Курс самообразования "Активные методы обучения"
статья по теме

Содержание

Введение

 Глава 1 «Что такое модерация?»

 Глава 2 «Принципы и фазы модерации»

 Глава 3 «Процессы модерации». Интеракция

 Глава 4 «Процессы модерации». Коммуникация

 Глава 5 «Процессы модерации». Визуализация

 Глава 6 «Процессы модерации». Мотивация

 Глава 7 «Процессы модерации». Мониторинг образовательного процесса

 Глава 8 «Процессы модерации». Рефлексия

 Глава 9 «Эффекты применения технологии модерации»

 Заключение (практическое задание, примеры образовательного мероприятия, основанного на активных методах обучения и технологии модерации, свидетельство)

 Новые возможности для эффективного педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo.rar1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения

Часть 1. Введение

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

 Елена Семенова, г.Хабаровск, студентка 4 курса Хабаровского педагогического университета, преподаватель кафедры иностранных языков.

 Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

 Будучи студенткой на данный момент и изнемогая на скучных лекциях и бессмысленных семинарах (!!!), я считаю, что в нашем педагогическом (!) институте курсы, подобные курсу «Эффективные образовательные технологии» должны стать обязательными для преподавателей.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

 А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

 Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности

Валерия Ведерникова,  г.Пермь, Пермская общественная благотворительная организация «Хоспис».

 С самого начала обучение эффективным образовательным технологиям показалось мне интересным и необычным. Я сделала новые открытия в себе и о себе. Знания уже применяю на практике. Провела благодаря этому обучению такой игровой 6-часовой семинар, что участники "пищали" от восторга и я вместе с ними, так как получила огромное удовольствие от творчества. Поняла, что технология проведения очень важна – это придаёт устойчивость.

 И еще одно. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

 В этом электронном курсе мы расскажем Вам об активных методах обучения (АМО) и технологии модерации, позволяющей эффективно управлять педагогическим процессом, использующим АМО. И начнем этот рассказ прямо со следующего выпуска.

 Часть 2

 Как и обещали, сегодня мы начнем рассказ об активных методах обучения. Начнем его с определения, что же такое АМО?

  2. Что такое АМО? Примеры АМО

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

 В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет (http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11).

Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.

 Наталья Рабанова, МОУ «Школа №28», г Нальчик, КБР, заместитель директора по УВР.

 В процессе обучения активным методам обучения я увидела себя несколько в ином качестве, а мои учащиеся приятно удивили своими способностями, о которых я не подозревала ранее!

 С курса «Эффективные образовательные технологии» я возьму с собой, прежде всего, активные методы обучения, которые уже использую не только на уроках, но и в проведении тренингов.

 Благодарю Вас за сотрудничество, взаимопонимание и тактичность. Наше общение было очень продуктивным, думаю, мы все достигли хороших результатов в обучении.

Мы придерживаемся следующего определения АМО:

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

 Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

 К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

АМ начала образовательного мероприятия

 Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Пример АМ начала образовательного мероприятия

 Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

 Проведение:

 Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

 • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

 • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

 • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

 Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

 Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

 Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

 Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

 Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

 Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

 Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

АМ презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Пример АМ презентации учебного материала

 Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

 Проведение:

 Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

 Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

 В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

 Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

 Как можно эффективно с использованием АМО организовать самостоятельную работу над темой, поднять энергетику обучающихся, помочь обучающимся оглянуться назад и оценить приобретенные знания и умения, выявить свои успехи и подвести итоги урока – об этом мы поговорим в следующем выпуске.

Понять природу эффективности использования активных методов обучения на каждом этапе образовательного мероприятия и научиться эффективно применять АМО в образовательном процессе можно на  дистанционном курсе «Эффективные образовательные технологии».

 Часть 3

 В сегодняшнем выпуске мы продолжим рассказ об использовании конкретных активных методов обучения на различных этапах урока.

