Главные вкладки

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
    методическая разработка на тему

    Труханова Галина Анатольевна

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.doc274 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационный педагогический опыт

    Трухановой Г.А. учителя истории и обществознания

    высшей квалификационной категории

    МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка

    Формирование универсальных учебных действий посредством современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС».

    «Мы слишком часто даем детям ответы,

     которые надо выучить,

    а не ставим перед ними проблемы,

     которые надо решить».

    Актуальность и перспективность опыта.

    В настоящее время система российского образования переживает период кардинальных изменений в связи с массовым  переходом на ФГОС ООО. Стратегия развития образования определяет перечень задач системы общего образования, среди которых на первом месте стоят обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения, создание условий для формирования педагогических компетентностей. Учитель в таких условиях пересматривает цели, подходы, основные приемы и методы работы с детьми.

    Как добиться нового результата? Этот вопрос становится актуальным для сегодняшнего педагога. Сама жизнь показывает нам, что школа должна перейти от передачи знаний к формированию действий, которые помогут современным детям ориентироваться в будущем. Оценивая традиционную систему образования, осознавая свой пройденный путь в педагогике,  сегодня понимаешь что много из того чему учили в школе, в университете не пригодилось в реальной жизни. А на практике больше всего потребовалось умение учиться, то есть способность самого себя к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Тогда выходит, что и ученика в школе мы должны вооружать не суммой огромного количества знаний, а научить его учиться. Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна «научить учиться».  Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Именно это требование к системе образования выдвигает сегодня ФГОС. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий.

    Длительная работа по учебникам ОС «Школа 2100», использование в своей педагогической практике методических приемов и технологий данной системы, а также поиск и самостоятельное чтение литературы помогло мне в понимании современных процессов в системе образования при переходе на ФГОС ООО. Приходилось ломать прежнюю систему традиционного урока и перестраиваться самой. Очень помогали обучающие семинары, посещение курсов, участие в работе по внедрению технологий данной образовательной системы в МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка как федеральной экспериментальной площадке по теме: «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы на период 2012-2017 уч. годы», запись видеоуроков и отзывы авторов и методистов на них. Главным в моем понимании современного образования оказалось формирование умения учиться. Именно это является основной целью образования: научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

    На сегодняшний день я  стала сторонником именно такого взгляда на процесс образования детей. Многолетний  опыт развивающего обучения многих поколений педагогов  обобщен при принятии нового ФГОС, главным требованием которого является переход на достижение нового образовательного результата на основе деятельностного подхода. Накопленный опыт работы помог мне перейти к новым стандартам.

    Ни у кого уже не вызывает сомнения, что процесс получения знаний в результате собственной психической активности и мышления обеспечивает ученику более успешное, прочное усвоение учебного материала; способствует развитию у него универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных, регулятивных; зачастую позволяет с опережением осваивать новое знание. Воплотить эту идею в жизнь позволяет применение современных технологий.

    Что же сегодня является определяющим в деятельности учителя: инновационный образовательный процесс или традиционные технологии обучения и воспитания учащихся? Безусловно, в своей работе, я отдаю предпочтение современным технологиям.

    Так возникла тема моего педагогического опыта:  «Формирование универсальных учебных действий посредством современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС».

    На сегодняшний день существует множество образовательных технологий позволяющих реализовывать на практике требования ФГОС ООО.  Примерный перечень образовательных технологий, направленных на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД у учащихся может быть представлен следующим образом:

    1) Информационно–коммуникационные технологии (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные).

    2) Технологии личностно–ориентированного обучения (педагогика сотрудничества; технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.); гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.) и др.);

    3) Технологии деятельностного типа (познавательной, творческой, художественно–эстетической, коммуникативной деятельности):

    – проблемного обучения (проблемно–диалоговое, проблемное, проблемно–модульное обучение);

    – игровые технологии (ролевые и деловые игры и др.);

    – коммуникативные (коллективные и групповые способы обучения: обучение в сотрудничестве, работа в группах и др.);

    - проектно–исследовательская;

    - учебно–исследовательская технологии и др.

    Из всего многообразия современных технологий в своей практике особую роль отвожу применению проблемно-диалогической технологии, которая меняет традиционный подход к обучению ученика. Ведь основу деятельности ученика при использовании данной технологии составляет модель «учусь сам», а не модель «меня учат».

