Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
опыты и эксперименты на тему

Павлова Татьяна Олеговна

Сегодня использование информационных технологий в образовательном процессе стало обычным делом. Учителя проводят уроки, общаются с родителями, с учащимися, администрация ведёт управление – и всё это с использованием компьютерной техники и разного программного обеспечения.

Развитие учащихся  с ТМНР  в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Отечественные и зарубежные исследования по использованию ИКТ в коррекционно–образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера, а,  следовательно, и интернета  в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка. Для школьников с ОВЗ информационные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное эффективное средство коррекционного воздействия. При этом каждому из нас необходимо  закладывать продуманные принципы и чёткие дидактические цели, иначе это использование не приведет учащихся к ожидаемому результату.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в  учебно-воспитательном процессе – эффективное  средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР

Слайд 1

Сегодня использование информационных технологий в образовательном процессе стало обычным делом. Учителя проводят уроки, общаются с родителями, с учащимися, администрация ведёт управление – и всё это с использованием компьютерной техники и разного программного обеспечения.

Развитие учащихся  с ТМНР  в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Отечественные и зарубежные исследования по использованию ИКТ в коррекционно–образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера, а,  следовательно, и интернета  в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка. Для школьников с ОВЗ информационные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное эффективное средство коррекционного воздействия. При этом каждому из нас необходимо  закладывать продуманные принципы и чёткие дидактические цели, иначе это использование не приведет учащихся к ожидаемому результату. 

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, активно используются педагогами нашей школы и представляют для учителя не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

 В последние годы  на заседаниях МО ведётся открытая дискуссия о содержании, форме, методах обучения с использованием ИКТ.

« Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется большего…..» Задача педагогов нашей школы,  состоит в том, чтобы создать такую модель обучения, в процессе которой у каждого обучающегося с умственной отсталостью с ТМНР появится механизм компенсации имеющегося дефекта.

Слайд 2

Роль компьютера в оптимизации процесса обучения:

  • реализация развивающего обучения детей с ОВЗ
  • повышение интереса к процессу обучения
  • совершенствование практических умений и навыков
  • достижение индивидуализации обучения
  • активизация познавательной деятельности учащихся
  • мощное эффективное средство коррекционного воздействия

Слайд 3

Применение ИКТ на уроках

  • Информационные компьютерные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя.
  • Они помогают реализовать главные человеческие потребности ребёнка с ОВЗ – общение, самореализацию.
  • Внедрение информационных технологий в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Слайд 4

Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения:

  • организационный момент (дружеское приветствие, формирование мотивации, вызов интереса к изучаемому материалу, «эффект неожиданности»);
  • введение нового материала (программы создания презентаций);
  • закрепление  и повторение (использование игровых программ);
  • для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером.

Хочу вам рассказать о своей практике использования компьютера в  учебном и воспитательном процессе. Он открывает детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. В моём  классе учащиеся начали осваивать компьютер с 2011 года. За это время накоплен определённый опыт по использованию компьютера в учебном процессе. Как и многие учителя, я использую специализированные и адаптированные компьютерные программы, которые,  главным образом являются обучающими, диагностическими и развивающими, а так же готовые презентации и, по необходимости,  создаю собственные. Как раз презентации и являются наиболее удачной формой использования КТ в образовательном процессе нашей школы. Главное в презентациях – информативность, наглядность, увлекательность и минимальный текстовой материал. Для их создания  использую фотографии моего класса, рисунки и  картинки, а, так же анимацию и звуковые  файлы.

Слайд 5 - 8

Например, на уроках письма и основы грамоты, чтения  используются презентации и игровые программы: «Грамотное письмо», «Пиши правильно», «Путешествие в Азбуку» и т.п.  Во время  этих уроков учащиеся на компьютере выполняют практические задания разных видов: читают по слогам, работают с деформированными словами,  а  так же знакомятся с правильным написанием букв, с использованием электронного учебного пособия «Прописи».

Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в презентации, способствуют повышению интереса к родному языку, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для его усвоения.

Слайд 9

При работе над задачами создаются и используются компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время  можно вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах и побеседовать с детьми. Для создания таких слайдов используются анимационные картинки, взятые из Интернета, а их у меня накопилась целая коллекция.

Слайд 10 - 12

Так, например, изучая тему: «Прямая и ломанная линии», была создана презентация, которая помогла детям в изучении этой темы. В дополнении к ней был разработан рабочий альбом с заданиями по данной теме.

Слайд 13 - 14

Хочется отметить, что грамотное использование КТ в учебном и  воспитательном процессе, способствует привитию  учащимся навыков культуры поведения и общения, а так же способствует адаптации и социализации  детей в быту и в обществе. Например, учащиеся могли набрать на компьютере своё имя, фамилию и домашний номер телефона, название предметов и пр.

Слайд  15

На всех мероприятиях, проходящих в стенах библиотеки: библиотечных уроках, игровых программах - используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты.

Слайд  16 – 22

Большое удовольствие доставляют учащимся изучение правил дорожного движения и различные экскурсии. Но, к сожалению, не все школьники могут принимать в них участие. Именно по этой причине всегда во время экскурсий учащихся сопровождают и учитель и родители. Экскурсии, проводимые с детьми, лучше будут закреплены, если учитель использует в презентациях фото - материал, отснятый во время экскурсий.

Слайд 23 - 26

И,  конечно же, наши школьные праздники. Ни один из них не обходится без ярких, насыщенных и запоминающихся презентаций, в которых используются электронные и информационные ресурсы: фотографии, иллюстрации, видео – фрагменты, фрагменты музыкальных произведений, звуков живой природы и т.п.

В заключении хочется сказать, что информация Всемирной сети – находка для учителей. Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя, а для обучения детей, с нарушением интеллекта имеющиеся программы почти не приемлемы и  часто не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям наших учащихся.

В связи с этим, учителям проходится самостоятельно создавать собственные электронные учебно – методические материалы:

мультимедийные презентации, и даже подбирать и изготавливать самостоятельно учебные пособия  с  цветными иллюстрациями и заданиями.  

Наверное, у многих из нас возникает вопрос: «А что же дальше?».

Слайд 27        

А дальше - новый проект информатизации системы среднего образования столицы, который городское руководство решило реализовать в 2016–2018 годах.  Это МЭШ - уникальное сочетание традиционного образования и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому.

Вместо обычной меловой доски — многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации материалов урока. «Умные» интерактивные столы вместо обычной парты, электронные дневники, журналы, планшеты и другие современные мультимедийные гаджеты. Именно так сегодня должна выглядеть  школа 21 века, в которой нам предстоит работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов.

Материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Е.А.Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успеш...

Презентация для конкурса "Создание оптимальных условий обучения, воспитания и коррекции на уроках математики для обучающихся с особыми образовательными потребностями"

В данном файле описывается: информационная справка педагога, особенности обучения детей в образовательном учреждении, основные этапы дифференцированной работы с обучающимися, "дорожная карта"...

Использование метода проектирования в процессе гражданско - патриотического воспитания. (Из опыта работы)

Развитие патриотизма и гражданственности молодого поколения в современной России является важным фактором обеспечения  стабильного  и  безопасного  развития  нашего ...

Статья "Использование платформы Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку".

Использование платформы Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку...

Повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения, через реализацию спортивно-массовых мероприятий различного уровня.

В статье расказывается о том как спортивно-массовые мероприятия различного уровня влияют на повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития  обучающихся в Гимназии №...