Технологии развития критического мышления на уроке физической культуры.
статья на тему

Статья о технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kritich.myshlenie_statya.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Изменения, происходящие в нашей стране, в обществе, в образовании предъявляют новые требования к современному учителю. Современное образование требует от нас, учителей, чтобы мы постоянно менялись, находились в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: «Как учить школьников?», «Чему учить школьников?». 
Раньше, задача учителя заключалась в том, чтобы передать ученикам определенные знания, умения и навыки, проверить степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня, перед учителем стоит не простая задача – создать условия для развития творческих, физических способностей у учащихся. Развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, выполнять задания, реализовывать свои потребности, повышать мотивацию к изучению предмета, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется  высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления предусматривает не только активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили с собственным опытом, а так же сравнение усвоенного с другими исследованиями в области физической культуры. Целевыми ориентирами данной методики являются:

- активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;

- формирование исследовательских навыков, включающих в себя умение ориентироваться в источниках информации, «отсеивать» второстепенную информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск   механизмов самообразования и самоорганизации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию;
осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

   Организация урока по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность отличается от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают услышанное. Основой организации учебного процесса является работа учащихся в динамических парах и группах.

Моя цель в обучении учащихся предмету физической культуры является не только физическое развитие самого учащегося, но и приобретение ими знаний, умение пользоваться ими. 
       Технология развития критического мышления позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания, расширить запас точных знаний, создать предпосылки для организации работы на уроке. Основная идея технологии - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

Один из видов работы на уроке, может быть работа по «Рабочему листу ученика».

Например, урок физической культуры по теме «Подача нижняя прямая и нижняя боковая»

Цель урока:

     - актуализация имеющихся знаний по технике нижней подачи;
     - создание условий для формирования новых знаний о технике нижней подачи в волейболе. 

Учитель приветствует учеников, напоминает о технике безопасности на уроке ФК.

      Стадия вызова: начало урока построено в стадии «вызов», на данной стадии учащимся предлагается, посмотрев видеофрагмент, определить тему урока и дописать главное слово темы в рабочем листе. Далее прочитав стихотворение выделить главное слово и записать для чего нужна разминка(зарядка). Выполнить ОРУ.
      
Вторая стадия – стадия осмысления: ознакомить учеников с новой информацией. Учащимся предлагается прочитать описание техники выполнения подачи, на схемах найти неправильное выполнение нижней подачи, объяснить свой выбор. Далее провести эксперимент по заданию и сделать вывод : записать «Факторы, обуславливающие эффективность выполнения нижней прямой подачи». Посмотрев видеофрагмент выполнения нижней прямой подачи, выполнить подачи по сигналу. Затем определить и отметить, на что надо обратить внимание при следующих тренировках нижней подачи. И в заключение провести соревнование по выполнению подач на результат. Этот вид работы развивает у учащихся критическое мышление и применение знаний на практике.
      
Третья стадия стадия рефлексии (размышления): учащимся предлагается выразить свое мнение по уроку. Ученики отмечают свое эмоциональное и физическое состояние после урока в специальной таблице.  Проводится самооценивание. Задается домашнее задание. 

Если с раннего детства включать детей в исследовательскую деятельность, у них развиваются пытливость ума, критичность мышления, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся чертами личности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Использование технологии развития критического мышления в формировании экологической культуры школьника

Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат общечеловеческие ценности. Тот или иной уровень экологической культуры - ...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...