Методическое портфолио "Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи дошкольников"
материал на тему

Кошкарева Татьяна Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx62.16 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра
как средство развития интонационной выразительности речи дошкольников

Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», в то время как написать это слово можно только один раз.

В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знание и соблюдение языковых норм, но и умение использовать выразительные средства языка, что характеризует степень искусности речи: лексическое богатство, точность, образность и т. п. С.Л. Рубинштейн отмечал, что речь детей тяготеет к экспрессивности, эмоциональности. Необходимо помочь им реализовать это стремление, научив не только придерживаться языковых правил, но и осознанно пользоваться всеми средствами образности.

Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

В настоящее время в педагогической науке и в дошкольных образовательных учреждениях не достаточное внимание уделяется развитию произвольной выразительности речи детей. В первую очередь это связано с общей загруженностью воспитателей и недопониманием значения интонационной выразительности для развития ребенка – дошкольника.

 В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) указывается на необходимость:

- развития творческой активности детей обеспечивающий художественно-эстетическое развитие ребенка;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

- формирования общей культуры личности ребенка, развития их социальных нравственных, эстетических качеств.  

Таким образом, актуальность моей работы «Театрализованная игра
как средство развития интонационной выразительности речи дошкольников» определяется:

1. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

2. Потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет раннее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.

Изучение психолого – педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально – игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишовой, М. Маханевой, Т. Петровой и других.

Интонационная выразительность дошкольников исследовалась многими отечествами и зарубежными авторами. К.И. Чуковский подчеркивает, что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса. Происходит активный процесс усвоения родного языка. «Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловных младенцев к полному обладанию родным языком».

А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется, разностороння наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.

Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко,  Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеевна, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития интонационной выразительности в речи дошкольников:

 - Отчетливая речь становится нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

- У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух.

- Они свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, воспитанники в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

- Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они уже умеют пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

- У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).

- С пятилетнего возраста дети могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами, которых, - как отмечала Л. П. Бочкарева в методическом пособии «Театрально – игровая деятельность дошкольников», - служат хорошо известные сказки или театрализованные представления по готовым сценариям».

Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно – игровых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми – представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, позы и походка, создаются конкретные образы.

Как показали специальные педагогические исследования самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры – драматизации по предложению воспитателя и под его руководством.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театрализованная деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по его мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Все это послужило выбору темы по обобщению моего опыта «Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи дошкольников».

Целью моей работы является создание условий для развития интонационной выразительности речи детей через творческую активность в театрализованных играх.

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

• анализ психолого – педагогической и методической литературы по речевому и художественно – эстетическому развитию детей;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованных игр для развития интонационной выразительности речи дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для развития интонационной выразительности речи дошкольников через театрализованную игру;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к театрализованной деятельности.

Вся работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников через театрализованную игру ведётся по трём направлениям:

  1. Взаимодействие с детьми.
  2. Взаимодействие с семьей.
  3. Взаимодействие с педагогами.

        Учитывая программные требования, возрастные и индивидуальные особенности детей применяю следующие методы и технологии:

Элементы педагогических технологий:

• здоровьесберегающие технологии;

• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,

• индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

• игровые технологии;

• интегрированное обучение;

• взаимодействие с семьёй;

Творческие приёмы и методы:

• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);

• организация творческого поиска;

• просмотр видеофильмов;

• слушание аудиозаписи;

• словесное рисование;

• проектов;

• хоровое и индивидуальное пение;

• нетрадиционные методы рисования и аппликации;

• релаксации.

Одним из основных средств развития ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является среда. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка. Поэтому при проектировании предметнопространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, следует учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

Социально-психологические особенности ребенка предполагают его стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. В группе должен быть оборудован центр театрализованной деятельности или «уголок сказки», а также «уголок уединения», где ребенок может побыть один и перед зеркалом спокойно порепетировать любимую роль. В центре располагаются: различные виды театров (пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр картинок, театр на прищепках, театр на лопатках и т. п.); реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей; атрибуты для различных игровых позиций, костюмы. А также ширмы для показа кукольного театра.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.