    Ведущей идеей моей педагогической деятельности является выявление и создание условий для развития УУД учащихся на уроках истории и обществознания через внедрение в педагогическую практику современных технологий, в частности проблемно-диалогического обучения. Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». Вовлечь детей в процесс познания на уроке, превратить их в активных субъектов деятельности и через осмысление своего участия прийти к пониманию его сути с помощью учителя-наставника - вот главное к чему я хочу привести свих учеников.

    Концептуальность опыта заключается в применении системно-деятельностного подхода в развитии УУД учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии проблемно-диалогического обучения. Основополагающими принципами являются:

    1. Принцип деятельности предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной деятельности.

    2. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире, о роли и месте истории в системе наук.

    3. Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса, при которой результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем этапе.

    4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого содержания по минимальному уровню.

    5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

    6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. формирование способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта.

    7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

    Именно эти семь принципов являются необходимыми и достаточными для реализации современных целей образования в педагогике развивающего обучения. В своей работе ставлю задачу на основе системы продуктивных заданий и посредством проблемно-диалогической технологии достичь предметных целей, а с их помощью обеспечить метапредметные результаты и, в конечном итоге, достичь цели образования – развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности.

    Наличие теоретической базы опыта.

    В основе ОС «Школа 2100» – идеи и опыт Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, П.П. Блонского и П.Ф. Каптерева, зародившиеся в Царскосельском лицее, и нашедшие свое продолжение в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили, А.Н. и А.А. Леонтьевых, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой и многих ученых, которые активно занимались вопросами педагогики в последние десятилетия. К ним добавился опыт и авторские методики учителей, сумевших достичь значительных успехов в своей профессиональной деятельности. Системно-деятельностный подход в образовании, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования вешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Деятельностный подход ориентирован на формирование умения учиться, освоение всех компонентов учебной деятельности:

    -учебные мотивы

    -учебная цель

    -учебная задача

    -учебные действия и операции (преобразование материала, контроль и оценка)

    Целью образования становится  развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности. Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе cистемно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Именно эта концепция легла в основу стандартов второго поколения. В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

    Личностные УУД: смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений.

    Регулятивные УУД: целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане.

    Познавательные УУД: исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления.

    Коммуникативные УУД: действия, направленные на осуществление    межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на коррекцию - совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

    Деятельностный подход, ориентация на формирование умения учиться реализуется посредством технологии проблемного диалога. Данная технология разработана психологом Е.Л. Мельниковой на основе исследований проблемы развития эвристического мышления – в контексте психологии мышления и творчества (С.Л. Рубинштейн, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, О.К. Тихомиров и др.), проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов и др.), учебного диалога (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, А.А. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.).

    Цель проблемного диалога – обучать самостоятельному решению проблем, а средство – открывать новые знания вместе с учениками: создавая проблемные ситуации, формулируя проблемы, выдвигая версии и проверяя их в ходе работы с новым материалом.

    Чтобы внедрить в практику данную технологию обучения, необходимо владеть её теоретическими основами или базовыми понятиями.

    Система педагогических фактов и условий, влияющих на достижение цели. Слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть  проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

    Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

    Проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы.

    Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

    В чем заключаются особенности проблемного диалога?

    Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

    Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.

    Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что  ученик проходит четыре этапа творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. С чего же начинается постановка проблемы на уроке? С проблемной ситуации. Что же такое проблемная ситуация?

    Проблемная ситуация –  это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

    Приёмы создания проблемной ситуации.

    Тип проблемной ситуации

    Тип противоречия

    Приёмы создания проблемной ситуации

    С удивлением

    • между двумя (или более) положениями

    1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
    2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

    • между житейским представлением учащихся и научным фактом

    3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.
    Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

    C затруднением

    • между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

    4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
    5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
    6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
    Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

    Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы это выглядит так. Сначала учитель дает ученикам задание на новый материал: в буквальном смысле «сделай то, что только сегодня будем проходить». Ученики правильно выполнить задание не в состоянии, и для них возникает проблемная ситуация. Затем учитель произносит специальные реплики, которые помогают ученикам осмыслить неудачу, т.е. разворачивает побуждающий диалог. А в результате ученики сами формулируют либо вопрос для исследования, либо тему урока.  На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.

    Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому материалу, т.е. ведет к открытию знаний прямой дорогой.

    Иначе говоря, на уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес. А затем в диалоге же организует открытие знания школьниками, добиваясь подлинного понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл собственной головой.

    Реакция на неожиданные формулировки. При развитии диалога возможно появление неточных или ошибочных формулировок. Важно, чтобы учитель отреагировал нейтрально – кивком головы, словом “так” – и предложил учащимся переформулировать проблему.

    Пример создания проблемной ситуации и формулировки проблемы на уроке истории в 5 классе по теме «Цивилизация в Междуречье».

    Действия учителя

    (фразы диалога, задания, действия)

    Действия учеников

    • Формы работы
    • Умения, способы действий

    -Мы начинаем изучать новую главу: Древние цивилизации Азии. Её первый параграф вы читали дома, и называется он:….

     -Давайте посмотрим на ленту времени на с. 80 и определим, какое время он охватывает?

    -Как вы думаете, почему эта цивилизация называется междуречье?

    -Рассмотрите карту на с.51. Историю, какой цивилизации мы с вами уже изучили?  

    -Цивилизация в Междуречье. 

    - 3 тысячелетие до новой эры. Смотрят ленту времени на с.80

    Из предварительного чтения могут сказать, что она так называется потому, что образовалась в долине двух рек между Тигром и Ефратом.

    -Мы изучили цивилизацию Древнего Египта.

    -Что интересного вам запомнилось?

    - Это пирамиды, храмы.

    - Далеко на Восток от Египта, там, где две реки Тигр и Ефрат впадают в Персидский залив, жили шумеры. Показывает на большой карте называемые объекты.

    - Найдите реки Тигр и Ефрат, территорию Междуречья на карте с.51

    - Долгое время историки считали, что самое древнее государство на нашей земле – Египет. Но после археологических раскопок в долине рек Тигра и Ефрата учёные, словно в один голос, сказали: «История начинается в Шумере».

    Находят реки Тигр и Ефрат, территорию Междуречья на карте с.51

    -Давайте с вами узнаем, что так удивило Антошку, когда он рассматривал иллюстрации памятников Древнего Междуречья, в частности он увидел данное изображение. Откроем с. 84. В самом низу начинаем читать разговор Антошки с Археологом. Вслух – вы, пожалуйста!

    Один из учеников читает вслух текст до слов: «…цивилизованные люди!»

    -Какой вывод сделал Антошка?

    -В Древнем Междуречье, как и в Египте, умели строить пирамиды, значит, там тоже была цивилизация.

    Записывают в рабочие листы мнение Антошки.

    -Дальше читаем. Вы, пожалуйста!

    Другой ученик читает текст до конца.

    -Какое мнение высказал Археолог?

    - Междуречье другая цивилизация.

    Записывают в рабочие листы мнение Археолога.

    -Какое противоречие смутило Антошку? Что ему непонятно?

    -Антошке непонятно почему Междуречье и Египет считают разными цивилизациями, если люди, проживающие в Междуречье, тоже, как и египтяне умели строить пирамиды.

    -Какой возникает вопрос в связи с выявленными противоречиями? Что нам предстоит выяснить?

    -Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?

    Главный вопрос урока записывают в рабочие листы.

    Проблемный урок изучения нового материала («открытие нового знания»). Если схематически сопоставить традиционный урок и урок по технологии проблемного обучения, то можно наглядно увидеть, что на проблемном уроке больше возможностей для развития речи, мышления, творческих способностей учащихся и универсальных учебных действий.

    Этапы урока

    Проблемный урок

    Проблемные методы

    Традиционный урок

    Методы

    Введение знаний

    Постановка учебной проблемы

    Побуждающий от проблемной ситуации диалог

    Подводящий к теме диалог

    Сообщение темы с мотивирующим приёмом

    Сообщение темы

    Поиск решения

    Побуждающий к гипотезам диалог

    Подводящий от проблемы диалог

    Подводящий без проблемы диалог

    Сообщение знания

    Продуктивные задания

    Воспроизведение знаний

    Выражение решения

    Реализация продукта

    Формулирование темы, вопросов

    Составление опорного сигнала

    Художественные задания

    Повтори

    Выучи

    Перескажи

    В соответствии с ФГОС эта технология обеспечивает метапредметные результаты (регулятивные – умение ставить цель, планировать и действовать по плану; коммуникативные – вести диалог; познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.) и личностные результаты – в случае если ставиться проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. Сегодня является очевидным преимущества проблемного обучения над традиционным. Проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный. На таком уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, т.е. усваивают новое знание творчески, а на традиционном  - репродуктивно (слушают и запоминают учителя). На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь, обретают творческие способности, отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу. В итоге проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.

