Рефлексия
методическая разработка на тему

Куприянов Николай Кондратьевич

Работа на районный конкурс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_refleksiya._rayonnyy_konkurs.rar22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Куприянов Николай Кондратьевич,

учитель физической культуры

МБОУ ООШ №16

Хилокский район с. Гыршелун

Системно-деятельностный подход в создании системы оценивания (рефлексия) образовательных результатов по физической культуре

«Великая цель образования-

                это не знания, а действия»

 Задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы –«учить ученика учиться в общении». Для успешного формирования универсальных учебных  умений  необходимо направить образовательный процесс на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей,  освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу  в организации учебного сотрудничества. Для успешной реализации указанных задач на уроках физической культуры я уделяю особое внимание правильной организации рефлексивной деятельности. Рефлексия – обращение назад – способность человеческого мышления к критическому самоанализу. В наиболее  широком значении рефлексия рассматривается стандартами как человеческая способность, которая позволяет субъекту:

  1. делать собственные мысли.

 Для успешной реализации этой рефлексии на уроках физической культуры  я направляю мыслительную деятельность учащихся на уже имеющиеся знания в  разделе программы «волейбол», «баскетбол», «гимнастика» с первых минут учебной деятельности. Например: при изучении  приема и передача мяча двумя руками сверху. Предлагаю учащимся  поставить перед собой задачи:

 чему  они  будут учиться на данном этапе, выяснить, какие элементы в технике приема и передачи мяча необходимо отработать, на какие элементы обратить внимание. А  для реализации этой задачи учащиеся должны самостоятельно разделить целый элемент на части по заданию  (учащиеся имеют на руках учебную карточку с описанием техники). Учебные карточки я использую при изучении новой темы, так же и при совершенствовании техники изучаемого приема.

 Такими действиями я реализую на уроке один из наиболее важных моментов рефлексии «делать собственные мысли»;

  1. эмоциональные состояния.

 На этом этапе учащиеся учатся правильно оценивать и критически относиться к собственным успехам и неудачам, задумываться над причинами собственных неудач и ошибок, исправлять их, и не допускать в будущем отрабатывая, и оценивая на практике изученные  теоретические знания самостоятельно.

  1. действия и межличностные отношения.

По мере успешной реализации решаемых задач на первом и втором этапе рефлексивной деятельности наиболее «успешные» учащиеся переходят к более сложной в техническом отношении — работе в парах, где ребята оценивают не только себя, но и технику владения мячом своего партнера. На этом этапе рефлексивной деятельности  учащиеся совершенствуют не только физические, но и психологические особенности межличностных взаимоотношений.

  1. практические преобразования.На этом этапе я постепенно усложняю задание по мере освоения простейших в техническом отношении элементов. На данном этапе рефлексивной деятельности у учащихся происходит процесс осмысления при помощи изучения и последующего сравнения теории и практики. Учащиеся отрабатывая технику владения мячом, осмысливая теоретический материал совершенствуют практические действия и я рассматриваю это, как процесс преобразования мыслительной деятельности в практическую направленность как основополагающий компонент данного этапа урока.

ЗАДАЧИ РЕФЛЕКСИИ – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и отражение его в деятельности

Стандартом  предусмотрено три основных сферы рефлексии:

  1. я сфера- коммуникация и кооперация

А) рефлексия обеспечивает координацию действий всех участников образовательного процесса, Б) организацию взаимодействия партнеров: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «учитель-ученик»

Работая в парах учащиеся учатся координировать свою деятельность с деятельностью своих товарищей. На этом этапе учащиеся оценивают технику владения изучаемого приема своего партнера, указывают на ошибки, в данном случае ученики поочередно выступают в роли ученика и учителя. Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным  (с контролем и взаимоконтролем). Обучение с помощью учебной карточки, учебной книги-самостоятельная  работа. В своей работе я использую систему «малых групп» - групповые, дифференцированные способы обучения. Система «репетитор» - индивидуальное обучение – способы обучения варьирую на уроке, и они зависят от степени подготовленности учащихся.

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ:

а) опознать задачу как новую. Изучая теоритические основы изучаемого приема, учащиеся по заданию определяют главную задачу, определяют второстепенные и вспомогательные задачи.

