План урока
план-конспект урока (7 класс) на тему

Валишина Айгуль Айратовна

План урока в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_dlya_sayta.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Тема урока

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

1. опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи;

2. формировать умение находить орфограмму «НЕ с разными частями речи»;

3.уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи;

4.развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: (метапредметные УУД расположены в порядке от главного УУД до второстепенного УУД на данном уроке)

регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать  и формулировать учебную проблему;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке  общего решения в совместной деятельности;

познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Написание не с разными частями речи

Трудовые действия

  1. Планирование и проведение учебного занятия;
  2. формирование универсальных учебных действий;
  3. формирование мотивации к обучению.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя

1.Интерактивная доска;

2. план урока;

Для обучающихся

1.Интерактивная доска;

2.раздаточный материал (карточки);

3. таблицы;

4. схемы,

5.кроссворд

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивирование на учебную деятельность.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Ребята, что я вас пожелала?

- А теперь вы поздоровайтесь со мной и друг с другом. Я очень рада нашей встрече. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем  удачи.

- Здоровья!

1. Настраивает учеников

на успешную работу

1.Создание благожелательной атмосферы урока,

нацеленности на работу

Слайд 1. Эпиграф к уроку.

“То, что запомнил, - уйдёт,

то, что понял, - останется”.

- Ребята, объясните данное высказывание.

- Необходимо не запомнить, а понять.

II. Целеполагание, постановка проблемы (слайд 2.)

I. Чтение и комментирование текста, записанного на доске.

Никто (не) дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни (не) являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович  выказывал все пороки человека (не)образованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно  ограниченного ума. Не смотря на (не)обыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства  и каждый  вечер бывал навеселе. (…) Троекуров, надменный в сношениях с  людьми самого высшего звания, уважал  Дубровского, не смотря на его смиренное состояние.

(Не)когда были они товарищами по службе и  Троекуров знал по опыту (не)терпеливость и решительность его характера. (…) От роду (не) выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя  псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров. Слуга, поскакавший  за ним, воротился, как еще сидели за столом, и доложил своему господину, что дескать  Андрей  Гаврилович (не) послушался и (не) хотел воротиться. (…) Я до тех пор (не) намерен ехать в Покровское,  пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его  или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев  не намерен, да и от Вас их не  стерплю — потому что я не шут, а старинный дворянин.

- Каков стиль данного текста? Ответ обоснуйте.

- Кто сможет назвать, из какого произведения этот отрывок?

- Ребята, как вы думаете над какой темой будем сегодня работать на уроке. В данном тексте кроется загадка.

- Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

- Ребят, у вас у всех на столах имеются карты самооценки.

- Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со словами.

- Ребята, а какие части речи мы с вами уже изучили?

- Что будет главным сегодня на уроке?

- Какую цель мы с вами поставим перед собой?

-Стиль книжный. Художественный.

- Это роман А.С. Пушкина «Дубровский».

- Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. (слайд 3.)

Записывают в тетради.

-Не пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи.

- Имена существительные, имена прилагательные, местоимения, причастия (особая форма глагола), деепричастия (особая форма глагола).

- Сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ.

- Обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи.

(слайд 4)

III. Поиск путей решения проблемы

- Ребята, запишите, пожалуйста, в столбик все части речи, которые мы вами уже изучали.

- А теперь подумайте, как можно группировать правила на тему “НЕ с разными частями речи”? Какие части речи пишутся с НЕ одинаково?

Записывают.

1) НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на о/е;

2) НЕ с глаголами и деепричастиями;

3) НЕ с причастиями;

4) НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями).

IV. Решение проблемы.

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

- Восстановите схему и расскажите правило.

1.Слитное и раздельное написание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на –о,-е.

А) Выборочный диктант (выписать слова с НЕ и определить, какому орфографическому правилу подчинено их написание).

а) Я полюбил ненастный шум вечерний,

Огни в реке и Вологду во мгле. (Н. Рубцов)

б) В местности этой невзрачной

Сладко мне спится

На сене под крышей чердачной. (Н.Рубцов)

в) Потчевать велено, а неволить нельзя. (Пословица)

г) Владимир кипел от негодования. (А.Пушкин)

д) И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе. (А.Пушкин)

е) Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено. (Н.Языков)

ё) Неправдой весь свет пройдёшь,

Да назад не воротишься. (Пословица)

ж) И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча. (М. Лермонтов).

- Написали? Проверим по слайду.

- Что это за слова?

2. Слитное и раздельное написание не глаголами и деепричастиями.

- Как пишется не с глаголами?

- Вспомните глаголы – исключения и впишите их в кроссворд.

V.Физкультминутка (в середине урока)

4.Осложненное списывание.

