педагогическим произведением педагога, а совместным творением педагога и обучающихся, а это значит, что прогнозируемость всегда сочетается с непредсказуемостью. Для того чтобы реализация плана педагогом не стала делом формальным, оторванным от реального настроения и состояния обучающихся, педагогу нужна не просто грамотность, а интуиция, гибкость, т.е. то, чем определяется педагогическое мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...