Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
опыты и эксперименты на тему
Сегодня использование информационных технологий в образовательном процессе стало обычным делом. Учителя проводят уроки, общаются с родителями, с учащимися, администрация ведёт управление – и всё это с использованием компьютерной техники и разного программного обеспечения.
Развитие учащихся с ТМНР в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Отечественные и зарубежные исследования по использованию ИКТ в коррекционно–образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера, а, следовательно, и интернета в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка. Для школьников с ОВЗ информационные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное эффективное средство коррекционного воздействия. При этом каждому из нас необходимо закладывать продуманные принципы и чёткие дидактические цели, иначе это использование не приведет учащихся к ожидаемому результату.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
Слайд 1
Сегодня использование информационных технологий в образовательном процессе стало обычным делом. Учителя проводят уроки, общаются с родителями, с учащимися, администрация ведёт управление – и всё это с использованием компьютерной техники и разного программного обеспечения.
Развитие учащихся с ТМНР в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Отечественные и зарубежные исследования по использованию ИКТ в коррекционно–образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера, а, следовательно, и интернета в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка. Для школьников с ОВЗ информационные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное эффективное средство коррекционного воздействия. При этом каждому из нас необходимо закладывать продуманные принципы и чёткие дидактические цели, иначе это использование не приведет учащихся к ожидаемому результату.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, активно используются педагогами нашей школы и представляют для учителя не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
В последние годы на заседаниях МО ведётся открытая дискуссия о содержании, форме, методах обучения с использованием ИКТ.
« Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется большего…..» Задача педагогов нашей школы, состоит в том, чтобы создать такую модель обучения, в процессе которой у каждого обучающегося с умственной отсталостью с ТМНР появится механизм компенсации имеющегося дефекта.
Слайд 2
Роль компьютера в оптимизации процесса обучения:
- реализация развивающего обучения детей с ОВЗ
- повышение интереса к процессу обучения
- совершенствование практических умений и навыков
- достижение индивидуализации обучения
- активизация познавательной деятельности учащихся
- мощное эффективное средство коррекционного воздействия
Слайд 3
Применение ИКТ на уроках
- Информационные компьютерные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя.
- Они помогают реализовать главные человеческие потребности ребёнка с ОВЗ – общение, самореализацию.
- Внедрение информационных технологий в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Слайд 4
Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения:
- организационный момент (дружеское приветствие, формирование мотивации, вызов интереса к изучаемому материалу, «эффект неожиданности»);
- введение нового материала (программы создания презентаций);
- закрепление и повторение (использование игровых программ);
- для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.
При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером.
Хочу вам рассказать о своей практике использования компьютера в учебном и воспитательном процессе. Он открывает детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. В моём классе учащиеся начали осваивать компьютер с 2011 года. За это время накоплен определённый опыт по использованию компьютера в учебном процессе. Как и многие учителя, я использую специализированные и адаптированные компьютерные программы, которые, главным образом являются обучающими, диагностическими и развивающими, а так же готовые презентации и, по необходимости, создаю собственные. Как раз презентации и являются наиболее удачной формой использования КТ в образовательном процессе нашей школы. Главное в презентациях – информативность, наглядность, увлекательность и минимальный текстовой материал. Для их создания использую фотографии моего класса, рисунки и картинки, а, так же анимацию и звуковые файлы.
Слайд 5 - 8
Например, на уроках письма и основы грамоты, чтения используются презентации и игровые программы: «Грамотное письмо», «Пиши правильно», «Путешествие в Азбуку» и т.п. Во время этих уроков учащиеся на компьютере выполняют практические задания разных видов: читают по слогам, работают с деформированными словами, а так же знакомятся с правильным написанием букв, с использованием электронного учебного пособия «Прописи».
Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в презентации, способствуют повышению интереса к родному языку, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для его усвоения.