- Ребята, я вам подготовила и пословицы  (на месте многоточий вставить глаголы с НЕ).

1). Кто мать сыру землю любит, тот голоден…

2). Дело делать и за себя…, а кричит за всех .

3). Дело лени…

4).Без труда… и рыбки из пруда.

5). После драки кулаками …

6). Кто…, тот…

- О чем эти пословицы? Какой общей темой объединены?

5. Повторение правила “НЕ с причастиями”.

– Чем отличается написание причастий с НЕ от существительных, прилагательных и наречий на о/е с НЕ?

- Давайте проведем игру «Четвертое лишнее». Обратите внимание на экран. (Какое слово лишнее в каждом ряду?)

а) (Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.

б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, ответы (не)подготовлены, (не)приятная весть.

в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а проснувшийся ребенок.

6.Работа с карточками для самостоятельной работы.

- Как пишется не с местоимениями?

(Не)кому доверить ответственное выступление. (Не)что похожее я уже видел. (Не)кого винить в произошедшем. Опоздал на (не)сколько минут. (Не)когда отдохнуть. (Не)чего сказать в оправдание. (Не)зачем возвращаться. (Не)откуда ждать помощи.

- К каким частям речи относятся выделенные слова?

- Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения и наречия с НЕ? (Когда НЕ, а когда НИ в местоимениях?)

- Актуальна ли тема сегодняшнего урока?

- Ребята, а вы знаете данная тема встречается и в ЕГЭ. Задание 12.

Давайте мы с вами попробуем наши силы в ЕГЭ. Сможем решить задания?

(на слайде).

Задание 1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

Было время, когда человек был (не)хозяином природы, а ее послушным рабом. 
Нужная книга (не)найдена. 
Речка была (не)широкой и мелкой. 
Вводное слово грамматически (не)связано с другими словами в предложении. 
Ему (не)верили.

Задание 2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Вовсе (не)старинная, а очень современная шляпа!

Мы достигли цели, но наш путь (не)закончен.

Молодые деревья засыхали на корню, (не)дотянувшись до света.

Стояла пронзительная, (не)тронутая тишина.

Ворота были (не)заперты, а дверь в дом распахнута настежь.

-Вот вы теперь можете быть уверены, что 1 задание ЕГЭ сможете выполнить без ошибок.

По каждой части речи рассказывают слитное и раздельное правописание с НЕ.

- Эти слова не употребляются без не.

- Не глаголами и деепричастиями пишется всегда слитно, кроме случаев, когда без НЕ не употребляется.

(Слова для справок:

1) ненавидеть,

2) негодовать,

3) недоумевать,

4) нездоровится,

5) неистовствовать).

н

е

н

а

в

и

д

е

т

ь

н

е

г

о

д

о

в

а

т

ь

н

е

д

о

у

м

е

в

а

т

ь

н

е

з

д

о

р

о

в

и

т

с

я

н

е

и

с

т

о

в

с

т

в

о

в

а

т

ь

1). Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет.

2). Дело делать и за себя не сможет, а кричит за всех .

3). Дело лени не любит (не боится).

4).Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

5). После драки кулаками не машут.

6). Кто не работает, тот не ест.

- Причастия с зависимыми словами и причастия в краткой форме пишутся раздельно. В остальном причастия с НЕ пишутся так же, как наречия на о/е, прилагательные и существительные.

(Ненавидящий взгляд, неприятная весть, неначатая тетрадь).

- Это местоимения.

- Если имеется предлог, то раздельно, если предлога нет – слитно.

- Буква Е пишется под ударением, в безударной позиции – И.

- Да.

Ребята объясняют свой выбор

VI. Оценивание

Учащиеся сами оценили себя на листах самооценки.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель благодарит учащихся за плодотворную работу.

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

VIII. Объяснение домашнего задания.

На слайде.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....

План урока "Свойство углов треугольника" (1 урок). 5класс

На уроке в 5 классе для освоения новой темы используется проблемная ситуация через выполнение практических заданий.(УМК под редакцией И.И.Зубаревой  и  А.Г. Мордковича)...

ПЛАН УРОКА (Экономическая социализация 10 класс) Тема урока: Умение вести переговоры

Курс преподавание "Экономической социализации" в основной школе -интегрированный курс, информационно насыщенный мультипредметными связями,включающими и жизненный опыт старших школьников и ранее приобр...

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

План урока русского языка в 8 классе с казахским языком обучения. Тема урока:"Сложные прилагательные"

Урок построен на основе групповых форм организации учебной деятельности, с применением критериального оценивания...

план урока по теме "Умножение" 5 класс, урок №2

План содержит технологическую карту по ФГОС, конспект урока и презентацию....

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...