    Пример формирования УУД на уроке истории в 6 классе по теме «Нашествие Батыя» на этапе создания проблемной ситуации.

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учеников

    Формирование УУД, технология оценивания

    I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

    – О событиях какого века пойдёт речь сегодня? Используйте подсказку ленты времени на странице вашего учебника.

    – Число 13 какие ассоциации вызывает?

    – У многих народов это число считается несчастливым – в гостиницах нет тринадцатых этажей и тринадцатых номеров. Люди просто отказываются там селиться. Для нашей цивилизации XIII век стал веком серьёзных испытаний.

    – С каким серьёзным врагом пришлось встретиться нашим предкам?

    – Прочитайте русскую летопись XIII века, рассказ о Батыевом нашествии (с. 139) и ответьте на вопрос к нему.

    – Вспомните исторический факт. Что мы знаем о монгольском нашествии?

    1. 2  3  4 –познавательные УУД

     2  3  4 - коммуникативные УУД

    Ученики должны указать, что речь пойдёт о XIII веке.

    Могут сказать, что это «несчастливое число».

    – На востоке появились племена монголов.

     

    – Русские князья готовы были защищать свою землю.

    Ученики должны указать, что монголы смогли подчинить себе Русь.

    Регулятивные УУД

    1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

    2. Выдвигать версии.

    3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

    4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

    Познавательные УУД

    1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

    2. Анализировать (выделять главное).

    3. Определять понятия.

    4. Обобщать, делать выводы.

    5. Выделять причины и следствия.

    6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 

    Коммуникативные УУД

    1. Умение работать в парах.

    2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

    3. Создавать устные и письменные тексты.

    4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

    Личностные УУД

    1. Оценивать свои и чужие поступки.

    Так мы видим, что на этапе создания проблемной ситуации на уроке происходит формирование познавательных УУД: 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы),  2. Анализировать (выделять главное),  3. Определять понятия,  4. Обобщать, делать выводы. Коммуникативных УУД: 2. Излагать своё мнение, аргументируя его, 3. Создавать устные и письменные тексты, 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

    В работе по развитию УУД  выделяю следующие моменты:

    • развитие познавательных УУД - формирование на уроках истории абстрактного мышления детей, формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации и т.д.; обучение работе с информацией (текст, схема, таблица, карта).
    • учащимся дается возможность решения большого числа интересных и разнообразных продуктивных заданий. Формирую собственный банк заданий, нацеленных на формирование и развитие УУД, составляю рабочие листы, отбирая те задания, которые необходимы для конкретного урока;
    • особое внимание уделяю заданиям на развитие личностных УУД. Стараюсь дать возможность детям самим дать оценку многим событиям и фактам в истории;
    • для развития регулятивных УУД в своей работе использую алгоритмы работы учащихся на разных этапах урока. Обращаю внимание детей на то, на каком этапе деятельности они находятся. Обязательный диалог с детьми, ориентированный на понимание того, какой сейчас этап деятельности и зачем нам нужно это понимать. В практику обучения ввела алгоритм самооценки;
    • в развитии коммуникативных УУД помогает диалог. Выстраивая его, стараюсь показать детям модель демократичного и толерантного стиля общения, учу сотрудничать и организовывать совместную деятельность;
    • в практике обучения использую различные формы работы на уроке: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую. Организую проблемный диалог посредством мультимедийных презентаций, учебного диска для 6 класса, интерактивной доски.

    Но главное, что четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе приводит к тому, что дети вырабатывают самостоятельность, повышается познавательная мотивация, формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности. Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе.

    Оптимальность и эффективность применяемой технологии.