Слайд 9
При работе над задачами создаются и используются компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время можно вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах и побеседовать с детьми. Для создания таких слайдов используются анимационные картинки, взятые из Интернета, а их у меня накопилась целая коллекция.
Слайд 10 - 12
Так, например, изучая тему: «Прямая и ломанная линии», была создана презентация, которая помогла детям в изучении этой темы. В дополнении к ней был разработан рабочий альбом с заданиями по данной теме.
Слайд 13 - 14
Хочется отметить, что грамотное использование КТ в учебном и воспитательном процессе, способствует привитию учащимся навыков культуры поведения и общения, а так же способствует адаптации и социализации детей в быту и в обществе. Например, учащиеся могли набрать на компьютере своё имя, фамилию и домашний номер телефона, название предметов и пр.
Слайд 15
На всех мероприятиях, проходящих в стенах библиотеки: библиотечных уроках, игровых программах - используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты.
Слайд 16 – 22
Большое удовольствие доставляют учащимся изучение правил дорожного движения и различные экскурсии. Но, к сожалению, не все школьники могут принимать в них участие. Именно по этой причине всегда во время экскурсий учащихся сопровождают и учитель и родители. Экскурсии, проводимые с детьми, лучше будут закреплены, если учитель использует в презентациях фото - материал, отснятый во время экскурсий.
Слайд 23 - 26
И, конечно же, наши школьные праздники. Ни один из них не обходится без ярких, насыщенных и запоминающихся презентаций, в которых используются электронные и информационные ресурсы: фотографии, иллюстрации, видео – фрагменты, фрагменты музыкальных произведений, звуков живой природы и т.п.
В заключении хочется сказать, что информация Всемирной сети – находка для учителей. Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя, а для обучения детей, с нарушением интеллекта имеющиеся программы почти не приемлемы и часто не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям наших учащихся.
В связи с этим, учителям проходится самостоятельно создавать собственные электронные учебно – методические материалы:
мультимедийные презентации, и даже подбирать и изготавливать самостоятельно учебные пособия с цветными иллюстрациями и заданиями.
Наверное, у многих из нас возникает вопрос: «А что же дальше?».
Слайд 27
А дальше - новый проект информатизации системы среднего образования столицы, который городское руководство решило реализовать в 2016–2018 годах. Это МЭШ - уникальное сочетание традиционного образования и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому.
Вместо обычной меловой доски — многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации материалов урока. «Умные» интерактивные столы вместо обычной парты, электронные дневники, журналы, планшеты и другие современные мультимедийные гаджеты. Именно так сегодня должна выглядеть школа 21 века, в которой нам предстоит работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/26/picture-332006-1595741188.jpg)
Научно-практический семинар: «Обучение, воспитание и коррекция детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное образование – панацея или «замок на песке»?...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/13/picture-842937-1655141416.jpg)
Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов.
Материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Е.А.Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успеш...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/13/picture-1023868-1610525941.jpg)
Презентация для конкурса "Создание оптимальных условий обучения, воспитания и коррекции на уроках математики для обучающихся с особыми образовательными потребностями"
В данном файле описывается: информационная справка педагога, особенности обучения детей в образовательном учреждении, основные этапы дифференцированной работы с обучающимися, "дорожная карта"...
Использование метода проектирования в процессе гражданско - патриотического воспитания. (Из опыта работы)
Развитие патриотизма и гражданственности молодого поколения в современной России является важным фактором обеспечения стабильного и безопасного развития нашего ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-501872-1647331381.png)
Республиканский семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе образования и воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»
Урок химии в 10 классе Тема: "Углеводы. Классификация и значение"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-535847-1507419361.jpg)
Статья "Использование платформы Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку".
Использование платформы Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-597173-1427790564.jpg)
Повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения, через реализацию спортивно-массовых мероприятий различного уровня.
В статье расказывается о том как спортивно-массовые мероприятия различного уровня влияют на повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития обучающихся в Гимназии №...