Организация проектной деятельности
проект по теме

Организация проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_spetspereselentsy.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                средняя общеобразовательная школа № 4.

               ТЕМА : Спецпереселенцы города Сургута

Проект выполнили учащиеся театральной студии «Мир театра»                  Мазепа Люба, Деменкова Евгения Хайлова Виктория

 Руководитель проекта Шепинова Е.В., педагог ДО

 Цель: формирования гражданского сознания и социальных инициатив учащихся: изучение и обобщение информации о спецпереселенцах -города  Сургута

   Задачи: развитие социально-творческой активности учащихся, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии; активизация общественной деятельности школьников, создание условий для самореализации и самоутверждения в активной социальной роли; стимулирование общественно-значимых инициатив школьника, развитие интереса к общественной работе.

                                         Аннотация

Проект выполнен учащимися МБОУ СОШ № 4. Предназначен для обучающихся муниципальных образовательных учреждений города Сургута. В результате проекта, возможно будет создано движение по изучению трудной жизни Сургутских спецпереселенцев

Проект  выполнен методом анализа и синтеза информации, полученной из разных источников.

Сроки реализации проекта: сентябрь - ноябрь 2017 года

География проекта: город Сургут

Разработчики проекта:  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4. Сайт school4.admsurgut.ru  Адрес; Ханты-Мансийский АО,  Сургутский р-н, Сургут г., ул. Фёдорова, 6,тел. +7 (3462) 25-64-59

Кто  какие люди и организации будут заинтересованы  проектом:

Муниципальные образовательные учреждения, музеи, архивы, СМИ города Сургута.

Адресат: Обучающиеся муниципальных образовательных учреждений города Сургута.

Последовательность реализации проекта:

1.Изучение материалов из архивов города;

2. Посещение музея в ИКЦ «Старый Сургут»;

3.Общение со спецпереселенцами;

  1. Знакомство со СМИ;
  2. Встреча с краеведом Кондряковой Г. В.;
  3. Анкетирование;
  4. Оформление обобщенных материалов.

Средства и интеллектуальные ресурсы:

1 .Архив города Сургута;

2. Архив музея ИКЦ «Старый Сургут»;

 3.Библиотека        

  1. Интернет;

1        :

 5.Встречи.

        ;

Завершение проекта:

В результате работы был обобщен и оформлен материал о спецпереселенцах города Сургута.

В какие новые проекты может перерасти  проект:

Проект может перерасти в движение по изучению жизни спецпереселенцев, материал может быть использован в открытых мероприятиях, на классных часах, уроках истории, обществознания в образовательных учреждениях города Сургута. Учащиеся студии участники общегородского проекта «Спецпереселенцы города Сургута». Показ театрализованной постановки на городском мероприятии.

Постановка проблемы:        Сейчас город Сургут - современный мегаполис

Крайнего Севера, в котором живут много людей разных национальностей.

 Начиная от 20-х годов 20 века, город Сургут был просто большой деревней, в которой жили местные жители ханты и манси.

 В 30 -е годы, в Сургут ссылали категорию людей, которые подверглись репрессиям. Их называют спецпереселенцами.

Спецпереселенцы - это бывшие кулаки, и отнесенные к этой же категории крестьяне - середняки, лишенные прав и свободы, с конфискацией имущества и высланные в административном порядке в 1930 году в пределы нынешних Ханты- Мансийского автономных округов. Сюда были жители южных районов Челябинской Тюменской области: Курганской, Свердловской областей, частично Астраханской области.        ,

      Из анкет обучающихся было выявлено, в основном учащиеся не знают, кто такие спецпереселенцы, что составило 2% от опрошенных . Поэтому мы решили узнать как проходила адаптация репрессированных в Сургутском регионе в 30 - е годы

        

Этапы  работы:

1) Изучение материалов из архивов города  Спецпереселенцы - это бывшие кулаки и, отнесенные к этой же категории, крестьяне - середняки, лишенные прав и свобод, с конфискацией имущества, и высланные в административном порядке в 1930 году в пределы нынешних Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Сюда были сосланы жители южных районов Тюменской области; Курганской, Челябинской, Свердловской областей, частично Астраханской области^

