Информационная карта опыта
материал на тему

Информационная карта обобщенного на муниципальном уровне актуального педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_opyta.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Горбунова Наталья Павловна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» города Губкина Белгородской области;

309183, город Губкин, ул. Воинов-Интернационалистов, д.1

Учитель химии, биологии

18 лет

II.Сущностные характеристики опыта*

1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)

«Применение различных форм технологии личностно-ориентированного обучения на уроках химии с целью развития познавательной активности учащихся»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Развивающемуся обществу нужен современный, образованный, нравственный, предприимчивый человек, который сможет самостоятельно принимать решения в условиях выбора. Общество ориентирует человека на свободное развитие творческой личности. Сегодняшний ученик не совсем охотно проявляет активность в учении. Поэтому знания успешно усваиваются и применяются, если ученик к ним неравнодушен и тем более ему интересно, если знания становятся для него личностно значимыми и от них зависит его будущее.  Химическое образование – неотъемлемая часть школьного образования, так как является частью естествознания. Реализация естественно – научного образования осуществляется в процессе не изучения наук как таковых, а скорее требует решения проблем, возникающих по мере накопления. Обучение становится комплексным. Наблюдение и анализ педагогической деятельности позволил выявить противоречия между потребностью учащихся в творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и преобладанием традиционного подхода в обучении. Таким образом, степень освоения учебного предмета химии в значительной мере предопределяет не то, сколько ученик может «взять», а то, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Использование различных форм технологии личностно-ориентированного обучения на уроках позволяет создать условия для развития логического мышления, повышения познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

3. Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по химии, повышению их познавательной активности на основе личностно-ориентированного подхода. При этом основной задачей является создание условий, при которых учащийся является субъектом собственной деятельности. В качестве методов активизации познавательной деятельности выделяются: эмоционально-стимулирующая атмосфера; реализация принципа наглядности; проблемное обучение; игровое обучение; химический эксперимент; расширение мотивационной сферы; занимательность; эвристическая беседа; использование художественной литературы; позитивные эмоциональные переживания; связь химии с жизнью; создание ситуации успеха.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Работа над данной темой проводится в соответствии с опорой на дидактические и психологические теории, работы Г.Г. Кравцовой, Т.А. Матиса, Ю.А. Полуяновой, В.В. Рубцовой, Г.А .Цукермана, И.С. Якиманской. Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не менее, пока еще нет обобщающих научно-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования технологии личностно-ориентированного обучения. Социальная значимость развития учащихся и анализ состояния научной разработанности этого процесса обусловили выбор темы данного педагогического опыта, которая заключается в определении способов использования технологий личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы. Трудоемкость опыта заключается в отборе методов и приемов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса с учетом чередования видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы; организации обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей; стремления к созданию ситуации успеха для каждого ученика; побуждения учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

  Опыт будет реализован при наличии высокого уровня профессиональной компетентности учителя, готовности учителя к применению технологии личностно-ориентированного обучения, адаптации заданий к социальному опыту обучающихся. Система по применению личностно-ориентированного обучения обучающихся возможна при наличии соответствующей материальной базы учебного кабинета высокого уровня мотивации самого ученика.

6. Результат изменений

Положительная динамика уровня развития химической компетенции и творческой инициативы обучающихся. Результаты обучения развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют интенсификации учебно–воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету. Все это подтверждают результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся во всех параллелях, а также результаты уровня обучаемости и обученности. Таким образом, использование технологий личностно-ориентированного обучения на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету; между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

III. Описание актуального педагогического опыта учителя**

Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики познавательной активности учащихся при изучении химии посредством применения различных форм технологии личностно – ориентированного обучения

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования методов личностно-ориентированного обучения для развития познавательной активности учащихся;
  2. Выявить наиболее приемлемую форму введения методов личностно-ориентированного обучения в преподавании химии;
  3. Дать рекомендации по организации классной и внеклассной работы с применением различных форм личностно-ориентированного обучения для системного, последовательного развития познавательной активности школьников.

IV.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Внедрение технологии целесообразно в 8 -11 классах    на уроках и во внеурочной деятельности (проведение уроков с использованием форм личностно-ориентированного обучения, организация   учебных курсов, занятия с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам, конференциям и конкурсам). Формы распространения: мастер-класс, открытый урок.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Горшкова Елена Александровна, 4-31-65, sh_16@mail.ru

309183, город Губкин, ул. Воинов-Интернационалистов, д.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....

Информационная карта опыта

Информационная карта...

Информационная карта опыта

Информационная карта...

Информационная карта опыта

Информационная карта...