 3. Примеры АМО (продолжение)

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

 Пример АМ организации самостоятельной работы над темой

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

 Проведение:

 Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

 Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

 

Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Пример Активных методов релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут

 Проведение:

 Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

 Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

 Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

 Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

 

АМ подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Пример Активных методов подведения итогов урока

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

 Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

 - Я съел бы еще этого…

 - Больше всего мне понравилось…

 - Я почти переварил…

 - Я переел…

 - Пожалуйста, добавьте…

 Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

 В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

 Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

 Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

 

 Надежда Уртемеева, г.Йошкар-Ола, лицей им. М.В. Ломоносова, кафедра иностранных языков, учитель английского языка.

 Я замечаю, что после обучения на дистанционном курсе «Эффективные образовательные технологии», где я познакомилась с активными методами обучения, меняется моя работа на уроках, я по-другому смотрю на подготовку и теперь больше задумываюсь о том, как можно разнообразить задания, использовать разные методы и формы презентации.

Значительное количество таких методов, систематизированных в соответствии с этапами образовательного мероприятия, вы сможете найти в электронном сборнике «Копилочка активных методов обучения», подготовленном Международным Институтом Развития «ЭкоПро». В «Копилочке…» Вы также найдете активные методы, название которых Вы встречали во второй и третьей частях мини-курса Знакомство учителя с «Копилочкой…», применение собранных в ней активных методов позволит проводить уроки и внеклассные мероприятия более эффективно, творчески, в комфортной психологической обстановке.

 В четвертой части курса мы расскажем Вам, какие эффекты можно ожидать от применения активных методов обучения и чем эти эффекты будут отличаться от эффектов традиционного обучения.

Часть 4

 Теперь Вас, наверное, больше всего интересует вопрос, а какие эффекты можно ожидать от применения активных методов обучения и чем эти эффекты будут отличаться от эффектов традиционного обучения? Именно об этом сегодняшний выпуск!

 4. Эффекты АМО

При Конечно, помимо АМО, о которых мы рассказали в предыдущих выпусках рассылки, существует множество других разнообразных активных методов обучения, кроме того, инновационная деятельность педагогов не прекращается ни на минуту, рождая новые формы и методы повышения эффективности образовательного процесса.

 Давайте об эффективности методов обучения и поговорим более подробно. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

 Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.

 Одним из направлений интенсификации обучения является использование более эффективных форм получения, переработки и усвоения информации. Конечно, мало кого могут устроить 5-10% эффективности усвоения учебного материала, свойственные традиционным формам обучения – лекции и чтению учебника. Представьте, что в магазине Вы заплатили за килограмм колбасы, а продавец дал Вам кусочек в 50 грамм. Обидно. Так же обидно использовать свое время, энергию и другие ресурсы всего на 5-10%. Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

 Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

 Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

 Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.

 Олег Посысаев, г. С-Петербург, средняя школа №317, зам.директора по УВР и школьной информационной сети.

 С теплотой вспоминаю обучение на курсе по  эффективным образовательным технологиям. Полученные знания помогли стать победителем в районном конкурсе педагогического мастерства. Часто делюсь впечатлениями о курсе с учащимися.

Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в разных легитимных формах.

 Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.

 Это далеко не все эффекты, которые проявляются при использовании АМО, но и они уже убедительно показывают преимущества использования активных методов обучения.

 Таким образом, использование АМО и технологии модерации позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Галина, надеемся, приведенные результаты применения активных методов обучения убедили Вас в их эффективности. Хотите убедиться лично – приглашаем Вас на  дистанционный курс «Эффективные образовательные технологии» -  http://www.moi-universitet.ru/effective-school2/.

 Отзывы выпускников курса показывают, что Ваши коллеги уже убедились в эффективности АМО и активно используют их в своей профессиональной деятельности.

Часть 5

 Сегодня мы расскажем о том, что необходимо для успешного применения активных методов в образовательном процессе. Усаживайтесь поудобнее, мы начинаем!