    В последние годы проблема эффективности использования современных технологий (в том числе проблемно-диалогического обучения) была ключевой в ходе инновационной деятельности лицея. В составе школьной творческой группы учителей внедряющих программу образовательной системы «Школа 2100» (Приказ №83/3 от 28.11.2012 г. МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка), принимала участие в работе по внедрению технологий данной образовательной системы в МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка как федеральной экспериментальной площадке по теме: «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы на период 2012-2017 уч. годы» (договор от 15.10.2012 г.).

    Одновременно с 2014 года являюсь руководителем рабочей группы по введению ФГОС на основной ступени образовательного учреждения (Приказ №66/6 от 03.09.2014 г. МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка), принимаю участие в работе по внедрению технологий деятельностного типа в МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка.

    В составе школьных творческих групп учителей внедряющих программу образовательной системы «Школа 2100» и по введению ФГОС ООО провела открытые уроки в рамках эксперимента:

    •        Открытый урок истории в 6А классе 19.03.2015 г.  «Русь между Западом и Востоком»

    •        Открытый урок истории в 7А классе 10.03.2016 г. «Раскол в умах и сословиях»

    •        Открытый урок истории в 5А классе 16.03.2017 г. «Победитель Карфагена»

    Имею запись видео урока и отзыв авторов и методистов ОС «Школа 2100» на урок истории в 7А классе на тему: «Самодержавие Ивана Грозного» 03.02.2014 г.

    25.06.2014 г.  принимала участие в работе семинара по теме: «Реализация ФГОС через внедрение комплекса технологий ОС «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы» (24 ч.)

    Выступала с докладами по теме эксперимента:

    •        06.11.2014 г. на заседании творческой группы учителей, работающих по введению ФГОС ООО в 5-х классах по теме: «Содержание программы развития УУД для основного общего образования: личностные универсальные действия».

    •        25.08.2017 г. на межрайонном заседании секции методических объединений учителей истории и обществознания Чамзинского и Большеберезниковского муниципальных районов по теме: «Преподавание истории и обществознания в школе в 2017-2018 учебном году в условиях внедрения в практику современной школы ФГОС и новой Концепции исторического образования»

    Результативность опыта

    Использование на уроках технологии деятельностного типа способствует снижению личностной тревожности, повышению уровня интеллекта, глубокому овладению понятиями, развитию логического мышления, формированию умений переносить полученные навыки на другие учебные предметы, ориентироваться в сложных ситуациях, появлению интереса к процессу познания.

    Обобщая работу по использованию проблемно-диалогической технологий на уроках истории и обществознания, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:

    • для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;
    • у многих появилась положительная реакция не только на новый материал, но и на способ решения новой задачи;
    • на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
    • развиваются творческие способности.

    Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися, эффективное развитие интеллекта, умений творческой деятельности посредством диалога с учителем. В результате дети открывают и осваивают «новое знание». Моя роль превратилась в роль наставника, который разделяет общую ответственность за результат, и я по праву являюсь равноправным участником диалога. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Овладение этой технологией помогает мне выстраивать работу не только с детьми, но и с коллегами. Являясь руководителем районного методического объединения учителей истории и обществознания, при организации семинаров часто использую умение выстраивать проблемную ситуацию и вести диалог.

    Работая по данной технологии, могу отметить положительные результаты обучения.

    Мониторинг обученности учащихся (по итогам учебного года)

    2013-2014 уч. год

    2014-2015 уч. год

    2015-2016 уч. год

    2016-2017 уч. год

    Класс

    Качество знаний

    Класс

    Качество знаний

    Класс

    Качество знаний

    Класс

    Качество знаний

    Предмет: история

    100

    86

    83

    62

    32

    48

    41

    76

    73

    100

    93

    88

    69

    38

    73

    38

    79

    61

    10

    84

    90

    11А

    100

    81

    11

    83

    10А

    100

    10

    67

    11

    87

    Средний показатель

    75

    Средний показатель

    69

    Средний показатель

    76

    Средний показатель

    77

    Предмет: обществознание

    73

    90

    83

    92

    73

    55

    66

    59

    79

    100

    97

    83

    11А

    100

    41

    73

    10А

    100

    78

    10

    84

    10Б

    82

    81

    11

    92

    11

    87

    10

    67

    Средний показатель

    81

    Средний показатель

    73

    Средний показатель

    82

    Средний показатель

    84

    За 2015-2016 уч. год  качество знаний учащихся по обществознанию по результатам итоговой аттестации в форме ОГЭ составляет 78 %.