б) выяснить, каких средств недостает для ее решения. Отрабатывая практически изучаемый прием учащиеся рассматривают и анализируют собственные знания, задумываются над причинами собственных неудач и ошибок, исправляют ошибки и стараются их не допускать в будущем.

в) ответить на первый вопрос самообучения: ЧЕМУ УЧИТЬСЯ?

Знания я не передаю учащимся в готовом виде, а  добывают они их самостоятельно в процессе познания. Учащиеся определяют главную задачу в учебной деятельности не только чему учиться, но как учиться, чтобы быть успешным.

2-я сфера МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ направлена на решение следующих задач:

а) осознание субъектом совершаемых действий. Для успешной учебной деятельности очень важным моментом в образовательном процессе я отвожу процессу осмысления при помощи изучения и сравнения, на этих уроках я активно использую учебники по физической культуре, различные дидактические материалы: учебные карточки-схемы Осознание субъектом совершаемых действий позволяет учащимся в более короткий срок освоить технику изучаемых движений, приемов без «дрессуры».

б) направить мышление на самое себя, собственные процессы:

В начале урока я обозначаю проблему при помощи вербальных (вербальное общение как процесс обмена информацией при помощи речевых средств) и невербальное --неречевая форма общения, передающая эмоции с помощью жестов, мимики (показываю прием в целом).На последующем ходе урока учащиеся направляют свою деятельность на ее разрешение.  Я и учащиеся постоянно возвращаемся к началу урока, к тому, как эта деятельность была поставлена.

3-я сфера самосознания:

Вернемся к определению «САМОСОЗНАНИЕ»--«сознание субъектом самого себя, своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля»

а)  осознание всех компонентов учебной деятельности (на моих уроках учащиеся знакомятся с техникой выполнения всего элемента и затем изучают теоретические основы отдельных элементов по учебной карточке, и по элементам осваивают практические действия), б) осознание учебной задачи ( объявляю тему урока и даю задание учащимся определить для себя цель, задачу над которой они будут работать для того, чтобы эти элементы применять в дальнейшем как целостный компонент), в) понимание цели учебной деятельности (ставлю учащихся в такую ситуация когда они отвечают на вопрос чему я научился, каких целей добился, чему можно было научиться?) г) оценка способов действия, д) самостоятельный поиск недостающей информации (учащиеся анализируют свои действия возвращаясь к источнику получения знаний на протяжении всего урока самостоятельно).

      Кооперация со сверстниками создает условия для преодоления эгоцентризма и способствует децентрации. Эго-неспособность субъекта видеть ситуацию с точки зрения других (компоненты преодоления эгоцентризма на моих уроках ребята преодолевают поочередно выступая в роли ученика и учителя, когда работают в парах), таким образом учащимися постепенно преодолевается децентрация-способность преодолеть свой эгоцентризм.

   Вернемся к ключевым моментам рефлексии, определяющую способность человека «делать собственные мысли»: На мой взгляд – это основополагающий момент рефлексии. Изучая стандарты второго поколения, системно – деятельностный подход, Программы второго поколения,  я пришел к выводу о том, что вся деятельность субъекта отражающая(как системный, так и деятельностный подход) зависят от уровня самосознания. А все вытекающие моменты универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные определены как личностные, метапредметные и предметные компоненты стандартов, и как результат мыслительной деятельности т.е. рефлексии.  Таким образом я выражая собственную позицию и хочу сказать о том, что в учебно-воспитательном процессе мы должны ставить  субъекта в ситуацию мыслительной деятельности Планируя уроки физической культуры я обращаю внимание на то, что системно – деятельностный подход формирует субъекта не только с точки зрения физического развития, но и психологического, и духовно-нравственного самосовершенствования. Таким образом в СДП рефлексия проходит через все компоненты учебно-воспитательного процесса с первых и до последних минут урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страница рефлексии

Портфолио, на мой взгляд, позволяет учителю перевести дух и оглянуться назад, проанализировать собственную деятельность. Портфолио больше нужно самому педагогу, чем проверяющим. А ещё это возможность ...

Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...

рефлексия на уроках математики

Тема урока:«Теорема о трех перпендикулярах» Цель урока.Расширить знания  учащихся  по теореме о трех перпендикулярах, выработать умения применять теорему к решению задач. Зад...

Урок рефлексии в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"

 Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. ...