 5. Условия эффективного применения АМО

К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным потребностям. Учителей продолжают готовить по старинке, тем самым, обостряя конфликт между потребностями сегодняшних учеников, их родителей, в целом общества, и теми образовательными услугами, которые сегодня предлагает школа. Это не голословное утверждение, это мнение многих наших обучающихся, как заслуженных и опытных педагогов, так и тех, кто недавно был студентом или еще только учится.

Елена Семенова, г.Хабаровск, студентка 4 курса Хабаровского Педагогического Университета.

Будучи студенткой на данный момент и изнемогая на скучных лекциях и бессмысленных семинарах (!!!), я считаю, что в нашем педагогическом (!) институте курсы, подобные курсу «Эффективные образовательные технологии» должны стать обязательными для преподавателей.

Можно ли изменить существующее положение? Отвечаем – ДА! Именно на изменение ситуации в школе нацелены наши курсы, учебники, конкурсы, клубы. Именно для этого к нам приходят тысячи педагогов со всей России! Подготовка учителя по применению АМО в образовательном процессе, освоение  технологий модерации и  педагогического проектирования дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. В первую очередь от учителя зависит – каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени.

Алена Попова, г. Вологда, Вологодский государственный технический университет, преподаватель кафедры Водоснабжения и водоотведения.

 Меня вполне все устроило на курсе по эффективным педагогическим технологиям, все было понятно, все хотелось сейчас же перенести в реальность и сделать, что-нибудь самой.

 Меня курс удовлетворил, и даже больше, я уже задумываюсь о том, чтобы полностью переработать прошлогодний курс семинаров по своему предмету для студентов с помощью новый полученных знаний и новый курс по экологии гидросферы я точно уже буду вести с новых позиций полученных на этом семинаре.

 Методы обучения в университете уже давно устарели, и уже пора двигаться в новом направлении, нацеленном на потребности рынка и рыночных отношений, готовить молодых специалистов к реалиям бытия.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится  консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.

 Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли ученика в образовательном процессе. Субъект-объектные отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего устройства, не способны обеспечить успешное внедрение АМО, да и не нуждаются в них. Реалии сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе, выпускника школы самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за совершенные поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.

 И еще одно важное условие для достижения эффективности применения АМО. Само по себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего, не приведет к ожидаемым результатам. Помимо самих активных методов, в настоящее время в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. Данная технология дает учителю возможность системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные методы в канву учебной программы. Модерация позволяет гармонично сочетать передачу учителем новой информации и её самостоятельную активную переработку и осмысление учащимися. Модерация дает возможность педагогу полностью учитывать индивидуальные и психофизиологические особенности школьников, обеспечивая комфортное увлеченное обучение. Технология модерации позволяет учителю уверенно и демократично управлять образовательным процессом, обеспечивая гарантированное достижение целей урока.

Галина, узнать больше о технологии модерации. Вы сможете в следующем выпуске электронного курса. Если же Вы хотите не только подробно познакомиться с модерацией и ее использованием в образовательном процессе, но и практически овладеть данной технологией, чтобы повысить эффективность своей работы и сделать ее более интересной, как для Ваших учеников, так и для себя, приглашаем Вас на дистанционный курс «Эффективные образовательные технологии»:  http://www.moi-universitet.ru/effective-school2/

Вот что пишут в отзывах выпускники курса:

Владимир Митин, г.Самара, НОУ школа "Творчество", заместитель директора школы по информационно-коммуникационным технологиям.

 Курс  «Эффективные образовательные технологии» заставил критически посмотреть на проблему образования, а также несколько по-иному посмотреть на собственные подходы к образованию. Я познакомился со многими мнениями коллег по обучению и сверил их с собственными, познакомился с новыми людьми, которым не безразлична существующая система образования, с новыми методами и формами работы с обучающимися!

 Я могу сказать о полной удовлетворенности от новых знаний, умений, навыков и качеств, новых впечатлений, новых связей, которые уже имеют продолжение! Лично я не пожалел бы сейчас послать своих подчиненных на данный курс.