Учитывая полоролевые особенности детей оборудование и материалы должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Например, в уголке ряженья для девочек есть ободки, кокошники, ленты, платья, юбки, сарафаны, а для мальчиков военные гимнастерки, пилотки, шорты, галстуки, кепки, фуражки.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности, физкультурные, по развитию речи и другие). Так, каждую среду в свободной деятельности мы с детьми разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния, используя картотеку «Театрализованные игры». На занятиях по развитию речи использую такие упражнения как «Дует ветер», «Дождик», «Хохотушки», «Гимнастика для языка» и другие.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально- исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительного исполнения (вербальной и невербальной);
  • просмотр спектаклей, театрализованных представлений;
  • посещение драматического театра.

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности реализуется в образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

1. Социально-коммуникативное развитие направленно на формирование общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, воспитание позитивных установок к различным видам творчества. После посещения театра, просмотра мультфильмов, прочтения литературных произведений мы с детьми обсуждаем уведенное и услышанное. Каждый ребенок может высказать свое мнение о спектакле, свое отношение к тому или другому герою, его поступкам. Дети повторяют и показывают понравившиеся фразы и движения героев. Например, в середине января наша группа ходила в ДДЮ «Ритм» на театрализованное представление «Пиратский Новый год». Большинству детей запомнился такой герой как Эскимоська и дети до сих пор повторяют его фразы и движения.

2. Познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили - были.», «В некотором царстве, в некотором государстве.» и т. д.

3. Речевое развитие включает обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов. Доброй традицией стало чтение сказок, рассказов, стихов в начале сончаса. Дети ложатся в кровати, устраиваются поудобнее, закрывают глаза и слушают, представляя и воображая услышанное. А после сончаса дети рассказывают тем, кто уснул, чем закончилась сказка, делятся впечатлениями.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Мои воспитанники очень любят слушать музыку. Прослушав трек, мы обсуждаем: «Какая это музыка? Какие движения подойдут? Какому герою подойдет?» и т. п.

Развитие интонационной выразительности речи закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, злость и т.п.) и способами их невербального и вербального выражения. Это связано с тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.

Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), этюды «Покажи настроение», «Зеркало», чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные эмоциональные состояния. Для малышей пиктограммы изготовлены в более доступной для их понимания форме: в виде солнышка (грустного, сердитого, веселого и т.п.), гусениц из бросового материала (фантики) с разными выражениями лиц (печального, радостного, удивленного и т.п.).

Развитие театрализованной деятельности, накопление эмоционально-чувственного опыта и развитие речи детей - длительная работа. Но, регулярное проведение театрализованных игр, пальчиковой гимнастики, организация предметно пространственной среды, чтение литературных произведений, и рассказывание сказок, помощь родителей несомненно приводит к тому, что:

  • у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  • усваиваются основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удивление, злость и т.п.) и способы их вербального и невербального выражения;
  • формируются простейшие образно-выразительные умения (имитация характерных движений животных, сказочных персонажей);
  • нормализуется речевое дыхание;
  • формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • улучшается фонематический слух;
  • повышается речевая активность детей;
  • развиваются творческие способности.

Доказательством этого является то, что два года подряд дети моей группы становятся победителями фестиваля «Театральный калейдоскоп», который проводится ежегодно в нашем детском саду.  Родители, видя своих детей на «сцене», пусть даже в небольшой роли, испытывают гордость и радость. Поэтому родители стали интересоваться театрализацией, стали спрашивать советы, какие сказки читать и как правильно это делать. В какие ролевые игры дома с ребёнком лучше играть. Мамы детей начали помогать шить костюмы, а папы делать декорации.

Кроме того, для родителей была оформлена выставка «Театральный калейдоскоп»; проведены: консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности», индивидуальная консультация «Интонационная выразительность речи». Для того чтобы заинтересовать родителей работой в данном направлении, в группе проводятся игротеки: «В гостях у куклы Маши», «Театрализованные игры», «Сочиним сказку».

Педагогическим опытом по развитию интонационной выразительности речи дошкольников через театрализованную игру делюсь с воспитателями дошкольного образовательного учреждения. Для педагогов ДОУ подготовила и провела мастер – класс «Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи дошкольников». По этой же теме транслировала опыт работы для слушателей курсов повышения квалификации ГАОУ ДПО ИРОСТ

 Таким образом, вопрос о развитии интонационной выразительности речи связан с общим процессом обучения и игровой деятельностью. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников через театрализованную игру показывает положительную динамику.