Ознакомление с книгой Флегонта Яковлевича Показаньева «Сургут и Сургутяне» - основателя музея, первый летописец города на Оби. В своей книге он описывает как в ночь на 16 февраля 30 года семью Показаньевых, как и других вывели из дома, посадили на телеги и повезли на станцию, где скопились и другие переселенцы. Погрузили в товарные вагоны и повезли в Тюмень. По пути прицепляли все новые и новые вагоны. Семья Показаньевых, состоявшая из 12 человек занимала нары первого яруса по ходу вагона.

В Тюмени посадили на подводы и повезли на север. По дороге было холодно и голодно, умерло много детей. К весне добрались до села Демьянское. Там остановились на 3 месяца. В начале июня всех переселенцев поместили в трюм парохода, где было сыро, тесно, смрадно.

То что сумели сделать крестьяне, которых увезли с их родной земли , не поддается никакому объяснению- они смогли выжить на бесплодных землях крайнего севера.

Трудовой подвиг переселенцев: за короткий срок, можно сказать, возникла новая страна с деревнями, крепкими колхозами, огородами, зверофермами, всевозможными общественными постройками, крестьянскими ремеслами и промыслами: кожевенное, крахмальное, маслодельное, производство и изготовление саней, телег, колес, лодок, бочек; предприятиями рыбной и лесной промышленности, промысловой кооперации. Умели люди работать! Труженик везде остается тружеником.

Но закончились мирные дни .началась Великая Отечественная война.

И теперь те, кто были врагами государства, по мнению тогдашнего руководства страны, стали его защитниками. Жители Ханты-Мансийского Округа Джимов, Корольков стали героями Советского Союза. Многие награждены орденами и медалями, стали специалистами народного хозяйства, культуры, известными учеными.

  1. Знакомство из СМИ: Знакомство со спецпереселенкой, Аксеновой, а по мужу Силиной Клавдией Андреевны, о трагической истории ее судьбы из газеты "Новый город". Ее семью выслали в сургутский район, деревню Банное из села У ват. Она потеряла двух детей, обучилась на курсах подготовки учителей. Она учила деревенских ребятишек. Но всюду и везде НКВД следил за поведением. Она много сил и здоровья потратила на детей ханты. Они совсем не были подготовлены к учебе. Не умели говорить по-русски. Были завшивлены. Она сама их мыла, стригла, обрабатывала головы, следила за одеждой и питанием.
  2. Посещение музея в ИКЦ «Старый Сургут. Архив музея ИКЦ «Старый Сургут».В феврале 2006г состоялась встреча с Поспеловой Анной Афанасьевной Многодетная семья хлеборобов Поспеловых, состоявшая из 2-х взрослых и 6- и детей попала в списки спецпереселенцев по постановлению от 01.02.1930г. Конечным пунктом ссылки стал Сургут. На место прибыли в апреле. Ссыльных было столько, что обозам, двигавшимся вдоль Оби, не было видно конца. Условия, в которых пришлось жить Поспеловым, были ужасными: сначала юрта в хантыйском селении, затем переполненный барак. С собой разрешалось брать только самое необходимое для выживания: лопата, топор, нож. С помощью этих нехитрых инструментов строились печки для обогрева жилища и приготовления еды. Работали в колхозе, занимались ловлей рыбы. Паспорта спецпереселенцам не выдавались, так что о смене места жительства даже мыслей не было.

Жизнь разбросала братьев Поспеловых с их семьями по всему Советскому Союзу: на Кавказ, в Казахстан, в Кемеровскую область, Салехард. Только сейчас все родственники смогли собраться вместе в поселке Красный Яр Омской области, где до сих пор стоит амбар построенный их дедом. Крепкое, стойкое строение, которым гордятся Поспеловы. Ведь ни годы, ни снег, ни дождь не смогли его разрушить, так же как не сломались судьбы Поспеловых. Они почетные люди, работающие всю жизнь на благо людей и России.