 

 

 Часть 6          

 6. Технология модерации

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

 Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. Первая известная публикация по этой теме также принадлежит перу немецких специалистов - «Идеи модерации» (K. Klebert, E. Schreder, W. Straub).

 С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. В основу разработки целей, содержания, приемов и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

 Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

 Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Принципы модерации:

 - структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

 - систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

 - прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

 По своей сути, процесс модерации является технологией управления образовательным процессом в классе (внеклассном мероприятии).

 Структурированность модерации определяется разделением образовательного мероприятия на определенные взаимосвязанные фазы (части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.

 Технология модерации дает учителю возможность полноценно реализовать разработанный план урока путем организации, координации, мотивации и контроля запланированных учебных и воспитательных мероприятий. Технология модерации включает интерактивность обучения и гармонично сочетается с активными методами обучения. Технология модерации великолепно совмещает обучение и воспитание, обеспечивая эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, а также привитие и тренировку важных качеств личности и универсальных навыков. Технология модерации обеспечивает стабильное достижение запланированных результатов.

 Помимо использования активных методов и модерации для учебной и воспитательной работы, учитель может использовать данные технологии для организации и проведения других школьных мероприятий, например, методических советов, родительских собраний, различных совещаний. Уверены, они станут намного интереснее и насыщеннее, будут занимать меньше времени и приносить более значимые результаты.

Об этом также свидетельствуют отзывы наших выпускников:

Надежда Уртемеева, г. Йошкар-Ола, лицей им. М.В. Ломоносова, кафедра иностранных языков, учитель английского языка.

 Я работаю в школе, новые подходы и взгляды на организацию образовательного процесса с детьми и со взрослыми - именно умение сравнивать и находить разные решения я и считаю одним из своих главных приобретений на курсе по эффективным образовательным технологиям. Я научилась смотреть на свою работу с точки зрения людей, которых обучаю, и вносить изменения по ходу работы. Также курс помог мне при организации занятий с учителями - их приходится проводить довольно часто школьному учителю.

 Еще одним результатом обучения на курсе по эффективным образовательным технологиям стало то, что я смогла качественно по-новому подготовить свое выступление на очень важном для меня семинаре и этот опыт оказался положительным.

Юлия Долинова, г.Великий Новгород, отдел образования Парфинского района Новгородской области, методист по информационным технологиям.

 После обучения на курсе «Эффективные образовательные технологии» я провела несколько семинаров для педагогов по информационным технологиям. Обычно я сильно волнуюсь, когда начинаю обучение новой группы. На последних семинарах такого волнения не было. Уверена, на это как-то повлияло обучение на курсе АМО! Мои семинары стали более "живыми", я наблюдаю за слушателями и вношу изменения по ходу семинара в зависимости от состояния (самочувствия, желания, активности) участников.

Важно отметить еще один эффект применения в школе технологии модерации. В данном электронном курсе мы рассказываем о модерации, как эффективной образовательной технологии. Однако, не менее эффективно модерация используется в профессиональной деятельности, например, для проведения совещаний, круглых столов, для решения производственных или общественных проблем. Присущие данной технологии возможности обеспечивают высокую результативность указанных мероприятий. Руководители организаций, компаний, подразделений, владеющие технологией модерации, могут использовать ее для повышения эффективности своей работы.

Елена Аничкина, г.Омск, Международный Московский Банк.

 Если смену работы можно назвать достижением после обучения на дистанционном курсе эффективным педагогическим технологиям – то говорю: сменила, чему несказанно рада! Теперь работаю в Международном Московском Банке. На момент обучения работала администратором Класса открытого доступа к Интернет Международного Центра Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина. Сейчас я работаю, конечно, со взрослыми людьми. Могу заявить, что благодарна пройденному курсу, т.к. даже в таком серьезном заведении, как банк, можно "креативить" и экспериментировать. Что я с успехом и делаю. Вступила в Клуб выпускников обменных программ г. Омска, принимаю активное участие в его деятельности. Частенько помогаю составлять сценарии того или иного мероприятия, исходя из полученных на курсе АМО ЗУНКов.