     

    Предмет: обществознание

    Учебный год

    Кол-во учащихся сдававших экзамен в форме ОГЭ

    Кол-во учащихся сдавшие ОГЭ на «4» и «5»

    Качество знаний

    2015-2016

    9 чел

    7 чел

    78%

    За 2014, 2016, 2017 гг. по результатам итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ по истории  % учащихся от числа участвующих  показали результаты выше уровня среднереспубликанских показателей, по обществознанию % учащихся от числа участвующих показали результаты  выше уровня среднереспубликанских показателей (данные в таблице).

    Учебный год

    Сдавали ЕГЭ, чел.

    Средний балл

    Средний балл

    Кол-во учащихся, показавших результаты на уровне или выше среднереспубликанских (% от числа участвующих)

    Предмет: история

    2013-2014

    2 чел.

    60,5

    45,7

    2 чел. (100%)

    2015-2016

    2 чел.

    64,5

    48,1

    1 чел. (50%)

    2016-2017

     2 чел.

    66,5

    54,7

     1 чел. (50%)

    Итого:

     6 чел.

    63,8

    4 чел. (66%)

    Предмет: обществознание

    2013-2014

    19 чел.

    55,7

    53,1

    13 чел. (68,4%)

    2015-2016

     8 чел.

    57

    53,3

    4 чел. (50%)

    2016-2017

     15 чел.

    57

    55,4

    9 чел. (60%)

    Итого:

    42 чел

    56,5

     26 чел. (62%)

    Результативность применения на практике современных образовательных технологий видна в успехах и достижениях моих учащихся:

    • Всероссийская олимпиада школьников по истории, обществознанию, праву

    Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников

    Учебный год

    Ф.И. ученика

    Класс

    Предмет

    Результат

    2013-2014

    Белов Антон

    11

    история

    Победитель

    Базарнова Екатерина

    8

    обществознание

    Победитель

    Климова Светлана

    11

    обществознание

    Призер

    Белов Антон

    11

    обществознание

    Победитель

    Белов Антон

    11

    право

    Призер

    2014-2015

    Горячкина Дарья

    9

    история

    Победитель

    Базарнова Екатерина

    9

    право

    Победитель

    Малинов Александр

    10

    право

    Победитель

    2015-2016

    Пиксаев Михаил

    7

    история

    Призер

    Малинов Александр

    11

    история

    Призер

    Пиксаев Михаил

    7

    обществознание

    Победитель

    Новиков Александр

    7

    обществознание

    Призер

    Фомина Алина

    9

    обществознание

    Победитель

    Базарнова Екатерина

    10

    обществознание

    Призер

    Малинов Александр

    11

    обществознание

    Призер

    Базарнова Екатерина

    10

    право

    Призер

    Малинов Александр

    11

    право

    Победитель

    2016-2017

    Макулина Анастасия

    7

    история

    Призер

    Макарова Виктория

    8

    история

    Призер

    Комкина Наталья

    8

    история

    Призер

    Митрюхина Полина

    11

    история

    Призер

    Зорькина Мария

    7

    обществознание

    Призер

    Ларькичева Юлия

    7

    обществознание

    Призер

    Новиков Александр

    8

    обществознание

    Призер

    Макарова Виктория

    8

    обществознание

    Призер

    Антонова Светлана

    10

    обществознание

    Призер

    Фомина Алина

    10

    обществознание

    Призер

    Баюшкина Ирина

    11

    обществознание

    Призер

    Базарнова Екатерина

    11

    обществознание

    Призер

    Базарнова Екатерина

    11

    право

    Призер

    Региональный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников

            

    Учебный год

    Ф.И. ученика

    Класс

    Предмет

    Результат

    2013-2014

    Белов Антон

    11

    история

    Участие

    Белов Антон

    11

    обществознание

    Участие

    2014-2015

    Базарнова Екатерина

    9

    право

    Участие

    2015-2016

    Фомина Алина

    9

    обществознание

    Участие

    Базарнова Екатерина

    10

    право

    Участие

    Малинов Александр

    11

    право

    Участие

    • Участники, призеры и победители конкурсов:

    Муниципальный уровень

    Год

    Название мероприятия

    ФИ ученика

    Класс

    Результат

    2015

    Районный конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо»

            

