Информационная карта опыта
учебно-методический материал

Информационная карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infor.karta_.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

                        

Ф.И.О. автора

Ульянов Вадим Николаевич

  Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, int-nekrasonka@mail.ru)

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа – интернат школа – интернат среднего (полного) общего образования с. Некрасовка;

694468, Россия, Сахалинская область, Охинский район, с. Некрасовка,  ул. Парковая, 1,

 93 218

Должность

Учитель истории и обществознания

Стаж работы в должности

13 лет

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

 Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Особенность федеральных образовательных стандартов общего образования – деятельностный характер. Главной задачей современной школы является развитие личности обучающегося, его талантов,  способной творчески мыслить и находить нестандартные

решения, способности к самообучению и коллективной работе, готовой обучаться в течение всей своей жизни.  Современному обществу нужны образовательные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Традиционная система стала непродуктивной.

Приоритетной задачей образования в настоящее время является — развитие ключевых компетенций обучающихся. Современная школа предоставляет каждому обучающемуся возможность реализовать себя в познавательной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры.

 В связи с этим,  возрастает роль самостоятельного добывания знаний  обучающихся в ходе поисковой деятельности.

Учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе овладения универсальными способами деятельности.  Для повышения интереса к предмету необходимо использовать новые технологии,  приемы и методы в обучении. Выбор технологии зависит от предметного содержания, целей урока, возрастной категории обучающихся.

На уроках я применяю следующие технологии:

  1. Игровые технологии
  2. Информационно-коммуникационные технологии
  3. Технологии личностно-ориентированного обучения
  4. Здоровьесберегающие технологии
  5. Метод проектов
  6. Проблемная лекция.

3.Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) опыта:  в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Перед учителем стоит задача эффективного использования метода проектов.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество  педагога и обучающегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки  в процессе непрерывного образования.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично свой результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированными самими обучающимися. Для обучающегося  проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществить  индивидуальный подход к каждому обучающемуся, распределять обязанности в группах по способностям обучающихся и их интересам.

В ходе данного проекта консультантом является учитель: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, если обучающиеся отошли от темы, обсуждают с обучающимися этапы реализации проекта.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что обучающиеся  в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия

Значимость проекта для обучающихся определяет личностный и творческий компонент содержания. «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, где и как я могу это применить».

Для того чтобы работа была успешной необходимо дать обучающемуся  понять структуру данного вида деятельности, почувствовать интерес и осознать необходимость работы над проектом для собственного развития.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Работа над проектом – процесс достаточно сложный. Самое сложное

для учителя – это сохранять роль независимого консультанта. Меняется и роль обучающихся в обучении: они выступают активными участниками процесса. Успех работы над проектом во многом зависит от грамотного планирования и организации деятельности обучающегося и учителя в их тесном сотрудничестве. Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта.

1.Проблема.

2. Тема проекта.

3. Основополагающий вопрос.

4. Проблемный вопрос.

5. Гипотезы решения проблемы.

6. Цель исследования.

7. Составление плана, выбор методов.

8. Проведение исследования.

9. Оформление результатов.

10. Защита проекта.

Используя алгоритм работы обучающиеся учатся  видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, вести наблюдения, экспериментировать, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с различными источниками, доказывать и защищать свои идеи.  При оформлении результатов своей практической деятельности обучающийся должен решить как представить результаты своего труда, в виде  выступления на конференции, статьи в журнале, плаката, публикации, буклета или презентации. 

I.Классификации проектов.

I.I.По характеру доминирующей в проектной деятельности:

  1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного исторического деятеля.
  2. Исследовательский проект по структуре включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
  3. Практико-ориентированный нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются исторические факты Российского государства, пригодятся знание фактов в современной жизни
  4. Ролевой проект. В ролевом проекте обучающиеся  берут на себя роли исторических персонажей, выдуманных героев. Например: инсценировка любого произведения, главного героя исторического события.
  5. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут  быть, спортивные игры, видеофильмы и т.д.

II.  По форме:

1. видеофильм

2. рекламный ролик

3. инсценировка

4.интервью с известным человеком

5. телепрограмма

6. мультимедийный продукт

7. стенгазета

III. По профилю знаний:

1. монопроекты- в рамках одного учебного проекта

2. межпредметные – в рамках двух или более предметов

IV. По числу участников:

  1. Личностные
  2. Парные
  3. Групповые

V. По характеру контактов:

1. внутриклассными

2. внутришкольными

3. региональными

4. международными

VI. По продолжительности

  1. минипроекты – в течение одного урока
  2. краткосрочные
  3. среднесрочные
  4. долгосрочные

Правила успешной проектной деятельности:

 - В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

 - Команды не соревнуются.

 - Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

 - Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

 - Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

 - Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

На уроках истории и обществознания в рамках свое темы самообразования  я применяю различные новые технологии.

 На уроке работу строю так, чтобы обучающиеся  выполняли задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, используется такой дидактический материал, который позволяет ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму работы. Дифференцированный подход помогает реализовать творческие возможности всех обучающихся. Тщательный отбор материала для урока ориентирует на личностное развитие обучающихся. Чтобы научить человека мыслить критически, надо вначале научить его видеть наличие проблемы, формулировать её.

6.Результат изменений

При использовании проектной  технологии на уроках истории, обществознания  могут быть достигнуты следующие цели:

 - повышение личной уверенности каждого ученика, его самореализация, что достигается через: проживание «ситуации успеха» на уроке; осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания;

 - развитие умений совместной деятельности, коллективной работы;

 - развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимого материала, проводить наблюдение;

повышение интереса к предмету. Таким образом, использование методов проектирования на уроках истории, обществознания является актуальным в настоящее время.

7.Публикации

Нет

8. Описание педагогического опыта

Цель проектного обучения - создание условий, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Иными словами - создание ситуации успеха.

На уроках истории и обществознания использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста обучающихся и темы. На уроках в шестом  классе предлагаю  составлять авторские кроссворды на исторические темы, часть вопросов заменяется на символы, рисунки, фрагменты картин. Для составления кроссвордов привлекаются различные источники информации, развиваются коммуникативные связи, актуализируются межпредметные связи. Обучающиеся на уроках обществознания получают творческие задания: придумать символику класса, школы «Наш класс будущего»; «Символика нашего села»; «Уроки будущего»;

Творческие проекты особенно актуальны в ходе преподавания истории и обществознания, так как позволяют обучающимся проявить свои способности, а также обобщить и систематизировать изучаемый материал, представить его в нестандартной форме.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению обучающимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления обучающихся.

На уроках постоянно применяю здоровьесберегающие технологии в виде фикультминуток, подвижных игр, упражнений для глаз, чередую виды деятельности и формы работы обучающихся, соблюдение во время проведения уроков санитарно-гигиенических требований. Использую различный раздаточный материал (карточки-задания, таблицы, схемы, диаграммы).

Метод проектов позволяет  организовывать поисково-научную деятельность обучающихся. В нашей школе традиционным является мероприятие научно-практическая конференция «День науки». Обучающиеся пишут исследовательские работы совместно с наставниками. Данные работы представляют на школьном и районном уровнях. В 2019 году ученицей 8 класса был написан реферат на тему: «Крещение Руси. Владимир Красное Солнышко».

Планирую  и дальше поддерживать интерес к своим предметам через проектные и исследовательские работы.

Обучающиеся 9-х и 11-х классов  выбирают для сдачи ОГЭ и ЕГЭ экзамены предмет обществознания. Для того чтобы обучающиеся смогли успешно сдать экзамен  по предмету необходима качественная подготовка как обучающимся, так и учителю

Постоянно участвую в различных вебинарах и семинарах, прохожу курсы повышения квалификации.

9. Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

   Данный опыт педагогической работы особенно актуален  в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению как основного принципа ФГОС. Метод проектов является одним из наиболее эффективных в организации образовательного процесса в сельской школе. Опыт учителя Ульянова Вадима Николаевича основан на новых подходах к организации образовательного процесса. Применение данной педагогической технологии позволяет не только сформировать определенные познавательные умения обучающихся, но и выработать практические навыки,  а также расширить кругозор Важным моментом является  формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы, способствующих развитию личности в условиях современного социума.

10. Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Цыганова-Рельгун Екатерина Тимофеевна, заместитель директора по УВР МБОУ школа-интернат с. Некрасовка.

Дата заполнения экспертного заключения:        25.05. 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....

Информационная карта опыта

Информационная карта обобщенного на муниципальном уровне актуального педагогического опыта...

Информационная карта опыта

Информационная карта...

Информационная карта опыта

Информационная карта...