Основные типы уроков географии, их особенности
статья на тему

Плисс Евгения Сергеевна

Разнообразие видов уроков географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_tipy_urokov_geografii_ih_osobennosti.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ, ИХ ОСОБЕННОСТИ

Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет, что образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства[1].

Обучение является основной категорией педагогики и в целом представляет собой планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования.

Одним из наиболее необходимых предметов в школе является география, которая способствуют формированию целостного представления об окружающей среде. Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях среднего образования. 

Основной формой организации обучения географии, как и для всех учебных предметов, является урок. 

Каждый урок составляет часть общей системы уроков по теме и имеет в ее пределах свое специфическое содержание, отличающее его от других.

Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения[2].

ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ

Особенности традиционных типов уроков географии

Весьма существенные изменения претерпела наука география в последние годы. В настоящее время ее главная задача состоит в том, чтобы дать прогноз ожидаемых изменений в природной среде и хозяйстве вследствие деятельности человека, а также рекомендации по воспроизводству и охране природных ресурсов, необходимо для нормальной жизнедеятельности человека.

Важнейшей педагогическое требование к уроку географии — единство урока в логическом и дидактическом отношениях[3]. Это единство проявляется в традиционном типе урока.

Традиционный тип урока — одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения.

Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса[4]. В качестве итога такой деятельности могут служить пересказы учащимися материала, ответы на стандартные вопросы по учебнику, нанесение на контурные карты географических объектов по заданным спискам.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что большинство уроков по географии отличается относительной законченностью и имеет основную цель: сформировать у учащихся новые географические представления и понятия, знания о закономерностях, сформировать или усовершенствовать умения. Перед некоторыми уроками ставятся как главные цели: повторить и обобщить ранее изученный материал или проверить знания учащихся. Но традиционные типы уроков обучения уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях, условиях жизни.

Классификация традиционных типов уроков географии

В преподавании географии традиционные типы уроков географии классифицируются по - разному: исходя из методов обучения, способа организации учебной деятельности, из содержания и способов проведения урока, из дидактической цели и из основных этапов учебного процесса.

Среди теоретиков и практиков значительную поддержку получила классификация уроков по таким признакам, как дидактическая цель и место урока в общей системе.

Система уроков, различающихся дидактическими целями, должна обеспечить восприятие, осмысление, закрепление и применение знаний и умений, их проверку и учет. Поэтому в систему уроков по теме должны входить уроки разных типов.

На основании этого можно обозначить следующий перечень традиционных типов уроков:

- вводный урок;

- урок изучения новых знаний;

- урок формирования новых умений;

- урок обобщения и систематизации изученного;

- урок контроля и коррекции знаний, умений;

-  комбинированный (смешанный) урок.

Вводный урок. Основная дидактическая цель вводного урока — создать у учащихся необходимую психологическую установку на предстоящую учебную работу по изучению содержания темы урока, вызвать к нему интерес, раскрыть значение изучаемого содержания в практической жизнедеятельности человека[5]. На вводном уроке учитель знакомит с особенностями структурного построения учебника, обращая внимание учащихся на особенности текста и внетекстовых компонентов в усвоении учебного материала. Далее учитель информирует учащихся о том, какие дополнительные учебные пособия необходимо иметь учащимся для успешного изучения курса. В практике работы учителей географии вводные уроки интегрируются с уроками изучения нового учебного материала.

Урок изучения новых знаний. Сущность данного типа урока заключается в том, что основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. В данном случае сокращается время на другие этапы урока. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений.

Урок формирования новых умений.  Дидактической задачей  урока этого типа является систематизация и обобщение знаний и более глубокого их осмысления.  Задачи урока этого типа направлены на развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной и практической деятельности, закрепление ранее усвоенных знаний и органической связи с новыми, коррекцию знаний и умений. На таком уроке почти не применяется классическое объяснение материала учителем. Новые сведения, пояснения, отдельные сообщения делаются учащимися непосредственно по ходу выполнения намеченных работ. Готовясь к уроку, учитель подбирает соответствующий материал и виды работ, постановочные вопросы для урока. Повторение ранее изученного материала не выделяется в самостоятельный этап и логически вписывается в содержание основных упражнений урока.

Урок обобщения и систематизации изученного. Начал приобретать все большее значение в процессе обучения географии. Обобщение знаний важно для осознания учащимися ведущих идей школьной географии, систематизации знаний, формирования взглядов, убеждений. Основная черта обобщающего урока — приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний. Основная цель такого урока - в опоре на имеющиеся знания о фактах, связях выявить общие признаки, принципы, закономерности географических явлений. Обобщение и систематизация знаний способствуют не только лучшему запоминанию и применению знаний, но и поднимают их на новый уровень, помогают школьникам усвоить фундаментальные знания о закономерностях географической оболочки, ее отдельных компонентов и комплексов, осознать практическую значимость географических знаний.