    Афонькина Яна

    Ларькичева Юлия

    Наумов Кирилл

    Филатов Вячеслав

    5

    I место

    (грамота)

    2016

    НОУ «Институт продуктивного обучения» игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»

    Трифонов Евгений

    9

    II место (грамота)

    Парфенова Татьяна

    9

    II место (грамота)

    Ямашкина Вероника

    9

    II место(грамота)

    2017

    Районный конкурс

     «Я иду голосовать - 2017»

    Базарнова Екатерина

    11

    III место (грамота)

     

    Республиканский уровень

    Год

    Название мероприятия

    ФИ ученика

    Класс

    Результат

    2016

    РАО институт продуктивного бучения Международный игровой конкурс «Золотое руно»

    Антонова Светлана

    9

    I место

    (диплом)

    Российский уровень

    Год

    Название конкурса

    ФИ ученика

    Класс

    Результат

    2015

    НОУ «Институт продуктивного обучения» игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»

    Макарова Виктория

    6

    I место (диплом)

    Цыбаков Дмитрий

    8

    I место (диплом)

    Ямашкина Виктория

    8

    I место (диплом)

    2016-2017 уч. г.

    I Всероссийская олимпиада школьников для 5 класса 2016-2017 учебного года по предмету «История»

    Марсанов Захар

    5

    Диплом I степени

    Международный уровень

    Год

    Название конкурса

    ФИ ученика

    Класс

    Результат

    2016

    III Международный конкурс «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» «По страницам Великой Отечественной войны: битва за Ленинград»

    Марсанов Захар

    5

    I место (диплом)

    2016

    III Международная олимпиада по всемирной истории для 5-11 классов от проекта mega-talant.com

    Марсанов Захар

    5

    II место (диплом)

    2016

    III Международный конкурс «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по Истории «Путешествие в прошлое: история Древнего мира и Древней Руси»

    Марсанов Захар

    5

    II место (диплом)

    Трудности и проблемы при использовании данного опыта

    Затруднения, встречающиеся при использовании данного опыта при применении проблемно-диалогической технологии, связаны в основном с недостаточно сформированной у учащихся мотивацией к процессу получения знаний, не сформированным положительным отношением к обучению, умением включаться в самостоятельную учебно–познавательную деятельность, индивидуальными психологическими и личностными качествами учащихся. А также требование  высокой  профессиональной самоотдачи учителя.

    Возможность тиражирования

    Постоянно работаю над собой, повышая свой методический уровень:

    Прошла обучение на курсах

    • АНО  ДПО «Методист» с 02.03.2013 по 03.03.2013 г. участие в работе учебного модуля курсов повышения квалификации по теме: «Новые технологии во внедрении ФГОС ООО»;
    • ФГАОУ ДПО «АПК и ППРО» г. Москва с 01.04.2013 по 14.04.2013 г.  по программе: «Организация воспитательной деятельности в образовательном учреждении» (72 ч.)
    • ГБОУ ДПО (ПК) «МРИО» г. Саранск с 17.03.2014 по 28.03.2014 г. по дополнительной профессиональной программе: «Подготовка председателя и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 по обществознанию» (48 ч.).
    • ГБУ ДПО «МРИО» г. Саранск с 16.11.2015 по 27.11.2015 г. по дополнительной профессиональной программе: «Новые подходы к преподаванию истории в условиях принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» (72 ч.).
    • ГБУ ДПО «МРИО» г. Саранск с 06.04.2016 по 08.04.2016 г. по дополнительной профессиональной программе: «Подготовка председателя и экспертов предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по обществознанию» (24 ч.).
    • ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования» г. Воронеж с 24.08.2016 по 29.08.2016 г. по дополнительной профессиональной программе: «Разработка и реализация программы формирования универсальных учебных действий. Обществознание» (31 ч.).

    Принимала участие в работе конференций, семинаров и круглых столов:

    • Учебно-методический центр «Школа 2100» сертификат участия в работе краткосрочных курсов (семинара) по теме: «Реализация ФГОС через внедрение комплекса технологий Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы». 25.06.2014г. (24 ч.)

