Педсовет "Педагогические аспекты профессиональной компетентности педагога"
материал на тему
Педсовет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности педагога
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме педагога, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» педагога. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества педагога (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми педагогу в связи с требованием «нового» времени.
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.
Ведение этих понятий в педагогическую практику потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.
Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д. В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Одним из концептуально важных способов управления качеством подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и является реализация компетентностного подхода к модернизации содержания профессионального образования. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный учитель оказывает позитивное влияние на формирование творческих учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.
В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [10 ]
И все же вплоть до настоящего времени в европейском образовательном сообществе нет единого четкого и однозначно понимаемого определения понятия «компетентность» применительно к его использованию для описания желательного образа (профессионально-квалифицированной модели) выпускника того или иного уровня образования.
В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.
Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание:
- компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
- компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:
- политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
- компетенции, касающиеся жизни в обществе, признанные препятствовать распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;
- компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни;
- компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости;
- компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.
В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю с И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении».
Они являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может быть в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание находим и в определении А.С. Белкина, характеризующего компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет. Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения:
- образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «оспособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;
- такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды.
Суффикс «-ность» в русском языке означает степень овладения определенным качеством, поэтому термин «компетентность» чаще используется для обозначения определенных качеств, степени овладения ими.
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
Таким образом, компетенция предполагает некоторое отчужденное наперед заданное требование к образовательной (включая профессиональную) подготовке обучаемого, а компетентность есть уже состоявшееся личностное качество.
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также по средствам активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы педагогу эффективное функционирование как субъекта-профессионала в системе "человек-человек".
Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкретно-способным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения.
Существуют различные подходы к определению компетентности специалиста. Так, например, Н.Ф. Талызина, считает, что он должен соответствовать трем составным частям: качеством, знаниям, умениям.
В их число входят:
- качества: выражающие отношения к работе, трудолюбия, внимания, творческий подход;
Характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;
Умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;
Административно-организаторские: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их;
Характеризующие отношение к людям: честность, воспитанность;
Характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование.
- знания: профессиональные по своей специальности, общая культура, информированность о профессиональной деятельности;
- умения: решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать работе, планировать деятельности.
Этот перечень может пополняться или сокращаться в зависимости от вида деятельности.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей (УДОД)- имеет существенные отличия от школьного обучения, поскольку УДОД – это место, где ребенок, прежде всего, находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.
Главная особенность учебного процесса в дополнительном образовании состоит в том, дети приходят на занятия в УДОД добровольно. Ребята сами выбирают направление деятельности и своего педагога. Если в школе не сложатся отношения ученика с учителем, то вынужденно посещая уроки нелюбимого учителя или занятия по нелюбимому предмету, школьник выражает свое негативное отношение поведением, эмоциями, нервно-психическим напряжением, которые невнимательный учитель может игнорировать – школьники все равно придут на его урок. В учреждении дополнительного образования педагог не может так поступить, ведь дети могут престать приходить на занятия.
В практике работы обычно встречаются следующие причины потери интереса детей к занятиям:
Тем или иным ребятам стало неинтересно предлагаемое направление обучения;
Не нравится педагог (не эмоциональный, не увлеченный, равнодушный к детям, непонятно объясняет и т.д.);
Иногда ребятам не нравится предлагаемая программа (перегруженный второстепенными деталями или слишком сложный материал, нет внутренней логики построения программы, неинтересные задания для самостоятельной работы и т.п.).
Эта причина проявляется не часто, но также приводит к потере контингента УДОД.
К специфике дополнительного образования детей можно отнести и то, что продолжительность обучения в дополнительном образовании могут быть включены экскурсии, подготовка и участие в конкурсах, специальные каникулярные мероприятия в своем объединении и для всего учреждения.
Длительность одного занятия на первом году обучения не более двух астрономических часов, в которые входят и два перерыва по 15-20 минут для отдыха педагога и детей. В последующие годы обучения для ребят старшего возраста допускается продолжительность занятия 3 часа, если это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям.
Наполняемость групп обычно бывает 10-15 детей. При этом возможна организация обучения по звеньям, если в этом есть необходимость. На первом году обучения дети приходят на занятия два раза в неделю, а со второго года могут заниматься два или три раза. Кроме этого, в работе педагога должны быть учтены санитарно-гигиенические требования к организации и условиям занятий конкретного направления. Главное – необходимо учесть половозрастные особенности обучающихся. Педагогу нужно решить, как можно будет проверить результаты его педагогической деятельности, т.е. выяснить, насколько успешно дети усвоят учебный материал и освоят преподаваемые навыки к концу каждого этапа обучения, например, к концу первого полугодия и к концу первого учебного года.
Цели и задачи занятия
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей – основная форма обучения, особенностью которой является явное преобладание практики над теорией. Поэтому в дополнительном образовании распространены такие организационные формы занятий, как творческая мастерская, свободная творческая работы.