Обучаясь в школе, где на уроках используется модерация, ребята за 11 лет с успехом освоят данную технологию и смогут применять ее в своей профессиональной деятельности. Сейчас модерация начинает широко внедряться в передовых российских компаниях. При трудоустройстве молодого специалиста запись в резюме о владении технологией модерации может оказаться решающим фактором для принятия положительного решения.

Думаем, Вам удалось получить базовое представление о технологии модерации и ее возможностях. Если же у Вас возникло желание более подробно познакомиться с этой эффективной образовательной технологией, приглашаем на дистанционный курс «Эффективные образовательные технологии», на котором Вы сможете многое узнать про АМО и модерацию, но самое главное – овладеть этими эффективными инструментами современного учителя. Более того, Вы сможет в процессе обучения на курсе разработать свое собственное образовательное мероприятие с использованием технологии модерации и активных методов обучения и затем внедрить его у себя в школе!

Часть 7

 сегодня мы завершаем рассказ, посвященный активным методам обучения и технологии модерации. Надеемся, данный курс был Вам не только интересен, но и дал достаточно пищи для размышлений. Давайте подведем итоги курса, а затем мы расскажем Вам, какие существуют возможности для освоения АМО и модерации на факультете «Реформа образования» http://edu-reforma.ru/  образовательного портала «Мой университет».

 Суммируя все, что было сказано о технологии модерации и активных методах обучения, можно сделать следующие выводы:

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  1. формирование положительной учебной мотивации;
  2. повышение познавательной активности учащихся;
  3. активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  4. стимулирование самостоятельной деятельности;
  5. развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  6. эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  7. развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  8. развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  9. раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  10. развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  11. развитие универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

Приведенные эффекты АМО и модерации позволяют говорить о достижении высокого уровня качества обучения, качества как меры соответствия результатов школьного образования потребностям учеников, их родителей, общества, страны.

Сорокина Марина Владимировна, школа-интернат 8-го вида, учитель, ХМАО – Югра г. Нягань.

 Если говорить об эффективных технологиях обучения с учетом психофизических возможностей детей, то в моей работе их обязательно необходимо учитывать! Игрообучение (обучение, основанное на активных методах обучения) благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями. Мои малыши с удовольствие бегут на занятия, и все время спрашивают, а сегодня будем играть. Так что я думаю, не зря занималась на дистанционном курсе  «Эффективные образовательные технологии» в течение трех месяцев.

И в завершении о главном

 Отличительной особенностью развития образования в современном мире является повышенное внимание правительств развитых стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей экономическое развитие и конкурентоспособность страны. Уровень образовательной подготовки подрастающего поколения становится ключевым критерием, определяющим будущность всех составляющих общественного развития.

 Учитель – знаковая фигура в обществе и, несмотря на все трудности, учитель остается важнейшим специалистом, определяющим ход и развитие общества, экономики, страны. Соответствие форм и методов работы учителя сегодняшним и завтрашним потребностям – задача не только государства, но и самого учителя. От его активности, нацеленности на поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в школе. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.

 Согласно Концепции модернизации образования на период до 2010 года базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

 Наш опыт и опыт работы наших выпускников убедительно доказывает, что активные методы обучения эффективно решают эти задачи. Поэтому, широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.

Бушуев Вадим Викторович, ГОУ СОШ №129 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга, учитель географии.

 Мои ожидания от дистанционного курса «Эффективные образовательные технологии» полностью оправдались. Я овладел необходимыми учителю теоретическими знаниями по эффективным педагогическим технологиям и научился их использовать в своей профессиональной работе.