Если в 2015-2016 учебном году в средней группе на начало года высокий уровень составил 18,2% и к концу года – 29,3%, то в 2016-2017 учебном году (в старшей группе) на начало учебного года -19,5% и на конец – 31,1%

Прослеживается и снижение низкого уровня с 33,1% до 14,5% в средней группе и в старшей группе – с 31,8% до 8,2%. У детей повысилась речевая активность, увеличился объем словаря, речь стала более четкой, выразительной, интонационно окрашеной.

Речевое развитие дошкольников 2015 – 2016 учебный год

(Средняя Б группа):

 

Речевое развитие дошкольников 2016 - 2017 учебный год

(Старшая Б группа):

 

Таким образом, благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Методическая литература

  1. Акулова О.В. Влияние слушания произведений устного народного творчества на выразительность речи детей стершего дошкольного возраста/ Методические советы к программе «Детство» / [Текст]/ О. В. Акулова –  СПБ: «детство – пресс», 2001.
  2. Артемьева Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]/ Л.В. Артемьева – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  3. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия» [Текст]/ А. Л. Введенская – Ростов на Дону: Феникс, 2001. – 448 с.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л. С. Выготский – СПБ: Союз, 1997.
  5. Дошкольная педагогика под редакцией Логинова В.И., Саморуковой П.Г. [Текст]/ И. В. Логинова – М.: Просвещение, 1988. – 209 с.
  6.  Запорожец А.В. Некоторые психологические моменты детской игры [Текст]/ А. В. Запорожец// Дефектология. - №10. – 1995. – с. 72 – 79.
  7. Интернет ресурсы:

- http://www.maam.ru/obrazovanie/esse;

- https://infourok.ru/opit-raboti-na-temu-teatralizovannie-igri-kak-sredstvo-razvitiya-virazitelnosti-rechi-detey-1138926.html;

- http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/teatralizovannaja-igra-kak-sredstvo-razvitija-intonatsionnoj-vyrazitelnosti-rechi-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-257320.html»;

- http://www.bestreferat.ru/referat-137716.html;

- https://bibliofond.ru/view.aspx?id=466134;

  1.  Князева Т.С. Интонационная основа художественной выразительности [Текст]/ С. Т. Князева – М., Институт психологии РАН, 2000. – 121 с.
  2.  Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста // Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) [Текст]/ С. В. Мухина – М.: Наука, 2003. – 199 с.
  3.  Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст]/ М. Маханева // Дошкольное воспитание. - №11. – 1999. – с. 18 – 20.
  4.  Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 № 30384)
  5. Резцова С. В. Комплексно – тематическое планирование сказочных представлений [Текст]/ С. В. Резцова – Вогоград: Учитель, 2014. – 70с.
  6. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников./ Под ред. С.Л. Новоселовой [Текст]/ А. Н. Реуцкая – М.: Просвещение, 1989. – 170 с.
  7. Романова Г. В. Формирование правильной дикции у дошкольников [Текст]/ Г. В. Романова – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 64 с.
  8. Парфенова Е. В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности [Текст]/ Е. В. Парфенова – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 64 с.
  9. Томчикова С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]/ Н. С. Томчикова – Магнитогорск: МГУ, 2002. – 85 с.
  10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]/ Э. Г. Чурилова - М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
  11. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д. Б. Эльконин – М.: Просвещение, 1998. – 304 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников."

В работе представлена последовательность работы по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников: игры, упражнения и речевой материал....

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Консультация для воспитателей, родителей. Рассматриваются вопросы развития выразительности речи у детей, этапы работы, основные принципы. приводятся примеры занятий, игр....

Сборник "Чтения у камелька" (развитие интонационной выразительности речи при знакомстве с классической литературой)

Для развития интонационной выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых человек мог бы не стесняться слушателей. Это очень важно: нередко люди, даже не имеющие проблем с речью, на...

Семинар-практикум для воспитателей: Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Предлагается материал для проведения семинара-практикума с педагогами....

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников.

Цель:- учить детей передавать интонацией различные чувства( радость, безразличие, огорчение)Воспитатель называет предложени : « Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией -...

"Развитие интонационной выразительности речи"

quot;Развитие интонационной выразительности речи"...

Развитие интонационной выразительности речи у обучающихся с ТНР и ЗПР

Вследствие каких либо факторов, внутренних и внешних, в последние годы достаточно большое количество детей страдают различными нарушениями речи. Причины этих нарушений различны, и, к сожалению, за пос...