Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
статья на тему

Шатурная Наталья Дмитриевна

Материал об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий.

Английский язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.  Более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. Почти у 70% детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим. 

В целом, «здоровьесберегающая образовательная технология должна обеспечить:  

  • формирование заинтересованного отношения к своему здоровью;
  • формирование установки на использование здорового питания;
  • использование оптимального двигательного режима для обучающихся;
  • развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • применение рекомендуемого врачами режима дня

С начала учебного года мною был составлен план работы с обучающимися на уроках английсского языка с использованием следующих видов здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • физкультурные занятия;
  • выполнение требований СанПиН;
  • создания педагогом благоприятной эмоциональной обстановки в классе на уроках;
  • осуществление личностно-ориентированного подхода к детям.

Здоровьесберегающие образовательные технологии могут быть использованы во всех формах работы на уроке и внеурочной деятельности. Урок – это основная структурная единица учебной работы с обучающимися. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

При реализации здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке английского языка учитываю следующие моменты:

  1. обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете);
  2. число видов учебной деятельности (4 – 7 видов за урок);
  3. средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (7 – 10 минут);
  4. число видов преподавания (норма – не менее 3-х)
  5. чередование видов преподавания (не позже чем через 10 –15 минут);
  6. наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;
  7. место и длительность применения ТСО;
  8. позы обучающихся, чередование поз;
  9. физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке;
  10. наличие мотивации у обучающихся к учебной деятельности на уроке;
  11. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  12. психологический климат на уроке;
  13. наличие на уроке эмоциональных разрядок.

Особенно следует обратить внимание на плотность урока (норма - не менее 60 % и не более 75-80 %), момент наступления утомления обучающихся, темп и особенности окончания урока.

В процессе обучения английскому языку использую следующие виды учебной деятельности (4-7 видов за урок): опрос обучающихся, письмо, чтение, аудирование, говорение, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. На уроке имеют место оздоровительные моменты и физкультминутки: песни, игры, физкультминутки, аутогенная тренировка.  При использование ТСО как средства интерактивного обучения соблюдаю принцип разумного использования компьютера. Обучающимся предлагаю создание одним учеником или группой обучающихся мультимедийных презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

Закрепление  лексико-грамматического материала  осуществляю  не  только  на уроке, но  и во внеурочное  время,  где  происходит  развитие  мотива  к  учению, приносящего  радость  творческого  общения. И, в  этой  связи, следует  отметить, что  обучающиеся с удовольствием  участвуют  в творческом процессе  инсценирования  сказок, небольших  детских рассказов, юмористических  историй,  дополненных  музыкальным  сопровождением, танцами, песнями  и т.д.

В содержательной части урока обсуждаем темы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни такие как:

  1. Healthy body, healthy mind (В здоровом теле – здоровый дух).
  2. Lifestyles (Образ жизни).
  3. Hanging out (На досуге).
  4. Health Matters (Вопросы здоровья).

На уроке использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: беседа, обучающиеся в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра.

Подводя итог, необходимо отметить, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка улучшает здоровье обучающихся, снижает их утомляемость. Школа со здоровьесберегающей средой – это такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе. Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что может быть связано с:

  • возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки;
  • выходом на первый план фактора оценки, отныне призванного играть главную, если не определяющую роль, в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей за его успеваемостью;
  • усложнением характера взаимоотношений "учитель - ученик" и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций..

Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть они не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей.

Одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий

Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.На уроках использую игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.

Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, Рождества ,23 февраля, 8 Марта, окончания учебного года.

Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы "Рабочий день", в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему "Продукты" дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.

Здоровьесберегающие технологии в средней и старшей школе.    Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости. И наоборот, напряженная умственная работа приводит к такой степени утомления, при которой снижается не только качество усвоения изучаемого материала, но и вообще способность воспринимать любую информацию. Этим объясняется неблагоприятная тенденция к увеличению психических и соматических заболеваний учащихся, "школьных неврозов", вызванной чрезмерной умственной нагрузкой.

Проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни - это список тем, которые изучают в средней и старшей школе. Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Уроки с использованием компьютерной техники   Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от уведенного на экране монитора, или, как в нашем случае - на экране телевизора, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом, в отличие от видеофильмов, внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся.

Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

Разнообразные формы работы в ходе урока не вызывают зрительного утомления, а следовательно не приводят к функциональным нарушениям органа зрения.

Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии.

Индивидуально-дифференцированная технология.     Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным.

При таком подходе я  часто использую распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде карточек с индивидуальными заданиями.

При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяю методику свободного выбора учащимися разноуравневых заданий. Использую  работу по группам, дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам).

Игровая технология.    На уроках я часто применяю игровую технологию, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. . Игра - дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Например, игры-пантомимы:

  • При изучении алфавита - изобразить букву головой (причем один изображает, другие отгадывают).
  • Изобразить любимое животное (тема "My pet") движением, мимикой, голосом, жестами).
  • Изобразить действия, которые выполняем каждый день (тема "My day").Эти игры используются для развития координации частей тела пространственно-временны ориентировок.

Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры ("Больница", "Аптека", "Прием у врача", "На рынке", "Покупка продуктов", "Интервью со спортсменами").

Учащимся 10-11-х классов по душе игра-проект (Project), где они пишут проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

Включение элементов игры в учебный процесс дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение языкового материала в новой ситуации, учитывая при этом, чтобы учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Песня хороша на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.

Оптимизация двигательного режима ученика. Гимнастика на уроке ИЯ позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Не требующее материальных вложений действие позволяет повысить двигательную активность ученика на 100-110 минут, а значит стимулировать его мыследеятельность и сделать из обучения не тягостный процесс, а посильное и значит эффективное развитие ребенка.  Физкультурные минуты на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. На начальном этапе я провожу по 2 физкультминутки за урок, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками на английском языке. Вслед за учителем или диктором школьники многократно повторяют слова, речевые клише, предложения. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.). Выполняются физкультурные минуты, сидя и стоя около парт. Комплексы физкультурных минут подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...