Информационная карта опыта
материал

Захарина Антонина Александровна

Информационная карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon infarmatsionnaya_karta_fedulova_a.a.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

                        

Ф.И.О. автора

Федулова Антонина Александровна

  Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, int-nekrasonka@mail.ru)

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа – интернат школа – интернат среднего (полного) общего образования с. Некрасовка;

694468, Россия, Сахалинская область, Охинский район, с. Некрасовка,  ул. Парковая, 1,

 93 218

Должность

Учитель биологии и химии

Стаж работы в должности

2 года

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

 Использование современных педагогических технологий на уроках биологии и химии

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по химии и биологии.

В этих условиях традиционная система, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной.  Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

На своих уроках я применяю следующие технологии:

1.        Предметно-ориентированные технологии

2.        Технологии личностно-ориентированного обучения

3.        Игровые технологии

4.        Информационно-коммуникационные технологии

5.        Здоровьесберегающие технологии.

6.      Смысловое чтение

3.Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) опыта:  в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках.

Смысловое чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).  Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

  • выделение главного в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • грамотно пересказать прочитанный текст.
  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • умение пользоваться образцами решения задач;
  • запоминание определений, формул, теорем.
  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Приемы предтекстовой деятельности:

  1. «Мозговой штурм»
  2. «Глоссарий»
  3. «Ориентиры предвосхищения»
  4. «Предваряющие вопросы»
  5. «Рассечения вопросов».

Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитать текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

         2 этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

      3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

К приемам текстовой деятельности относятся:

  1. «Чтение вслух»
  2. «Чтение про себя с вопросами»
  3. «Чтение с остановками»
  4. «Чтение про себя с пометкой»

3 этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

    3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

    4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Приемы послетекстовой деятельности.

  1. «Отношения между вопросом и ответом»
  2. «Тайм-аут»
  3. «Проверочный лист»
  4. «Вопросы после текста»

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

На уроках биологии и химии в рамках своей темы самообразования я применяю различные новые технологии.

          Систематически осуществляю работу по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в учебниках. Работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания.

           Показываю и учу детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены детьми.    

          Предлагаю следующие задания: дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие школьника.

6.Результат изменений

Используя разные приемы работы с текстом у ученика формируются такие универсальные учебные действия, как:

•Коммуникативные – умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника.

•Познавательные – умение извлекать, преобразовывать и оценивать информацию из прочитанного текста.

•Личностные – в случае, если анализ текста порождает личностные суждения.

•Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму).

Таким образом, формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии является актуальным в настоящее время, реализуется благодаря различным комбинациям приемов и позволяет достичь метапредметных результатов освоения основных образовательных программ.

7.Публикации

Выступление на РМО на тему: «Формирование мотивации обучающихся на уроках биологии путем организации смыслового чтения».

8. Описание педагогического опыта

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность.

 Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

        Для осуществления наиболее эффективного процесса обучения биологии и химии необходимо формировать положительную мотивацию к обучению.

        На своих уроках я использую различный раздаточный материал (технологические карты, схемы, таблицы). Всегда применяю здоровьесберегающие технологии в виде подвижных игр, физкультминуток, упражнений для глаз и т.д.

На этапах актуализации знаний применяю игровые моменты, такие как: «Игра в снежок», «Кто быстрее» и т.д. Это проявляет в учащихся активность и развивает мыслительную деятельность.

Традиционным мероприятием в нашей школе является: «День науки». Учащиеся совместно с наставниками пишут исследовательские работы, которые потом представляют на школьном и районном уровнях. На районном уровне, как и на школьном, работы моих учащихся были в списке призовых мест (2 место), а также являлись победителями районных конференций. Планирую и дальше поддерживать интерес к своим предметам через исследовательские и проектные работы.

Ежегодно учащиеся 9-х и 11-х классов выбирают для сдачи ОГЭ и ЕГЭ предмет биологию. Для успешной сдачи экзаменов по предмету необходима тщательная подготовка, как учащихся, так и преподавателя. В связи с этим я постоянно прохожу курсы повышения квалификации, участвую в различных вебинарах и семинарах, я всегда учусь новому и самосовершенствуюсь.

9. Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

    В условиях реализации ФГОС  основного общего образования, использование новых педагогических технологий как одного из  основных принципов обучения, особенно актуально.  Опыт учителя Федуловой Антонины Александровны основан на новых подходах к организации образовательного процесса, когда обучающийся становится субъектом обучения. Особенно актуален данный опыт в условиях сельской школы, где проблемами являются низкий уровень интеллектуального развития обучающихся; низкий педагогический и психологический уровень образования родителей обучающихся. Данный опыт позволяет повысить мотивацию обучающихся к учению, выявить и развить творческие способности каждого ребенка. Важным моментом является  формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы, способствующих развитию личности в условиях современного социума.

10. Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Цыганова-Рельгун Екатерина Тимофеевна, заместитель директора по УВР МБОУ школа-интернат с.Некрасовка.

        

Дата заполнения экспертного заключения:          18.11.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....

Информационная карта опыта

Информационная карта обобщенного на муниципальном уровне актуального педагогического опыта...

Информационная карта опыта

Информационная карта...

Информационная карта опыта

Информационная карта...