 Я интуитивно пришёл на данный дистанционный курс, но сейчас по его окончанию, я понял, что активные методы обучения и приёмы наиболее эффективны, они учитывают индивидуальные способности педагога, особенности детей. Понятно, что как учитель, я мог бы подробно описать все свои действия по обучению и воспитанию, проиллюстрировать их конкретными примерами из своей практики. Но, представляет ли такой труд какую-либо ценность? Конечно, опыт конкретного учителя весьма индивидуален и привязан к личности педагога, поэтому любые попытки "петь под чужую фанеру" были бы неудачны. Но, освоив данный курс, со мной произошли серьёзные изменения: произошла рефлексия, как педагога, пришло глубокое осмысление моей практики и соотношение её с педагогическими теориями.

 Когда я раньше слышал про ЭОТ и АМО, то испытывал неуверенность, в том числе и в своих силах. Насколько я смогу их применить на практике, как я смогу применить их в своих мероприятиях? Теперь таких сомнений у меня больше нет. Большое спасибо модераторам курса, за профессионализм и трепетное отношение к каждому слушателю.

Получение не только прочных знаний по школьным предметам, но и овладение жизненно важными навыками – является серьезным мотивирующим фактором для выбора родителями и учениками школы. Сегодняшние родители отчетливо понимают, насколько изменилась жизнь и общество, поэтому стремятся помочь детям хорошо подготовиться к этой жизни, с тем, чтобы не только не потеряться в ней, но и стать успешным, эффективным, полноправным во всех смыслах членом общества.

 Роль школы в становлении эффективной личности, развитии способностей ребенка, подготовке к самостоятельной жизни для многих родителей является сегодня очевидной. Возможность выбора учебного заведения позволяет родителям направлять своих детей в ту школу, которая способна обеспечить ребенка качественными знаниями, умениями и навыками.

 Школа, в которой обучение ведется с использованием активных методов и технологии модерации, где на уроках царит дружелюбная творческая атмосфера сотрудничества, где ребята за время обучения, помимо изучения основных предметов приобретают жизненно важные навыки и качества, такая школа получает явное конкурентное преимущество. Это преимущество видят родители и с радостью принимают дети. В такой школе с удовольствием работают учителя. Именно такая школа сегодня нужна обществу.

Сорокина Марина Владимировна, школа-интернат 8-го вида, ХМАО - Югра г.Нягань.

 Меня очень манят открывающиеся после обучения на дистанционном курсе «Эффективные образовательные технологии» перспективы, хочется все и сразу. Полученные знания я обязательно буду применять в работе не только с детьми, но и с педагогами и с родителями. В нашей школе необходимо создать коллектив педагогов, сотрудничающих друг с другом, где необходимо применить АМО, чтобы показать, что только вместе мы можем добиться высоких результатов. В связи с этим, очень понравилось высказывание «либо вместе плывут, либо все идут ко дну».

 Как говорят, век живи – век учись. Я считаю, что необходимо совершенствоваться и учиться на протяжении всей жизни, а не только во время профессиональной деятельности, иначе просто затянет быт.

Галина! Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интересней и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое задание по базовому электронному курсу "Активные методы обучения"

Показать где в жизненной практике, на уроках технологии встречаются тела вращения. Показать, что математика помогает повышать производительность труда, делать его более качественным и интересным. Осно...

Курс "Технология модерации и активные методы обучения в образовательном процессе"

Материалы данного курса представлены на сайте Международного Института Развития «ЭкоПро» Образовательного портала Мой университет  http://www.moi-universitet.ru/ Подробное описание данной технол...

Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».

Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы  среды на городского жителя.     Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоро...

Эвристические методы обучения иностранному языку (на примере курса “Happy English.ru”)

Данный материал посвящен использованию эвристической ситуации на уроках английского языка в 5-8 классах. Учебник К.И. Кауфман и М.Ю. Кауфман дает большие возможности для обучения детей способам нахожд...

"Влияние интерактивных методов обучения на формирование коммуникативных УУД при изучении учебного курса "Основы мировых религиозных культур"

В статье проведен анализ возможностей использования интерактивных методов обучения с целю формирования коммуникативных УУД при изучении учебного курса «Основы мировых религиозных культур». Раскрыто по...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...