Урок контроля и коррекции знаний, умений. Такой урок применяется для определения и оценки качества усвоенности теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, взглядов на мир, образ жизни, системы научных понятий, способов творческой деятельности, подготовленности их к жизни и труду[6]. Оценка знаний и умений учащихся показывают их качество, отражает степень усвоенности программного материала и обученности. Выявляется система отношений учащегося к учению, к разным аспектам учебной деятельности, что способствует применению личностно-ориентированного подхода, внесению изменений в процесс учения и корректив в организацию и содержание обучения.

Комбинированный (смешанный) урок. Такой тип урока является достаточно распространенным в географии. При проведении уроков данного типа сочетаются (комбинируются) и  смешиваются различные виды учебной работы. На комбинированном уроке представлены все структурные компоненты урока: организация начала урока, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление и повторение изученного, рефлексия, домашнее задание. При этом основное время урока отводится на изучение содержания нового учебного материала и формирование соответствующих умений и навыков. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры. Возможен комбинированный урок, где весь подлежащий усвоению новый материал сначала сообщается учащимся (перед этим повторяется то, что нужно для усвоения нового), а затем знание его закрепляется и проверяется. Возможно и такое построение урока, когда подлежащий усвоению материал разбивается на смысловые части, по каждой из которых последовательно проводится сообщение новых знаний, их закрепление и проверка. Учителя данный тип урока привлекает не только тем, что комбинирование целей позволяет применять различные формы и методы работы, смена которых поддерживает внимание класса, но и тем, что для комбинированного урока легче определить объем нового материала и избежать перегрузки учащихся.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в системе уроков по всему курсу и по теме в ее пределах, тип и структура каждого урока определяются в зависимости от его места в курсе и в теме, от содержания изучаемого материала и дидактических задач, принятых методов обучения, индивидуальных особенностей класса и других обстоятельств.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ

Особенности нетрадиционных типов уроков географии

Необычность нетрадиционных типов уроков дает возможность не только сформировать интерес учащихся к географии, но и содействовать развитию их творческой самостоятельности, интеллектуальной активности, обучению работе с различными, порой самыми необычными источниками знаний.

Сама организация нетрадиционного урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, что способствует выработке у них позитивного отношения к окружающей природе.

 Как показывает практика, нетрадиционные уроки географии предполагают соблюдение следующих условий:

- использование коллективных форм обучения (группы, команды);

- развитие умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся, стремление к творческому поиску;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- овладение учащимися умениями работать в коллективе, команде: слушать, анализировать, предлагать решения, спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить выход из сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;

- становление отношений творческого сотрудничества: ученики воспринимают своего учителя как интересного, грамотного и эрудированного человека, стремящегося внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания.

Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после  изучения какой – либо темы или  нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной  обстановке. Подобная смена привычной  обстановки целесообразна, поскольку  она создаёт атмосферу праздника  при подведении итогов проделанной  работы, снижает психологический  барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Нетрадиционные формы  урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а  также реализуются с непременным  использованием средств  слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов)[7].

На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

Нетрадиционные уроки помогают учителю:

- осуществлять контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;

- обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьезное отношение к уроку;

- предусмотреть минимальное участие на уроке учителя.

Таким образом, изучив особенности нетрадиционных типов уроков географии, можно сделать вывод, что применение нетрадиционных организационных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от традиционной структуры урока, что обеспечивает разнообразие и результативность управляемой познавательной деятельности учащихся.

Классификация нетрадиционных типов уроков географии

В состав нестандартных типов уроков попали некоторые занятия, которые  фигурировали как вспомогательные, внеклассные  и внеурочные формы организации учебной работы.

Конечно, нестандартные типы уроков, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные  занятия со строгой структурой и  установленным режимом работы. Поэтому  практиковать такие уроки следует  всем учителям. Но превращать нестандартные  уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно  из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т. п.

Анализ педагогической литературы позволил выделить типы нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о  целях, задачах, методике проведения таких  занятий.

К ним можно отнести:

- урок-семинар;

- урок-зачет;

- урок-практикум;

- урок-экскурсия;

- урок-консультация;

- интегрированный урок.

Урок-семинар. Урок-семинар – одна из форм организации учебной деятельности, старая, известная, однако, ее нельзя назвать часто использующейся. Этот факт можно объяснить тем, что на уроке-семинаре выявляется не столько степень усвоения учащимися теоретического материала, сколько сформированность общеучебных умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала, причем ученик должен практически применить знания и умения не только в известных ему, привычных, но и в новых ситуациях. Семинары характеризуются прежде всего двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности[8]. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Вот почему урок-семинар – не та форма работы с учениками, которую можно использовать ежедневно, но при этом трудно переоценить ее роль в воспитании самостоятельности учащихся, формировании умения работать со справочной литературой и развитии навыков монологической речи.