  1. Встреча с краеведом Кондряковой Г. В. Прослушивание лекции журналиста - краеведа Кондряковой Галины Владимировной в этнографическом центре "Старого Сургута", которая стала первая писать о спецпереселенцах, пользуясь ни архивными материалами, а живыми рассказами очевидцев. Ведь до сих пор имена многих людей забыты, а многие ищут свои семьи. Галина считает, что нужно открывать все новые и новые имена, чтобы тех трудных и неизвестных многим временах знало не только пожилое поколение, но и мы - молодежь. Ещё Галина Кондрякова обратила своё внимание на свою книгу «Была, была деревня», некоторые страницы которой посвящены переселенцам - калмыкам в сургутский район. В этом году делегация из Калмыкии возможно посетит места переселенцев, своих соотечественников. Она познакомила нас с различными газетными изданиями, публикациями, статьями, документами, книгами, чтобы увлечь нас в работу по восстановлению новых имён и фактов поданной теме.

 Сбор  архивных материалов;

  1. :

5).Архив ИКЦ «Старого Сургутв» Поспеловой Анны Анны Афанасьевны .Многодетная - семья хлеборобов Поспеловых, состоявшая из 2-х взрослых и;6- и детей, попала в списки спецпереселенцев по постановлению от 01.02.1930г. Конечным пунктом ссылки стал Сургут. На место прибыли в апреле. Ссыльных было столько, сто обозам, двигающимся вдоль Оби, не было вйдно конца. Условия, в которых пришлось жить Поспеловым, были ужасными: сначала юрта в хантыйском селении, затем переполненный барак. С собой разрешалось брать только самое необходимое для выживания: лопата, топор, нож. С помощью этих нехитрых инструментов строилисьпёчки для обогрева жилища и приготовления еды. Работали в колхозе, занимались ловлей рыбы. Паспорта переселенцам не выдавались., так что о смене жительства доже мыслей не был

6)Общение со спецпереселенцами

Из воспоминаний Галины Максимовой ( Бронниковой)

В начале 1930 года семью раскулачили. Перед тем, как выслать, мужчин держали в холодном сарае, пока женщины с детьми не покинули деревню. Маму, с двумя детьми, зимой, отправили на лошади.

Моего отца посадили в тюрьму. Забрали абсолютно всё, с собой разрешили взять только самое необходимое. И вот, зимой, с детьми в розвальнях, на необъезженной лошади, нас отправили на Север. По дороге у мамы заболела грудная дочь - ребенок умер, хоронить не разрешили.

Из воспоминаний семьи Замятиных

Мой дед, Роман Федорович Замятин, родился в 1895 г. в селе Тундрино Сургутского района. Имел семью из девяти человек:

Дед был арестован в 1937 г., в числе других рыбаков, по обвинению в подготовке теракта на товарища Сталина, хотя за всю свою жизнь дальше Тобольска он нигде не бывал. При аресте деда власти реквизировали лошадь, корову, ружье - все, чем кормилась большая семья. Семью объявили врагами народа, запретили лечить шестнадцатилетнего сына Ивана, заболевшего воспалением легких, а приходившего тайком врача наказали. Вскоре Иван умер.

Как выяснилось позже, Романа Федоровича арестовали по доносу одного из рыбаков. С осени 1937 г. он находился в НКВД Сургута, затем в Ханты- Мансийске. Все это время семья неоднократно пыталась узнать о судьбе Романа Федоровича, в ответ получала один ответ: «Ваш муж жив, находится в режимных лагерях без права переписки».

Из воспоминаний семьи Зарубиных АНЯ

В 1937 г. в их поселении расстреляли всех ссыльных мужчин без суда и следствия, кроме Петра - он в этот день случайно задержался на заимке, и это спасло ему жизнь. Позже его сослали на Дальний Восток. Вместе с другими 300 ссыльными этапом из Тобольска гнали до Владивостока. Лошадь везла пропитание, люди шли пешком. Мало кто дошел. Петру страшно повезло - отнялись ноги, его положили в больницу, все ж небольшая передышка, даже письма разрешили писать оттуда.

