Главные вкладки

    Рабочая программа по музыке 6 класс
    рабочая программа (6 класс) на тему

    Развитие музыкальной культуры школьников, как неотъемлемой части их духовно-нравственной культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_6_klass_muzyka.docx45.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №6

            

    «Рассмотрено»:

    на заседании ШМО

    учителей  

    Протокол №____

    «____» _________ 2016г

    «Согласовано»

    Зам директора по УВР

    Е.Н.Рыбакова

    «____» _________ 2016г

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ «СОШ №6»

    __________Е.Б.Комисаренко

    «____» _________ 2016г

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    курса «Музыка» для основной школы на основе ФГОС

                                                                                                                                            Составитель: учитель музыки

    квалификационной категории нет

                                                                                                                                                                    Киселева Н.В.

    г.Югорск

    2016г.

    Содержание  программы:                                                                                                                                        Стр.

    Аннотация………………………………………………………………………………………………

    Планируемые результаты обучения ________________……………………………….………………………

    Содержание разделов курса ………………….…………………………………………………………………….

    Тематическое или календарно – тематическое планирование………………………………………………….

    Учебно – методическое  и материально техническое обеспечение………………………………………………

    Аннотация

    Настоящая программа составлена в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа по музыке для 6 класса составлена в связи с необходимостью соотнести программу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с содержанием авторской программы «Музыка. 5-7 классы». Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (Москва, Просвещение, 2014г.).Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников, который включает: учебник, рабочую тетрадь для ученика.

    Рабочая программа составляется в соответствии с  требованиями к уровню знаний обучающихся и с учетом их индивидуальных особенностей.

    Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­ правовых документов:

    1.        Закон РФ «ОБ образовании»;

    2.         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

    3.        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

    4.        Планируемые результаты основного общего образования;

    5.        Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Музыка 5 – 7 классы;

    6.        Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

    7.        Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2011 г.;

    8.        Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного

    образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

    9.        СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

    10.        Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 6 г.Югорск.

    1.1 Основная цель предмета «Музыка» в системе общего образования — развитие музыкальной культуры школьников, как неотъемлемой части их духовно-нравственной культуры

    1.2.Изучение предмета «Музыка»  в основной школе должно обеспечить: гармоничное музыкальное развитие личности.

    1.3.Общая характеристика учебного предмета: искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального) – показатель культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащегося.

    При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов. Это определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

    Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию.

    Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

    Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

    1.4.Место предмета «Музыка»   в учебном плане.

    МБОУ СОШ № 6 г. Югорск ХМАО-Югра на 2016–2017  учебный  год  на  изучение  предмета «Музыка»  в  6  классе  отводится 1 учебный  час  в  неделю, итого 35 часа в год.  

    1.Планируемые результаты обучения

    Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета

    Личностные результаты:

    • ценностно – ориентационная сфера:

    - формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

    - становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;

    • трудовая сфера:

    - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

    • познавательная сфера:

    - формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    • Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
    • Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.
    • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
    • Осуществить действия по реализации плана.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    • Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
    • Соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.
    • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
    • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
    • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

    Познавательные УУД:

    • Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
    • Выполнять универсальные логические действия:

    - выполнять анализ (выделение признаков),

    - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

    - выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

    - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

    - выстраивать логическую цепь рассуждений,

    - относить объекты к известным понятиям.

    • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
    • Использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.
    • Составлять простой и сложный план текста.
    • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

    Коммуникативные УУД:

    • Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)
    • Учиться критично относиться к собственному мнению.
    • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
    • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

    – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

    – вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

    • Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
    • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
    • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Ученик научится:

      определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

     владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

     анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

     раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

     развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

     развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

     проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, гимназии.

     Ученик получит возможность научиться:

     определять роль музыки в жизни общества;

    определять  воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;

    определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

    определять  приемы развития образов музыкальных произведений;

    определять характерные особенности духовной и современной музыки;

     классифицировать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений ;

    2. Содержание курса Музыка как вид искусства

           Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

              Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

    Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор

       Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество.  Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.

       Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы.  Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика национальных школ).

    Музыка в современном мире: традиции и инновации

    Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.   Музыкальная культура Кузбасса. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров.

    «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)

    Лирические, драматические, героические образы.  Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

    Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

    Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

    3.Тематическое или календарно –тематическое планирование.

    Раздел

    Т

    П

    К/р

    Основные виды учебной деятельности учащихся  по достижению планируемых результатов

    Система оценивания уровня достижения планируемых результатов

    Тема/ всего часов

    часов

    часов

    часов

    Предметные результаты освоения ФГОС учебного предмета

    Личностных

    Познавательных

    Регулятивных

    Коммуникативных

    Мир образов вокальной и инструментальной музыки

    14

    2

    Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

    иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

    Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

    уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;

    владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

    анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

    Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

    Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

    Совершенствовать умения и навыки самообразования.

    Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету  и степень сформированности УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка  личностных результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

    Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

    - становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;

    - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

    - формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.

    Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

    Выполнять универсальные логические действия:

    - выполнять анализ (выделение признаков),

    - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

    - выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

    - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

    - выстраивать логическую цепь рассуждений,

    - относить объекты к известным понятиям.

    Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

    Использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

    Составлять простой и сложный план текста.

    Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

    Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.

    Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.

    Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

    Осуществить действия по реализации плана.

    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

    Соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.

    В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

    В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

    Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

    Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)

    Учиться критично относиться к собственному мнению.

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

    – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

    – вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

    Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

    Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

    Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

    устный опрос; контрольная работа; викторина; угадай-ка, тест.

    Мир образов камерной и симфонической музыки

    17

    2

    Поурочное планирование

    Наименование тем

    Дата

    прохождения

    Скорректированные сроки прохождения

    1

    Удивительный мир музыкальных образов.

    09

    2

    Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс

    09

    3

    Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

    09

    4

    Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

    09

    5

    «Уноси мое сердце в звенящую даль…»

    09

    6

    Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф.И.Шаляпин

    10

    7

    Образы песен зарубежных композиторов. Ф.Шуберт

    10

    8

    Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

    10

    9

    Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт

    11

    10

    Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт

    11

    11

    «Фрески Софии Киевской»

    11

    12

    Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха

    11

    13

    Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха

    12

    14

    Полифония. Фуга. Хорал

    12

    15

    Образы скорби и печали. Фортуна правит миром

    12

    16

    Авторская песня: прошлое и настоящее

    12

    17

    Джаз – искусство 20 века

    01

    18

    Вечные темы искусства и жизни

    01

    19

    Образы камерной музыки

    01

    20

    Инструментальная баллада. Ночной пейзаж

    02

    21

    Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

    22

    «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея

    02

    23

    Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

    02

    24

    Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

    02

    25

    Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен

    03

    26

    Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен

    03

    27

    Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

    04

    28

    Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

    04

    29

    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

    04

    30

    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

    05

    31

    Мир музыкального театра

    05

    32

    Мир музыкального театра

    05

    33

    Образы киномузыки.

    05

    34

    Контрольная работа: "Мир образов камерной и симфонической музыки"

    05

    35

    Обобщающий урок

    05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

    Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

    Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

    Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

    Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

    Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

    Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

    Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

    Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

    Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

    Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

    Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

    Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

    Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...