В УДОДах поддерживается инновационная деятельность, связанная с отказом от штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности. Такая деятельность нередко выходит за рамки действующих нормативов, создает предпосылки для развития творческого потенциала, ориентирует обучающихся на самостоятельное освоение нового опыта в сфере избранной деятельности. Поэтому часть педагогов дополнительного образования работают по авторским программам.
Цель обучения в дополнительном образовании детей – индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучать интересному для него делу в наиболее удобном режиме.
Педагог дополнительного образования реализует свою образовательную программу на учебных занятиях для детей, добровольно выбравших направление своей деятельности. При этом процесс обучения не ограничивается только передачей и усвоением знаний, и умений, навыков. Конечным назначением образования является формирование личности ребенка.
Педагог-практик должен уметь:
- намечать цели и понимать смысл конкретного учебного занятия;
- видеть его место в ряду других учебных занятий;
- планировать занятия;
- проводить учебное занятие (реализовывать свой план на практике);
- анализировать ход и результаты занятия.
Каждый педагог-практик, сталкиваясь с проблемами дидактического уровня, должен самостоятельно ответить на три вопроса:
- «чему учить?»
- «зачем учить?»
- «как учить?».
На первый вопрос ответ может дать образовательная программа педагога, в которой сформулированы цель и задачи обучения, его дидактические принципы и содержание.
Ответ на второй вопрос дают диагностика результативности, реализуемой образовательной программы, оценка уровня обучаемости, сформировавшееся отношение детей к осваиваемой учебной деятельности, различные процедуры выявления уровня востребованности изучаемого курсом.
Ответ на третий вопрос заключается в выборе наиболее эффективных методов, условий, приемов и технологий обучения.
Все современные концепции образования формируются под влиянием соц. заказа и экономических условий и имеют общие черты:
- Социокультурную направленность;
- Личностно-деятельную направленность;
- Комплектность целей (воспитывающие, развивающие, учебные);
- Стремление к выбору средств обучения, адекватных целям образовательного процесса.
Учебное занятие – это этап последовательной реализации педагогической концепции, в рамках которой оно построено. Поэтому цели учебного занятия должны определяться исходя из системы целей, заявленных в избранной педагогической концепции; а его структура, отбор и организация материала, средства обучений и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности данного учебного занятия.
Выбор формы организации учебного занятия зависит от педагогического подхода. Взаимосменяемость видов деятельности на занятии, их чередование, позволяют обеспечить профилактические меры для снятия усталости, тренировки внимания и развития способностей ребенка. Занятие всегда имеет определенный набор целее и задач, структуру и предметное содержание.
На каждом уровне обучения возможно повторное обращение к одним и тем же основным, базовым понятиям, происходящее на разной глубине, с различной обобщенностью, уровнем абстракции. Такой подход позволяет обучающимся детского объединения изучать одно и то же содержание на разных ступенях.
Необходимо формулировать цель каждого занятия. Это имеет принципиальное значение для достижений действенного результата занятия. Педагог определяет, какая цель явится ведущей – воспитательная, развивающая или учебная, расставляет все три вида по значимости, значит, определяет те конкретные результаты воспитания, развития и обучения, которые он планирует получить на данном учебном занятии и которые в конце занятия могут быть отслежены и оценены.
Для обеспечения контролируемости цели важен отбор и четкое определение критериев и способов оценки факта достижения цели. После проведения занятия, сравнивая достигнутый результат с планировавшимся, педагог получает возможность дальнейшего результативного видения свой педагогической деятельности.
Специфика проведения занятия в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие делится на две части. Теоретическая часть занятия проводится с использованием современных технических средств для всей группы. На не отводится не более 30% времени. На практические занятия с обучающимися, выполнение детьми творческой работы, развитие практических навыков и способностей каждого ребенка – остальное время. На занятиях предаются знания и навыки от педагога к ребенку. Первостепенными профессиональными качествами педагогов обучающиеся считают:
- понимание детей, их запросов;
- чувство юмора;
- умение научить тому, что требуется;
- умение общаться и взаимодействовать;
- справедливость и беспристрастность.
Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью ребенка.
Проведение учебного занятия требует от педагога не только определенных личностных качеств, навыков и умений, обязательных для педагогической деятельности, но и соблюдения основных педагогических принципов и принципов той концепции, которой он решил следовать.
Хорошее учебное занятие является не просто педагогическим произведением педагога, а совместным творением педагога и обучающихся, а это значит, что прогнозируемость всегда сочетается с непредсказуемостью. Для того чтобы реализация плана педагогом не стала делом формальным, оторванным от реального настроения и состояния обучающихся, педагогу нужна не просто грамотность, а интуиция, гибкость, т.е. то, чем определяется педагогическое мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг современных профессиональных компетентностей педагога, как один из аспектов коррекционно-развивающей работы.
Анализ и диагностика работы учителя швейного дела Осипенко М.Н....
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Методическая работа в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности педагогической д...
«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...
Выступление на пед. совете на тему "Влияние личности педагога на качество образования в современной школе. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС."
выступление на пед. совете...
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
Консультация музыкального руководителя с педагогами.ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Данный материал создан в помощь педагогам для повышения компетенции и совершенствования проффесионализма....
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».
Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...