Но до Владивостока он все-таки добрался. Оттуда - на Чукотку, на барже.
Погрузили около 500 человек, живым доехал он один. Большинство умерло.
от морской болезни. Дальше было долгих десять лет изнурительных работ.

И вот наступил долгожданный день освобождения. Но пароход приходил всего один раз в год. Сегодня он отходит, а срок заканчивается завтра. Пришлось ждать еще целый год своего парохода Жертв политически войны Со слезами мы сегодня вспомним.

Вспоминает Валентина Хижнякова

В 1933 году, на девятом году, я пошла в первый класс. На Черном Мысу школы не было, но родители стали ходатайствовать об открытии школы. Для этого выделили барачный дом, в котором мы обучались первое время, а потом перешли в рядом отстроенную спецпереселенцами семилетнюю школу, по ул. Народной. Моими учителями были Ираида Васильевна Голдобина, Нина Михайловна Чащина, завуч школы, она вела историю, директором был Прокопий Прокопьевич Пугно.

К нам, детям спецпереселенцев, сургутские учителя относились хорошо, не пренебрегали нашей школой. Чащина Нина Михайловна в годы войны была директором, она вспоминала так: «Сколько школ я прошла, но такой жадности к учебе, как у детей из семей спецпереселенцев, нигде не встречала».        

Вспоминает Мария Махнева (Петрушко)

В Сургуте вновь прибывших поселили в клубе рыбников, где уже обитало десять семей. Это была не жизнь, а кромешный ад. В помещении, забитом топчанами, сколоченными из досок, - всегда сумрачно и холодно.

Посередине стояли большой деревянный стол и железная печка. Когда она топилась, еще можно согреться, а если остывала, то мороз добирался до самых костей. На полу застывала вода. Больше всего страдал наш маленький братик - Василий, который постоянно плакал от голода и холода

Родители занимались ловом рыбы, заготовкой леса, отец позже работал кузнецом, молотобойцем, мать трудилась на строительстве консервного цеха, а затем, когда он открылся, ее приняли на это производство. По 10-12 часов продолжалась заводская смена, после которой родители шли не домой, а в «люди» - нанимались пилить дрова, носить воду, мыть пол. За это расплачивались с ними картошкой, куском хлеба - тем и кормились. Иногда перепадали рыбные кости, их сушили, растирали и варили «болтушку». Из одежды практически ничего не имели: я ходила в школу в деревянных башмаках.

Вспоминает Галина Щепеткина( Шевелева) В

В 1937 г. восемь стариков из нашей деревни, в том числе моего деда Шевелева Ефима Максимовича, забрали из поселка, увезли в Ханты- Мансийск и там расстреляли. Кто-то сделал донос, что они готовят заговор против Советской власти. На самом деле ничего такого не было. Мы, дети, родившиеся и выросшие в тридцатые годы, были атеистами, а наши бабушки и дедушки были верующими людьми. За то, что они собирались вместе и молились, их обвинили в заговоре.

Вспоминает Любовь Кошелева Решетова

Моего деда направили работать забойщиком горного цеха, бабушка тоже работала с ним в шахте.

В конце 1941 г. в шахте случился обвал, а мой дед в то время уже работал бригадиром забойщиков, и в феврале 1942 г. деда арестовали, обвинив в обвале. Приговорили к десяти годам лишения свободы. Когда отец пришел с фронта, он писал на имя Сталина прошение о снятии вины с отца, но, видно, письма не доходили. 27 марта 1943 г. дед умер от голода и туберкулеза.

Вывод Работа была очень интересная. Мы узнали много о жизни сургутян О нашем городе. Как формировалась духовная жизнь города. Какие люди населяют наш город. Мы провели в нашей школе несколько мероприятий на заданную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в учебной работе и внеурочной деятельности.

Обобщение опыта по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы и во вренурочное время....

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...