Урок-зачет. Основной целью данного типа нетрадиционных уроков является диагностика уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Практикуются различные виды зачетов: текущий и теоретический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн. При их проведении используются различные формы организации деятельности учащихся и учителя: зачет в форме экзамена, ринга, общественного смотра знаний, аукциона.

Урок-практикум. Уроки-практикумы помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изучаемым материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению[9]. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Главное их различие состоит в том, что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных умений учащихся, а на практических работах – конструктивных. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы.  Основным же способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа из 2-3 человек, выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую и лабораторную работу.

Урок-экскурсия. Основными задачами данного типа нестандартных уроков является обогащение знаний учащихся, установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами, развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности, воспитание положительного отношения к учению. По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки – экскурсии. Форма проведения таких уроков весьма многообразна. Это и «пресс – конференция» с участием представителей предприятия, учреждения, музея, и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино- или телеэкскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии. Тем не менее структурные элементы различных видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными.

Урок-консультация. На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений. В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки – консультации. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые и индивидуальные[10]. Подготовка к проведению урока – консультации осуществляется как учителем, так и учащимися. Учитель наряду с логико-дидактическим анализом содержания изучаемого материала систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся.

Интегрированный урок. Интеграция дает возможность с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно поэтому интегрированным уроком именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая в свою очередь, имеет вид: конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин, конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам, создание на этой основе интегрированных тем, разделов[11].

В итоге, хочется сделать вывод о том, что каждый урок географии имеет свои особенности, отличаясь целями, содержанием, методами, структурой, формой организации взаимосвязанной учебной деятельностью учителя и учащихся и другими организационными и дидактическими особенностями его проведения. Эти отличия определяют разнообразие типов уроков, характеризующихся определенными общими признаками.  

Обучение географии в школе имеет важное образовательное и воспитательное значение. Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д.. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора. Преподавание географии дает не только географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе, обеспечивает экономическую подготовку учащихся и получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве[12].

Увеличение объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков – хорошо известное явление. Вступая  в жизнь, ученик радуется новому, ему  интересно. Но проходит время, и наступает  «перенасыщение» знаниями, которые  начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к  учёбе и рождается обычный  троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность  учебного материала.

Сегодня практически любой  учитель  применяет в своей деятельности как традиционные, так и изредка  нетрадиционные типы уроков для школьников.

Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное  и эффективное решение образовательно - воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения.

Опыт передовых учителей свидетельствует о том, что разнообразие методов и форм проверки знаний, а также выделение уроков, специально посвященных проверке знаний учащихся в конце изучения крупной темы или раздела, позволяют освободить время от опроса и основное внимание на уроке уделить изучению и закреплению нового, а также самостоятельным работам учащихся. 

Таким образом, большинство  теоретиков и практиков отмечают, что с одной  стороны, использование нестандартных  форм урока способствовало решению  задач творческого развития личности, а с другой стороны, привело к  снижению уровня образованности, так  как, несмотря на высокую степень  эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они  имеют и свои минусы. Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует  о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком  частое обращение к ним может  дать обратный результат. Это объясняется  различным потенциалом нестандартных  форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны».


[2] Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания. – М., 2014.

[3] Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. Пособие для студентов вузов – М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2016.;

[4] Коленченко, Л. А. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей \ А. К. Коленчеко. – СПб.: КАРО, 2016.

[5] Горбенюк О.С.,  Горбенюк Т.Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Изд – Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность// Кларин М.В. – Рига,  «Эксперимент», 1999 г. Во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2015.

[6] Коленченко, Л. А. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей \ А. К. Коленчеко. – СПб.: КАРО, 2016.

[7] Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания. – М., 2014.

[8] Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. Пособие для студентов вузов – М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2016.

[9] Коленченко, Л. А. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей \ А. К. Коленчеко. – СПб.: КАРО, 2016.

[10] Душина И. В. Пути обновления методологического мастерства учителя географии в период модернизации образования / И. В. Душина, Е. А. Таможняя//География в школе – 2014. Школа пресс — №3 – С.34 – 38.

[11] Панчешникова А. М. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов географических специальностей высших педагогических заведений и учителей географии /Под ред. А. М. Панчешникова. – М.: Педагогическое общество России, 2014.

[12] Кугут И. А., Елисеева Л. И. и др. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ М.: Глобус, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс...

Основные типы уроков по ФГОС

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей. В статье представленны эти типы уроков, подробна расписанна структура...

Основные типы уроков математики и их структура

Основные типы уроков по математике и их структура.Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представл...

Основные типы уроков

Перечислены 19 типов уроков, их особенности и структура...