        Выступала на уровне общеобразовательной организации с представлением собственного педагогического опыта:

    на заседаниях школьного методического объединения учителей истории и географии по следующим темам:

    •  «Достижение метапредметных результатов в ходе подготовки к ЕГЭ по истории» (10.01.2014 г.)
    • «Многообразие форм и методов учебной работы на уроках обществознания в старшей школе» (12.01.2015 г.)
    • «Подходы к контролю оценке результатов освоения обучающимися по обществознанию» (09.01.2016 г.)
    • «Использование мотивирующих способов контроля и оценивания знаний учащихся на уроках истории» (26.12.2016 г.)

    на заседании школьного методического объединения классных руководителей по теме:

    • «Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС» (06.11.2014 г.)

    на школьном педагогическом совете по теме:

    • «Современные методы обучения на уроках истории и обществознания как способ преодоления негативных тенденций цифрового поколения» (30.12.2015 г.)

    Имею публичные выступления на муниципальном уровне:

    на августовских районных семинарах учителей истории и обществознания по следующим темам:

    1.  «Основные результаты ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию. Рекомендации по организации подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ выпускников 9-11 классов по истории и обществознанию» (2013г.)
    2. «Преподавание учебных дисциплин: история и обществознание в 2014-2015 учебном году (структура и содержание исторического образования)  (2014г.)
    3. «Анализ работы районного методического объединения учителей истории и обществознания по формированию базовых компетенций школьников» (2015г.)
    4. «Преподавание истории и обществознание в 2016-2017 учебном году (структура и содержание исторического образования) (2016г.)

    25.08.2017 г. на межрайонном заседании секции методических объединений учителей истории и обществознания Чамзинского и Большеберезниковского муниципальных районов по теме: «Преподавание истории и обществознания в школе в 2017-2018 учебном году в условиях внедрения в практику современной школы ФГОС и новой Концепции исторического образования»

    Провожу открытые уроки:

    за период с 2013 по 2018 годы провела на уровне общеобразовательной организации открытые уроки по следующим темам:

    Дата

    Тема

    Название мероприятия

    03.02.2014

    «Самодержавие Ивана Грозного»

    открытый урок в 7А классе

    19.03.2015

    «Русь между Западом и Востоком»

    открытый урок в 6А классе

    10.03.2016

    «Раскол в умах и сословиях»

    открытый урок в 7А классе

    16.03.2017

    «Победитель Карфагена»

    открытый урок в 5А классе

    внеклассные мероприятия по следующим темам:

    Дата

    Тема

    Название мероприятия

    03.02.2014

    «Оставаться человеком или ленинградский день Победы»

    открыток внеклассное мероприятие в 11А классе

    21.11.2014

    «День правовой защиты детей»

    общешкольное мероприятие к Всемирному Дню ребёнка

    15.05.2015

    «Военный орден в твоей семье»

    открытое внеклассное мероприятие в 5А классе

    03.03.2016

    «За кремлевской стеной»

    открытое внеклассное мероприятие в 6А классе

    16.03.2017

    «Победитель Карфагена»

    открытое внеклассное мероприятие в 7А классе

    Имею публикации:

    • Рабочая программа учебного предмета «История» для преподавания в 11 классе  

           https://infourok.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-istoriya-dlya-prepodavaniya-v-klasse-2252698.html

    • Общешкольное мероприятие к Всемирному Дню ребёнка

    https://nsportal.ru/node/1426492

    • Парламентский урок на тему «20 лет – Государственному Собранию Республики Мордовия»

    https://nsportal.ru/node/1684986

    Делюсь опытом своей работы с коллегами, размещая свой опыт работы в сети Интернет на своем сайте:

    http://nsportal.ru/user/181115

    Принимаю участие в заочной форме обучения через рецензию авторами и методистами учебников ОС «Школа 2100» видеоуроков.

    • Урок истории в 6А классе на тему: «Монгольское нашествие»
    • Урок истории в 5А классе на тему: «Афинская свобода рабовладельцев»
    • Урок истории в 5А классе на тему: «Железное» царство Ассирии»

    Накопленный мною опыт работы может быть использован учителями в любом образовательном учреждении.

    Список литературы.

    • Приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО».
    • Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности / М.А. Кубышева – Москва, 2005.
    • Образовательные технологии. (Образовательная система «Школа 2100). Сборник материалов. М.: «Баласс», 2008.
    • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
    • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. - Т.1., Т.2 - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
    • Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сб. материалов.- М., Баласс. 2008. (Образовательная система «Школа 2100») с.5-55.
    • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

    В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

    Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...